В июле 2013 года цены на нефть американской марки WTI вплотную приблизились к стоимости европейской Brent, а затем ненадолго превысили ее. Таким образом мог завершиться многолетний рыночный цикл явного ценового превосходства европейской нефти над американской — цикла, на протяжении которого трейдеры при ценообразовании почти не обращали внимание на качество нефти.
Игроки на рынке стали терять интерес к качеству нефти с середины 2000-х годов — на первый план при ценообразовании стали выходить объем запасов и доступность ресурсов для нефтеперерабатывающих заводов. Своеобразным символом этой тенденции стало лето 2010 года, когда Brent стал стоить дороже WTI. В течение следующих трех лет стоимость двух самых популярных смесей нефти разнилась на 5-25 долларов за баррель, но в конце концов цены снова достигли паритета. Прежде чем разобраться в причинах такого аномального ценообразования, необходимо понять, чем WTI принципиально отличается от Brent.
Под аббревиатурой WTI скрывается полное название смеси нефти — West Texas Intermediate. Она получила свое наименование по месту добычи — американскому штату Техас. Отличительной особенностью марки WTI является ее «легкость» и низкое содержание серы. По методологии Американского института нефти (API), плотность WTI составляет 39,6 градуса (чем больше градус, тем меньше плотность), что делает ее легче воды, которая берется за точку отсчета. WTI стала известна на американском рынке в начале 1980-х годов — после либерализации энергетического законодательства. По данным консалтинговой компании Energy and Capital, до 30 процентов нефти в Соединенных Штатах в начале 1980-х принадлежало к WTI, среди преимуществ которой — высокое качество и относительная низкая стоимость доставки к потребителям.
Марка Brent возникла вслед за началом разработки одноименного крупного месторождения в Северном море, а чуть позже так стали называть всю нефть, поступающую из Северной Европы. API оценивает плотность европейской нефтяной смеси в 38. Это немногим хуже показателей WTI, однако Brent также проигрывает и по содержанию серы, уровень которой достигает 0,4 процента по сравнению с 0,2-0,3 процента у американского конкурента.
Именно Brent и WTI суждено было стать самыми популярными нефтяными смесями. Связано это в том числе с историей мировой торговли сырьем, которая развивалась в основном в США и в Европе. Американские трейдеры сосредоточились на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX), и им было удобнее торговать местной нефтью. В Лондоне, наоборот, осели биржевики со всей Европы, в результате чего Лондонская межконтинентальная биржа (ICE) стала центром продаж Brent.
Плотность («тяжесть») и «сернистость» определяют дальнейшую судьбу нефти. Чем легче жидкое углеводородное сырье и чем меньше в нем серы, тем лучше оно подходит для производства бензина и керосина, что повышает его стоимость. Таким образом, в идеальных условиях WTI должен стоить чуть дороже, чем Brent, но в конце 2000-х трейдеры совсем перестали обращать внимание на качество нефти. По данным Управления энергетической информации США (EIA), 22 сентября 2011 года «спрэд» (разница в ценах) между WTI и Brent составил рекордные 29,70 доллара за баррель в пользу европейской смеси. Уже к концу июля разрыв сократился всего до двух долларов, а в ходе нескольких торговых сессий в середине месяца WTI даже стала ненадолго дороже Brent.
Коренной переворот на нефтяном рынке можно объяснить целым рядом факторов, как локальных, так и фундаментальных. К первым, прежде всего, необходимо отнести достижение к 2010 году предельных мощностей производства WTI и начало реконструкции нефтяных терминалов в Кушинге, штат Оклахома (город Кушинг является главным центром доставки смеси WTI к потребителям). Сложности с логистикой оказали решающее краткосрочное влияние на нефтеперерабатывающие компании, которые предпочли переориентироваться на Brent, тем самым подстегнув спрос и цены на него.
Однако временные сложности с транспортировкой смеси WTI оказываются незначительным обстоятельством по сравнению с перестройкой нефте- и газодобывающей промышленности США. Речь идет о начавшейся с середины 2000-х «сланцевой революции». За период с 2000-го по 2010 год, по данным американских властей, доля сланцевого газа по отношению к топливу, полученному традиционным путем, выросла в стране с 1 процента до более чем 20 процентов. «Сланцевая революция» позволила существенно удешевить производство топлива и начать выработку качественной легкой нефти из месторождений, ранее считавшихся к этому непригодными. Наиболее ярким примером является месторождение Баккен в Северной Дакоте, которое производит до 750 тысяч баррелей жидких углеводородов в сутки, что сравнимо с мощностями такого экспортного гиганта, как Катар.
Появление на рынке США принципиально нового и доступного вида нефти не могло не привести к снижению цен на WTI. Впрочем, «сланцевая революция» косвенно оказала влияние и на мировое производство в целом: США перестали нуждаться в больших объемах импорта, и нефть от ее бывших торговых партнеров хлынула к другим потребителям, в первую очередь в Европу. С июня 2010 по май 2013 года закупки заграничной нефти со стороны США сократились на 2,3 миллиона баррелей в сутки. Для сравнения, всего Соединенные Штаты импортируют до 7 миллионов баррелей нефти в сутки.
