Культура
12:41, 24 июля 2013

Как я встретил вашего Бэтмена Зак Снайдер наконец-то познакомит Человека из стали и Темного рыцаря

Иван Чернявский (специально для «Ленты.ру»)

Новость о том, что американский режиссер Зак Снайдер собирается в 2015-м году снять фильм о встрече Супермена и Бэтмена, вызвала несколько разных реакций. Люди, с супергеройскими комиксами не знакомые вообще, могли удивиться — мол, как это, такие разные и все-таки вместе? Люди, в комиксы погруженные, удивились только тому, что встреча происходит лишь сейчас, ведь на страницах своих ежемесячных серий оба персонажа пересекались не раз и не два в течение десятков лет. Те же, кто интересуется киноиндустрией, не удивились, а, скорее, вздохнули с облегчением: подходит к концу производственная эпопея, стартовавшая еще в 2001-м году.

Человеку со стороны может показаться, что принадлежащая медиа-гиганту Warner Bros. компания DC Comics, распоряжающаяся правами на Бэтмена и Супермена, копирует шаг своих злейших конкурентов из Marvel — те превратили кинокартины про своих супергероев в своеобразный сериал, пиком которого стали «Мстители», самый кассовый фильм 2012 года. Однако же «Лига справедливости», аналогичная «Мстителям» команда, объединяющая разнообразных борцов за добро из мира DC, исторически старше, чем сам бренд Marvel — «Лига» появилась еще в феврале 1960 года. А первая встреча Бэтмена и Супермена в комиксах и вовсе произошла в 1951-м — так что поклонникам Marvel лучше не заводить спор о том, кто у кого украл идею; просто команда Железного человека быстрее прорвалась на киноэкран. Фильм о «Лиге» должен выйти в 2017-м году, и обещанная встреча Бэтмена и Супермена имеет к нему прямое отношение.

Разговоры о том, что одержимый борьбой с преступностью миллиардер Брюс Уэйн встретится в кино с репортером инопланетного происхождения Кларком Кентом, начались в 2001 году, когда Warner Bros. решали, что делать с брэндом «Бэтмен». Рассматривались самые фантастические предложения — например, режиссер Даррен Аронофски предлагал взять на главную роль Клинта Иствуда, а Готэм-Сити, родной город героя, снимать в Токио. Эта картина о первых днях Бэтмена позднее трансформировалась в «Бэтмен. Начало», потеряв по дороге и Аронофски, и Иствуда; другой вариант предполагал экранизацию мультсериала «Бэтмен Будущего», киберпанковских приключений наследника Уэйна. Но больше всего студию заинтересовало предложение Эндрю Кевина Уокера, автора сценария фильма «Семь»: заявка с говорящим названием «Бэтмен против Супермена».

Манера супергероев при встрече друг с другом начинать молотить кулаками вместо того, чтобы поговорить — такая же неотъемлемая часть их образа, как броские костюмы или «говорящие» прозвища, но в случае этих двоих все еще глубже. Первоначально комиксные Супермен и Бэтмен были закадычными друзьями, но эта эпоха закончилась в середине 80-х. Издательство DC, пытаясь удивить старых читателей и привлечь новых, провело мощную «перезагрузку» сюжетов, в рамках которой светлая дружба двух величайших героев Земли канула в Лету. По новому канону персонажи друг другу не доверяли: Супермен считал Бэтмена слишком жестоким, а Бэтмен считал, что такой силой, как у Супермена, не должен обладать никто. Это, впрочем, распространялось и на остальных членов «Лиги Справедливости», куда Бэтмен тоже был принят — оставаясь обычным человеком среди богов, Брюс боялся, что рано или поздно они потеряют контроль над собой, и потому придумал тысячу и один способ нейтрализации своих могущественных коллег. Ум и упорство уравновешивали его шансы в борьбе с кем угодно, в том числе и с непобедимым, как будто, Суперменом. Действуя в рамках этих вводных, Уокер предложил сценарий, в котором герои большую часть времени бились друг с другом, а не со злодеями; на роль Супермена прочили Джоша Хартнетта и Джуда Лоу, а Бэтмена уже тогда предложили Кристиану Бэйлу (и Колину Фареллу). Однако спустя месяц после анонса картины в прессе режиссер Вольфганг Петерсен покинул проект в пользу «Трои».

