В Белоруссии продолжается борьба с распространением африканской чумы свиней (АЧС). Животных в зонах риска изымают у хозяев и уничтожают. В некоторых районах фермеров вынуждают произвести убой здоровых свиней «для личного потребления». Власти вводят ограничения на разведение этих животных в частных хозяйствах. А недавно стало известно, что жителям Белоруссии вообще могут запретить держать свиней — на всей территории республики.
Со вспышкой африканской чумы свиней Белоруссия, по данным министерства сельского хозяйства, столкнулась впервые. Причиной, как утверждают власти, стал зараженный комбикорм, поставленный в республику из-за границы. Для борьбы с АЧС создан республиканский штаб во главе с вице-премьером Михаилом Русым.
АЧС — вирусное заболевание, при котором смертность поголовья свиней составляет до ста процентов. Переносчиками чумы являются, в частности, дикие кабаны. Вирус также может распространяться через корм и насекомых-паразитов. Основным методом борьбы с распространением заболевания является уничтожение заболевших животных, а также животных в зоне риска — в соседних с очагом заболевания районах. Для человека АЧС опасности не представляет.
Власти Белоруссии заявляют, что принимают необходимые меры для локализации очагов АЧС, и призывают население не паниковать. При этом, правда, точной информации о том, насколько распространилось заболевание, нет. Официально признаны лишь два очага африканской чумы, однако и в тех районах, где ее вроде бы нет, свиней у населения продолжают изымать. Обещанные крестьянам компенсации от государства, по данным местных СМИ, получают не все.
Первые неофициальные сообщения о том, что в Белоруссии зафиксирована вспышка АЧС, появились еще весной. В конце апреля стало известно, что свинокомплекс «Восточный» (в Барановичском районе Брестской области, на юго-западе страны) оцеплен милицией. По слухам, из-за вспышки заболевания там стали в массовом порядке уничтожать животных. «Оцепили территорию, выставили пост ГАИ, нагнали техники — на поле возле леса выкопали траншеи... — писала местная газета Intex-Press со ссылкой на рассказ одного из своих читателей. — Подвозят на тракторах поросят, прямо в прицепах вспарывают ножами им животы... бросают в яму и засыпают известью. Более крупных убивают топорами и электротоком».
Руководство комплекса назвало это вымыслом. Однако сотрудники предприятия позднее подтвердили газете «Салiдарнасць», что массовое уничтожение свиней имело место. По словам одного из сотрудников, до этого в течение месяца «еженедельно умирало несколько голов». «На КПП у рабочих изымались мобильные телефоны. Информацию о происходящем на свинокомплексе распространять запретили, — сообщил источник. — При этом руководство не скрывает, что идет борьба с африканской чумой свиней».
В департаменте ветеринарного надзора сначала заявляли, что вообще никаких опасных вирусных заболеваний в «Восточном» нет. Позднее все же признали распространение инфекции, однако заявили, что речь идет не об АЧС, а о другом заболевании — репродуктивно-респираторном синдроме свиней. Чиновники заверили, что для ликвидации заболевания «принимаются все необходимые меры».
История тем не менее не осталась без последствий. В начале мая от импорта белорусской свинины отказалась соседняя Украина. В местной ветеринарной службе заявили, что такое решение принято «в связи с подозрением возникновения африканской чумы свиней».
На новый уровень ситуация вышла в июне, когда о наличии в Белоруссии африканской чумы свиней заявила Россия. Россельхознадзор тогда сообщил, что располагает информацией о выявлении АЧС на одном из подсобных хозяйств Гродненской области. На основании этого поставки свинины из этого региона в Россию были запрещены.
На этот раз в Минске отпираться не стали. Департамент ветеринарного надзора (при министерстве сельского хозяйства Белоруссии) признал, что возбудитель АЧС обнаружен в останках свиньи, принадлежавшей жителю деревни Чапунь (Ивьевский район Гродненской области). Фермерам было рекомендовано принять повышенные меры безопасности, чтобы избежать распространения инфекции: в частности, не приобретать сомнительные корма и не посещать чужие подворья, где разводят свиней. Потребителей власти по возможности попытались успокоить, заверив, что «попадание зараженной свинины на перерабатывающие предприятия исключено».
