26 июля в окружении десятерых детей и многочисленных внуков скончался 94-летний американский миллиардер Джордж Митчелл. Известный как «отец сланцевой революции», он первым начал коммерческую добычу газа из сланцев с помощью гидроразрыва пласта (этот метод еще называют «фрекингом»). Ожидается, что основанное им производство превратит США из импортера энергоресурсов в экспортера. В Америке отношение к сланцевой индустрии двоякое: одни называют ее основой энергонезависимости страны, другие — в основном экологи — требуют запрета «фрекинга» из-за предполагаемого загрязнения сточных вод.
Джордж Митчелл родился в 1918 году в семье греческого эмигранта Савааса Парескевопулоса (Savаas Pareskevopoulos), который на родине был обычным пастухом. Перебравшись в США в 1901 году, Парескевопулос получил работу на железной дороге. Местный кассир устал ошибаться в написании сложного имени и попросил грека сменить его на американское. Так Саваас Парескевопулос стал Майком Митчеллом.
Новоиспеченный американец обосновался в Галвестоне (Техас), где женился и начал заниматься мелким бизнесом. Жена Митчелла умерла, когда будущему пионеру сланцевой индустрии Джорджу было 13 лет. Уже в 17 лет Джордж пошел работать на месторождение вместе со своим старшим братом. В 1939 году он закончил Техасский университет A&M по специальности инженер нефтяной промышленности. После службы в армии Джордж пошел работать в только что образованную компанию Oil Drilling, где они с братом в скором времени стали миноритарными акционерами. Со временем Митчеллы скупили доли у других собственников, перевели Oil Drilling под свой контроль и переименовали ее в Mitchell Energy & Development.
В 1972 году компания вышла на биржу, а в начале 1980-х Митчелл начал бурить формацию Барнетт (Barnett Shale) в Северном Техасе, которая считалась у нефтяников непробиваемой. Инженеры твердили, что Митчелл напрасно теряет время и деньги, но он настойчиво продолжал начатое.
Компания бизнесмена использовала для бурения технологию гидроразрыва пласта («фрекинга», или ГРП), которая впервые была применена еще в конце 1940-х годов. Суть ее довольна проста: бурится скважина, затем под землю под огромным давлением закачивается вода с песком и химикатами; в итоге пласт «трескается» и освобождает запертый внутри газ. Простой технология кажется только на словах, на самом деле ГРП — сложный и очень затратный процесс. По этим причинам «фрекинг» более 30 лет не приносил американской промышленности существенных дивидендов.
Все изменил именно Джордж Митчелл. Он начал экспериментировать с составом закачиваемой жидкости, а также применил технику бурения горизонтальных скважин. Бизнесмен потратил десять лет и шесть миллионов долларов, пока ему не удалось наконец подобрать способ бурения, делавший добычу топлива из сланцев рентабельной. После этого месторождение Барнетт стало одним из самых продуктивных в США.
Впоследствии новаторский подход Митчелла начали применять и другие американские компании. Производство сланцевого газа стало прибыльным, а объемы добычи выросли многократно. Бум снизил цены на топливо до исторического минимума. Сейчас США предсказывают выход на устойчивое первое место в мире по производству газа. В течение ближайшего десятилетия страна планирует начать экспорт топлива, в результате чего на мировом энергетическом рынке появится еще один крупный игрок.
Безусловно, в отрасли не все идет гладко. Спад цен, который так радует потребителей, оказал губительное влияние на производителей (см. врез). Кроме того, промышленникам приходится отбиваться от претензий экологов.
Основная претензия защитников окружающей среды к ГРП — загрязнение сточных вод. В настоящее время в США известно около четырех десятков случаев загрязнения воды рядом со сланцевыми месторождениями. Тем не менее связь между действиями газовиков и загрязнением вод достоверно установить пока не удалось. При оценке вредности ГРП стоит также учитывать, что технология косвенно оказала позитивное влияние на экологию, так как на фоне сланцевого бума в США резко сократилось потребление угля и, соответственно, выброс парниковых газов.
Всеобъемлющего объективного исследования об экологических последствиях «фрекинга» пока нет. Ситуация с влиянием ГРП на окружающую среду должна проясниться к 2014 году, когда Агентство по защите окружающей среды США опубликует проект доклада на соответствующую тему.
Экологи не хотят дожидаться результатов исследования. Движение против ГРП распространилось на весь мир, и в некоторых странах власти приняли законы о запрете новой технологии (Франция, Болгария). Впрочем, как показывает опыт Великобритании, законы можно и отменить — в декабре 2012 года правительство королевства сняло запрет на использование технологии ГРП. Полностью запретить «фрекинг» хотят только самые ярые противники технологии. Многие активисты выступают за усиление контроля над индустрией, повышение налогов и трату полученных средств на экологию.
Противники ГРП представляют собой организованную и довольно влиятельную силу. Они умело используют региональные особенности (например, желание американских индейцев сохранить природу в первозданном виде) и устраивают массовые забастовки.
Сам Митчелл, кстати, выступал за усиление государственного надзора за сланцевой индустрией. По его словам, инциденты, связанные с загрязнением сточных вод, происходят из-за нарушений технологии производства, которые обычно допускают небольшие компании.
В последние годы сланцевая индустрия развивалась без активного участия Джорджа Митчелла. Сам он продолжал работать до последних дней, помогая своему сыну Тодду — члену совета директоров корпорации Devon. Последняя выкупила компанию Mitchell Energy в 2002 году за 3,5 миллиарда долларов; эта сумма стала основой состояния Митчелла и позволила ему войти в список богатейших людей мира.