У ценообразования на Brent проблемы совсем иного рода. С одной стороны, в основном потребителе Brent, Европе, продолжается рецессия, что приводит к снижению необходимости в топливе, а следовательно, не дает ценам вырасти. В апреле этого года Bloomberg сообщил, что Международное энергетическое агентство предсказало падение потребления нефти в развитых европейских государствах до уровней 1985 года.
С другой стороны, нефти Brent на рынке становится меньше, так как запасы Северного моря снижаются, а большинство месторождений уже прошли максимальные уровни производства. По данным британских властей, пик добычи в Северном море пришелся на 1999 год, когда Соединенное Королевство ежедневно извлекало 4,5 миллиона баррелей смеси Brent. В 2012 году ежесуточно добывалось лишь 1,55 миллиона баррелей. Вероятные в будущем перебои или недостаток европейской нефтяной смеси может привести к странной рыночной ситуации, при которой лидер для расчетов стоимости контрактов может попросту физически прекратить свое существование.
И все же европейские трейдеры сумели сделать так, что на мировом рынке котировки на Brent важнее, чем на WTI. The Telegraph со ссылкой на экспертов авторитетного исследовательского агентства Platts отмечала, что в 2010 году до 70 процентов нефти в мире было реализовано в привязке к стоимости европейской марки, и с тех пор это соотношение вряд ли сильно изменилось. В декабре 2012 года Brent одержал важную символическую победу на родине WTI — Управление энергетической информации США (EIA) для прогнозов по топливному рынку стало использовать в своих расчетах показатели европейской смеси, а не WTI.
Аналитики, опрошенные мировыми информагентствами, сходятся на том, что в конце 2013-го и на всем протяжении 2014 года Brent будет торговаться дороже, чем WTI. Однако они расходятся в оценке «спрэда». Bloomberg 23 июля привел данные инвестбанка Goldman Sachs, который предрекает в следующем году европейской смеси превосходство в 8-9 долларов над американским конкурентом. Финансовая организация полагает, что в ближайшее время нефтепереработка на побережье Мексиканского залива будет переориентирована на легкую сланцевую нефть, что снизит потребности в WTI.
Deutsche Bank в начале июля сообщил, что предполагает «спрэд» в 2013 году в 10 долларов, а к 2016-му он вырастет до 15 долларов. В Управлении энергетической информации США прогнозируют среднюю разницу в стоимости между двумя марками в 11 долларов за баррель в пользу Brent во втором полугодии 2013 года. В 2014-м преимущество Brent над WTI должно сократиться до 8 долларов за баррель. Таким образом, радикального изменения разницы в ценах аналитики не прогнозируют: скорее всего, в ближайшее время «спрэд» будет оставаться хоть и существенным, но не таким большим, как год-два назад.
Для российских нефтяников выгоднее, чтобы Brent торговался дороже, чем WTI, так как цены на отечественную смесь марки Urals зависят именно от котировок на Brent. Все в той же «идеальной» ситуации Urals, исходя из своих качественных характеристик, должна стоить немного дешевле европейской смеси, однако тенденция, заключающаяся в том, что трейдеры все меньше обращают внимание на качество нефти, повлияла и на котировки Urals. За последнее время несколько раз (например, в декабре 2011 года или июле 2012-го) на биржах был зафиксирован спрэд между Urals и Brent в пользу первого. Во втором из двух случаев на настроениях трейдеров отразились политические события — 1 июля было введено эмбарго на поставки иранской нефти, что совпало с временными перебоями поставок из Северного моря. Санкции в отношении Ирана сразу же увеличили спрос на Urals, которая не сильно отличается по своему составу от иранской нефти.
Влиять на ценообразование Urals могут и российские производители. Газета The Financial Times писала, что на фоне сокращения экспорта нефти из России в Европу до десятилетнего минимума трейдеры стали готовы платить за Urals больше, чем за Brent, так как многие производители бензина вложились в модернизацию заводов, для того чтобы принимать российскую нефть, и теперь вынуждены простаивать из-за дефицита углеводородов на рынке.
Взаимоотношения между Brent и Urals лишний раз свидетельствует о сложном и не всегда очевидном механизме ценообразования на нефтяном рынке. Странам, лишенным возможности напрямую влиять на этот механизм, ничего не остается, кроме как экспериментировать с объемами поставок. Появление нового «бенчмарка» в России или в ближневосточных странах пока маловероятно из-за того, что у них нет развитого биржевого рынка, а без него невозможно установить рыночные цены. В то же время ни США, ни Европа не готовы отказываться от лидерства в сырьевой торговле, так что трейдерам придется и дальше следить за двумя смесями. И, разумеется, играть на разнице между Brent и WTI.