Лишившись режиссера, студия Warner Bros. оказалась в состоянии раскола. С одной стороны был один из руководителей компании, Лоренцо ди Бонавентура, человек, которому студия была обязана, например, «Матрицей»; с другой — президент студии Алан Хорн. Бонавентура хотел снять фильм про войну героев, а Хорн (при поддержке Джей Джей Абрамса) считал, что это следует делать, только выпустив на экраны новые сольные фильмы про обоих. Хорн предложил провести голосование среди первых лиц компании, показав им сценарии «Бэтмена против Супермена» и нового фильма о Супермене. На голосовании победил подход Хорна, и в августе 2002 года проект парного фильма был отменен; вряд ли простым совпадением было то, что в кратчайшие сроки Бонавентура покинул Warner Brothers после 12 лет работы (после чего спродюсировал, например, трилогию «Трансформеры»). Своеобразным отзвуком этой истории стал кадр в фильме 2007-го года «Я — легенда», где Уилл Смит проходит мимо огромного рекламного плаката несуществующей картины.
Впрочем, Хорну досталась пиррова победа — написанный Абрамсом сценарий нового «Супермена» два года переходил из рук в руки, так и не был реализован, а снятый вместо этого фильм «Возвращение Супермена», хоть и стал одним из любимых фильмов Квентина Тарантино, финансовых надежд компании не оправдал.

В 2007-м идея о встрече двух героев эволюционировала в экранизацию комиксов о «Лиге справедливости». Отклонив идею снять компьютерный фильм в духе «Беовульфа», Warner дали бразды правления Джорджу Миллеру, автору «Безумного Макса», и интернет заполонили слухи о кастинге — причем в слухах не фигурировали ни Брендон Ли Рут из «Возвращения Супермена», ни Кристиан Бэйл, уже сыгравший титульную роль в «Бэтмен. Начало». Однако картине не повезло почти сразу, так как старт интенсивной работы над сюжетом совпал со всеамериканской забастовкой Гильдии сценаристов. Около года студия не могла решить, что делать с проектом, и в 2008-м заявила, что все-таки выпустит еще несколько сольных фильмов про разных супергероев до того, как приступит к «Лиге»; позднее Миллер был отстранен от картины.

В 2012 году, убедившись на примере «Мстителей», что командные фильмы не просто нужны зрителю, но и могут собирать невероятные суммы в прокате (картина от Marvel обогнала даже чрезвычайно ожидаемый финал Бэтменовской трилогии Кристофера Нолана), DC и Warner еще раз попытались решить задачку. Условия усложнились: фильм о другом супергерое DC, Зеленом фонаре, с треском провалился; Нолан заявил, что не видит смысла в кино-встрече Супермена и Бэтмена, а Кристиан Бэйл счел, что больше не хочет надевать на себя костюм летучей мыши. Решение пришло с выходом «Человека из стали» Зака Снайдера, от успеха которого зависело будущее кинокомиксов DC — новый, осовремененный Супермен пришелся по вкусу зрителям, и летом 2013 года Warner анонсировали свой далеко идущий план по созданию своей киновселенной. Помимо дуэта Супермен-Бэтмен и «Лиги», в него также входит экранизация комикса «Флэш» о самом быстром супергерое Земли.

Во время презентации на «Комик-Коне» в Сан-Диего Снайдер попросил актера Гарри Ленникса (игравшего военного в «Человеке из стали») зачитать фрагмент текста, который позволил бы объявить о теме грядущего сиквела. Этим текстом стала цитата из сюжета «Возвращение Темного Рыцаря» Фрэнка Миллера («Город грехов», «300 спартанцев»), вышедшего в 1986 году; действие комикса происходило в будущем, и одной из основных тем было противостояние вернувшегося в дело подряхлевшего Бэтмена и ставшего правительственным агентом Супермена. «Кларк, я хочу, чтобы ты всегда помнил, чтобы каждую минуту ты помнил, чтобы ты ощущал, как моя рука сжимает тебе глотку. Я хочу, чтобы ты помнил единственного человека, который тебя победил», — зачитал Ленникс цитату из монолога Бэтмена, и публика увидела сдвоенный логотип двух супергероев.

Однако на этом презентация Warner была закончена, и обезумевшие от восторга фанаты должны были обратиться к пресс-релизам и интервью, чтобы узнать, что фильм все-таки не будет экранизацией комикса Миллера и что на роль Бэтмена будет нанят новый актер (а вот Генри Кэвилл вернется в качестве Супермена). Съемки начнутся в следующем году, но больше о фильме неизвестно ничего, так что начинается очередной раунд слухов и домыслов.

Судя по зачитанному фрагменту, фильм вряд ли будет хроникой настоящей мужской дружбы и покажет нам противостояние персонажей — можно смело предположить, что роль в этом сыграет спорная концовка «Человека из стали», в которой Супермен нарушает главное супергеройское табу на убийство; Бэтмен в комиксах всегда очень жестко реагировал на подобное, и наверняка его новая киноверсия захочет остановить безответственного полубога. Точно можно сказать только одно — в 2015 году кинотеатры станут плацдармом для нового сражения за миллионы, а то и миллиарды долларов между DC и Marvel, ведь тем же летом выйдет вторая часть «Мстителей» Джосса Уидона.

< Назад в рубрику