Экономика
15:47, 31 июля 2013

Разбросались калием Расторжение одной российско-белорусской сделки обвалило мировой рынок удобрений

Александр Поливанов
Рудник «Уралкалия»
Фото: пресс-служба «Уралкалия»

Российская компания «Уралкалий», крупнейший в стране производитель калийных удобрений, неожиданно разорвала сделку с белорусским партнером, с которым они вместе продавали продукцию на мировых рынках. Эта новость, какой бы узкопрофильной она ни казалась, может отразиться почти на всех жителях мира: разрушение картеля приведет к глобальному падению цен на удобрения, а значит, и на продукты питания.

«Беларуськалий» и «Уралкалий» продавали за рубеж свою продукцию через единый канал — Белорусскую калийную компанию (БКК), в которой партнерам уже без малого восемь лет, с 2005 года, принадлежало по 50 процентов акций. Не исключено, что россияне воспринимали этот проект как первый шаг к потенциальному слиянию двух производителей калия для создания глобального супергиганта: «Беларуськалий» и «Уралкалий» можно считать монополистами на внутренних рынках, а на мировом доля БКК составляла 30-40 процентов. Ее единственным крупным конкурентом была Canpotex, трейдер нескольких калийных компаний Канады.

Слияния в итоге так и не произошло: президент Белоруссии Александр Лукашенко публично заявлял, что готов продать «Беларуськалий», но выдвигал невероятные для российской компании требования. По мнению Лукашенко, весь «Беларуськалий» стоил 30 миллиардов долларов — такие деньги за производителя удобрений «Уралкалий» (да и ни одна другая компания в мире) не готов был платить ни до кризиса, ни уж тем более после. Для сравнения, сейчас сам «Уралкалий» оценивается рынком в 15 миллиардов долларов, причем за последний месяц его капитализация снизилась на треть.

В 2011 году казалось, что «Уралкалий» все же близок к сделке. Во всяком случае в Сбербанке подтверждали, что структуры Сулеймана Керимова, крупнейшего акционера «Уралкалия», обращались в кредитную организацию за финансированием сделки. Тем не менее сломить сопротивление Лукашенко в «Уралкалии» не смогли, и с тех пор в отношениях российской компании и «Беларуськалия» началось охлаждение, которое выразилось прежде всего в том, что компании полюбили «ходить налево», с тем чтобы экспортировать калийные удобрения через собственные структуры, а не через БКК.

Конфликт подогревал и сам Александр Лукашенко, который в завуалированной форме обвинил акционеров «Уралкалия» в попытке дать ему взятку. «Мне предлагали за 15 миллиардов продать "Беларуськалий": 10 миллиардов в казну, а 5 миллиардов — мне, куда скажу», — заявил Лукашенко в октябре 2012 года. Ни одного имени он не назвал, но отметил, что взятку предлагали «представители крупного бизнеса из России».

По статистике, размещенной на сайте БКК, видно, что «Уралкалий» резко снизил продажи через белорусского трейдера: если в 2011 году российская компания предоставила БКК 7,1 миллиона тонн калийных удобрений, то в 2012-м — 5,2 миллиона тонн. В 2013 году поставки через БКК, по всей видимости, сократились еще: во всяком случае в «Беларуськалии» утверждают, что российский партнер отдает единому трейдеру только 20 процентов от своего производства на экспорт, а остальное реализует самостоятельно.

В таких условиях «развод» был вопросом времени, и это время настало в июле 2013 года. Косвенно глобальные изменения на мировом рынке подтвердил Лукашенко, который 25 июля сделал попытку сохранить сотрудничество с «Уралкалием», публично заявив о разногласиях внутри БКК. В частности, он заверил журналистов, что, хотя у «Беларуськалия» и «Уралкалия» не всегда совпадают позиции, трейдер БКК должен быть сохранен. Попутно президент Белоруссии четко сформулировал цель существования БКК, которая заключается исключительно в монополизации рынка. «Как они, так и мы хотим продать побольше и подороже. И в этом наши интересы совпадают», — цитировало Лукашенко РИА Новости.

