С 15 сентября 2013 года эвакуация автомобилей в Москве после девятилетнего перерыва вновь станет платной. Несмотря на то что до введения платы за перемещение машин остается всего полтора месяца, пока неизвестно, во сколько это обойдется автовладельцам. «Лента.ру» оценила, насколько город готов к возвращению платной эвакуации.
История с платной эвакуацией автомобилей вообще и в Москве в частности берет свое начало в декабре 2003 года, когда российское правительство приняло «Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации». Документ предоставлял водителю три бесплатных часа хранения машины на штрафстоянке и устанавливал, что стоимость эвакуации и последующей почасовой оплаты хранения каждый регион определяет самостоятельно.
В Москве стоимость вывоза автомобиля на стоянку и последующего хранения тогда привязали к затратам предприятия-перевозчика. Средние цифры, названные мэрией, составили 1806,2 рубля за эвакуацию и 52,7 рубля за каждый час хранения. Эвакуацию по таким правилам проводили в течение почти всего 2004 года, после чего перемещение машин было остановлено полностью. Занимавший тогда пост мэра столицы Юрий Лужков прислушался к многочисленным жалобам на нарушения со стороны эвакуаторщиков. «Они только и думают, как вытащить из людей деньги», — заявил градоначальник и почти на год избавил москвичей от опасений за личный автотранспорт.
Ближе к следующей зиме (сезону, когда вывоз неправильно припаркованных машин активизируется), в ноябре 2005 года, эвакуаторы вернулись на столичные улицы в том виде, в котором они существуют до сих пор. Во-первых, перемещение автомобиля сделали бесплатным, как и первый день хранения на штрафстоянке. Во-вторых, плату за хранение машины снизили для тех, кто готов быстро ее забрать — она составила 40 рублей в час на протяжении вторых и третьих суток и 80 рублей в час в дальнейшем. После полугода простоя власти города получают право утилизировать автомобиль для компенсации своих расходов. Наконец, процедуру эвакуации полностью вывели из под контроля ГИБДД — инспектор только составлял протокол о задержании транспортного средства и акт передачи машины сотруднику «Городской службы перемещения транспортных средств» (ГСПТС).
Четыре года спустя эта практика была оформлена законодательно и на федеральном уровне — из «Правил задержания ТС» исключили необходимость оплаты самой эвакуации и первого дня хранения автомобиля. В таком виде юридическая база, в соответствии с которой перемещались задержанные автомобили, просуществовала до апреля 2011 года, когда описание процедуры эвакуации перенесли в статью 27.13 Кодекса об административных правонарушениях. Но при этом в КоАП не попали гарантии бесплатного перемещения и первого дня хранения. За скобками также остались вопросы эвакуации транспортных средств различных видов войск. После того как в конце 2012 года было принято постановление правительства, касавшееся войсковых машин, правила эвакуации образца 2003 года оказались окончательно упразднены.
Регионы, в свою очередь, начали утверждать новые тарифы на эвакуацию и хранение автомобилей уже летом 2012 года, поскольку поправки в КоАП вступили в силу с 1 июля. Так, в Новосибирской области плату стали брать за пробег эвакуатора (как пустого до места эвакуации, так и с автомобилем до штрафстоянки) — 58 рублей за километр. Тариф за час хранения легкового автомобиля на штрафстоянке составил 39,5 рубля. Впрочем, год спустя региональные власти решили перейти на фиксированную плату за эвакуацию — 1550 рублей. Сопоставимые цены установили (.pdf) в Самарской области (1500 рублей), сделав исключение для Самары и Тольятти (1700 рублей). Вдобавок там дифференцировали стоимость хранения машины: 10 рублей в час за первые 5 часов и 25 рублей в час начиная с шестого.
Дороже эвакуация обходится жителям второго по размерам после Москвы мегаполиса Санкт-Петербурга, где перемещение легковых машин оценили в 2,7 тысячи рублей, а большегрузных — в 16 тысяч рублей. Тариф штрафстоянки для легковых автомобилей там установили на уровне 30 рублей в час.
Московские власти с введением платной эвакуации торопиться не стали, хотя и утвердили в июле 2012 года порядок перемещения автомобилей в соответствии с новым законодательством (без тарифов и сроков). Вероятнее всего, это было связано с запуском пилотного проекта платных парковок в центре города с первого ноября того же года. Через месяц после организации парковочной зоны, в декабре, глава департамента транспорта столицы Максим Ликсутов объявил, что платная эвакуация заработает с июня 2013 года и, скорее всего, будет стоить 5 тысяч рублей. Было также обещано, что хранение на штрафстоянке обойдется в тысячу рублей в день (около 40 рублей в час) начиная со вторых суток.
Окончательно дату начала перемещения автомобилей за счет водителей в Москве определили (.pdf) в апреле. Платную эвакуацию решено было ввести с 15 сентября 2013 года, а ответственным за это назначили ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП). Несмотря на то что тариф на эвакуацию в постановлении городского правительства так и не был утвержден, там зафиксировали перечень всех московских штрафстоянок. Их оказалось 17 штук общей вместимостью 3120 машиномест.
Затем городские чиновники вновь взяли паузу, и очередная порция сведений о платной эвакуации появилась лишь в конце июля, когда АМПП объявил о привлечении 300 новых эвакуаторов к очистке московских улиц. Ведомство решило не полагаться на парк эвакуаторов ГСПТС (около 80 машин), которым с сентября будет отведена сугубо хозяйственная роль — переставлять автомобили для проезда уборочной техники и тому подобные функции. Половину новых машин московское правительство приобретет в лизинг (в аренду с последующим выкупом) на пять лет, остальные 150 эвакуаторов предоставят сторонние фирмы, с которыми на те же пять лет заключат договоры об эвакуации.
Впрочем, точную стоимость эвакуации и хранения автомобилей в АМПП так и не назвали. Уточнили только, что будут действовать три тарифа в зависимости от массы автомобиля. Максимальную стоимость на объявленных открытых аукционах при этом назначили из расчета 5000 рублей за одну эвакуацию.
Стоит отметить, что в других регионах официальное опубликование тарифов на эвакуацию также происходило незадолго до (или даже после) их вступления в силу. Но летом 2012 года это объяснялось тем, что субъекты федерации хотели приурочить принятие всех своих законов ко времени вступления в силу изменений в КоАП. У Москвы, которая тогда ограничилась общим документом, было достаточно времени на уточнение и согласование всех сроков и тарифов.
Количество эвакуаторов, которые планируют использовать московские власти, также вызывает вопросы. Было объявлено, что 300 машин смогут обеспечить до 1300 эвакуаций в день. Надо отметить, что на такие показатели АМПП выйдет не сразу — с 15 сентября к работе, согласно контрактам, приступят только 100 машин, а остальные 200 будут добавляться к ним постепенно вплоть до конца 2013 года. И если первая сотня обеспечит около 400 эвакуаций в день и наверняка не приведет к переполнению стоянок (водители вряд ли станут медлить с возвратом машин), то уже к концу года может получиться, что вывозить автомобили станет попросту некуда — 1300 эвакуаций в день заполнят 3210 имеющихся машиномест за два-три дня.
Более того, первоначально все эвакуаторы планируется использовать только в Центральном административном округе (ЦАО), где ситуация с незаконной парковкой наиболее острая. Но городская спецстоянка в ЦАО имеется всего одна (на 150 машиномест), а остальные расположены на значительном удалении, вплоть до самой труднодоступной — в Зеленограде.