Тем временем стало известно о еще одном очаге АЧС — на этот раз в Витебской области. Ограничения на поставки, введенные с российской стороны, распространились и на этот регион. Кроме того, Россия установила на белорусской границе карантинные посты. От белорусской свинины отказались также Латвия, Литва и Польша. Соседи Белоруссии также заявили о намерении построить на границе с ней забор, чтобы не пускать на свою территорию белорусских диких кабанов — возможных переносчиков болезни. Финансировать строительство ограждения авторы этой идеи собираются за счет средств ЕС.
Белорусские власти наличие второго очага инфекции признали (по данным ветеринарного департамента, вспышка АЧС произошла в свиноводческом комплексе «Лучеса» на территории Витебского района). Население в очередной раз заверили, что предпринимаются необходимые меры «по ликвидации очага и недопущению распространения».
Неофициальные данные тем временем свидетельствовали, что борьбой с АЧС охвачены и другие регионы. Из разных районов поступали сообщения, что там или изымают свиней у фермеров, или заставляют хозяев самостоятельно забивать животных. Из-за нехватки официальной информации и обилия слухов было сложно разобраться, чем же вызваны эти действия: то ли обнаружен очередной очаг заболевания, то ли идет истребление свиней в угрожаемой зоне, то ли угрозы заражения нет, но местные чиновники решили подстраховаться.
Кое-где фермеры, не дожидаясь, пока придут за их скотом, сами начинали забивать животных. В конце июня, по информации TUT.BY, вырезали всех свиней в шести деревнях на границе Копыльского, Клецкого и Несвижского районов (это уже Минская область). «Все, что хрюкало в селе Братково Копыльского района и близлежащих деревнях, в субботу и воскресенье пустили под нож, — рассказал источник портала. — Люди боятся, что у всех все заберут, поэтому доходит до сумасшествия». «В Логойском районе [Минской области] люди тоже в панике, — рассказывали читатели. — Все собираются резать свиней. А что с ними делать — не знают. “Пихают” по морозильникам». Морозильники в местных магазинах на этом фоне, как отмечалось, стали товаром повышенного спроса.
За тех свиней (здоровых), которые у фермеров изымаются, хозяевам были официально обещаны компенсации — из расчета 18 тысяч белорусских рублей (это примерно 70 российских рублей) за килограмм живого веса. Как заявлял в конце июня министр сельского хозяйства Леонид Заяц, специально для этого в районах и областях созданы фонды. Деньги за изъятых животных обещали выплачивать в течение недели.
«Я уже попросил, чтобы обратились к людям, раз такое случилось, — отправить на убой домашних свиней, — заявил, комментируя эту тему, президент Белоруссии Александр Лукашенко. — Или мы заберем, государство заплатит, ведь немалые деньги платят, и осуществит забой».
На практике дело обстоит не столь благополучно. Четкой процедуры изъятия животных нет. В Воложинском районе (Минская область), по информации TUT.BY, она выглядит примерно так: «Без официальных распоряжений, не представляясь, в сопровождении ГАИ какие-то люди ездят по деревням и изымают оставшихся свиней. Сопротивляющихся пугают милицией и ОМОНом». Крестьяне жалуются и возмущаются, но помешать этому не могут. Некоторые, впрочем, уже готовятся встречать «изымающую делегацию» с вилами.
С компенсациями тоже не все гладко. «Если перед этим население должно было резать свиней [то есть было предупреждено заранее], то теперь просто забирают, никаких документов на руки не дают, о компенсациях — ни слова. — рассказывает источник. — Если приезжают сразу, без предупреждений, то на глаз определяют вес свиньи, записывают на бумажку без печатей, зато с тремя подписями. И обещают компенсацию. В некоторых деревнях рассказывают, что примерный вес просто записывают в блокнот, составляют список».