Подешевле, но побольше

С 30 июля интересы «Беларуськалия» и «Уралкалия» не совпадают. В российской компании теперь намерены конкурировать с белорусами за внешние рынки, а это означает, что мировую торговлю калием ждет волна демпинга. В самом «Уралкалии» предполагают, что цены сократятся с 400 до 300 долларов за тонну калия, но компания готова пойти на прямые убытки ради увеличения своей доли на рынке. По словам представителей компании, «Уралкалий» намерен уже в 2014 году увеличить производство с 10,5 до 13 миллионов тонн.

По идее, выиграть от исчезновения монополии должны все потребители, в том числе и те, кто никогда не был клиентом БКК. В частности, цены вынуждены будут сократить и канадцы, основные конкуренты россиян и белорусов на мировом рынке. Акции местной Potash Corp по итогам торгов 30 июля сократились на 16 процентов, Mosaic — на 17 процентов, а Agrium — на пять процентов. Именно во столько, по всей видимости, стоит оценивать сокращение прибыли компаний, у которых себестоимость производства выше, чем у «Уралкалия». По оценке россиян, себестоимость продукции в Пермском крае (именно там располагается основное месторождение компании — Верхнекамское) составляет 62 доллара за тонну против 100 долларов в Северной Америке и 240 долларов в Европе. По сути, падение цен до 300 долларов означает, что европейские производители окажутся на грани исчезновения.

Поскольку калийные удобрения используются по всему миру, от Латинской Америки до Юго-Восточной Азии, то снижение цен должно сказаться и на рентабельности сельскохозяйственного бизнеса. Конкретных оценок влияния демарша «Уралкалия» на мировой рынок продовольствия нет, но он точно позволит сохранить крестьянам миллиарды долларов. До кризиса цены на калийные удобрения достигали 840 долларов за тонну, то есть по сравнению с 2008-2009 годами обвал цен будет почти троекратным.

Чтобы описать масштабы события, аналитики, опрошенные The Wall Street Journal и the Financial Times, применили такое сравнение: по их словам, выход «Уралкалия» из соглашения с белорусами равносилен выходу Саудовской Аравии из ОПЕК на нефтяном рынке. Фактически речь идет о переустройстве всего рынка, на котором теперь будут складываться новые правила игры. Не исключено, что изменения ожидают и единого канадского трейдера Canpotex — возможно, его акционеры тоже захотят продавать калий самостоятельно.

Неожиданное следствие

Российский фондовый рынок уже давно находится в полудреме: интересных событий на нем почти не происходит, а резкие колебания цен возможны только в акциях, сделки по которым носят единичный характер. Сообщение «Уралкалия» о разрыве отношений с БКК взбодрило трейдеров: наконец-то поиграть на снижении стоимости можно было с «голубой фишкой» — вес «Уралкалия» в индексе ММВБ составляет 3,24 процента, то есть больше, чем у «Ростелекома» и «АЛРОСы» вместе взятых.

Внимание на акции «Уралкалия» трейдеры обратили еще на прошлой неделе, когда стало понятно, что компания скоро прекратит выкуп собственных акций с рынка, на который «Уралкалий» в прошлом году выделил 1,6 миллиарда долларов. Именно спрос со стороны компании во многом поддерживал котировки акций на уровне в 210-250 рублей. С 22 июля начался их резкий обвал, который не закончился до сих пор: ко времени написания этой заметки за одну ценную бумагу «Уралкалия» давали 146 рублей.

По детализированным графикам с сайта Московской биржи видно, что за последние полтора дня трейдеры пару раз пытались переломить тенденцию, по всей видимости, намереваясь заработать на предполагаемом отскоке. Объемы торгов по акциям «Уралкалия» выросли на порядок, то есть на рынке наконец-то снова стало интересно. Так интересно, что Московской бирже даже пришлось приостановить торги по «Уралкалию» на полчаса, когда котировки обвалились более чем на 20 процентов меньше чем за сутки.

В этой ситуации удивляет позиция самого «Уралкалия», который благородно завершил программу выкупа акций до обвала котировок. Теоретически компания могла бы воспользоваться резким снижением акций, чтобы купить их подешевле, но в «Уралкалии» решили миноритариев не огорчать. Они цен в 250 рублей за акцию в ближайшее время вряд ли дождутся: практически все инвестбанки сильно снизили целевые показатели по акциям компании, а переустройство глобального калийного рынка может занять не один квартал и даже не один год.

< Назад в рубрику