Размером компенсации крестьяне недовольны. «Что это для нас? 18 тысяч с копейками за килограмм. Это даже не оправдывает содержания животных, — жалуется жительница села Суйково Витебской области. — Только комбикорма каждый месяц уходило по три мешка. Мешок стоит 78 тысяч. Вот и посчитайте, сколько мы на своих свинок с октября потратили. Это не считая овощей. Ведь огород тоже посадили под животных –— пять соток кормовой свеклы, кабачков, тыквы».
Из регионов тем временем продолжали поступать не очень обнадеживающие сигналы. В начале июля стало известно, что перекрыта дорога к свинокомплексу, расположенному в Могилевской области (в социальных сетях появились фотографии выставленных там знаков «Проезд запрещен! Опасно!»). «Никакой информации не дают, — жаловалась жительница находящегося там поселка. — Мы вот имеем свиней и боимся африканской чумы. Люди волнуются, что, не дай бог, она придет к нам — тогда повырезают всех. Дорогу на комплекс перекрыли — туда транспорт никакой не ходит». Позднее в местном отделе ветеринарии заявили, что африканской чумы свиней в Могилевской области нет. В то же время выяснилось, что около десятка местных сельскохозяйственных организаций из-за угрозы АЧС решили отказаться от свиноводства.
В середине июля портал TUT.BY сообщил, что очаг заболевания выявлен уже в Минской области (а именно — в Столбцовском районе). Источником этой информации стала районная ветеринарная станция. Больные животные, как сообщалось, выявлены в нескольких деревнях. На официальном уровне появление АЧС в Минской области отрицалось: ветеринарный департамент обвинил журналистов в «нагнетании обстановки», заявив, что Столбцовский район лишь входит в «первую угрожаемую зону» (в связи с ранее выявленным очагом заболевания в соседнем Ивьевском районе) и что там «проводится комплекс мероприятий по недопущению распространения данного заболевания, в том числе изъятие и убой свиней для создания буферной зоны».
Общее количество забитых из-за угрозы АЧС свиней неизвестно. По официальным данным на июнь, поголовье свиней в Белоруссии, насчитывающее около 3,3 миллиона животных, за предыдущие несколько месяцев уменьшилось примерно на 70 тысяч.
В целом решительность, с которой белорусские власти взялись за борьбу с АЧС, даже удостоилась похвал со стороны Международного эпизоотического бюро. «Беларусь — это пример того, как надо реагировать и работать в сложившейся ситуации. Мы видим очень большие усилия со стороны белорусского правительства и министерства сельского хозяйства и продовольствия, делается очень многое, — заявил глава представительства бюро по Восточной Европе Казимирас Лукаускас. — Мы хотим перенять опыт Беларуси и предлагать его другим странам».
Сомнительной пока остается эффективность принимаемых мер. При наличии всего двух официальных очагов заболевания (если судить по заявлению Лукашенко, сделанному в конце июля, то работа по локализации этих очагов продолжается) в других районах продолжают вводить ограничения на содержание свиней. А по новому постановлению правительства Белоруссии эти ограничения распространятся на территорию всей страны. Документ, который попал в прессу 30 июля, запрещает «содержание свиней крестьянскими хозяйствами и физическими лицами в радиусе не менее 5 километров от [промышленных свиноводческих] комплексов». Он также гласит, что «живые свиньи и продукты их убоя, перемещаемые в нарушение ограничений, установленных [ветеринарными] правилами, подлежат изъятию и немедленному уничтожению».
Всего в республике, по данным «Белорусских новостей», насчитывается 105 промышленных свинокомплексов, они есть в каждой области. Однако даже те крестьянские хозяйства, которые окажутся за пределами установленных пятикилометровых зон, не могут быть уверены в том, что ограничения не коснутся и их тоже. О возможности их повсеместного распространения недавно заявил глава Государственной продовольственно-ветеринарной службы Литвы Йонас Милюс (заявление было сделано после встречи глав ветеринарных служб Белоруссии, России, Украины и Литвы, проходившей в Минске). «Беларусь сейчас уже разделена на две зоны безопасности, ограничивается передвижение животных, перевозка и хранение пищевых товаров. Рассматривается возможность запретить жителям держать свиней по всей стране», — сообщил он.
На официальном уровне эту информацию — о введении тотального запрета (из заявления Милюса можно сделать вывод, что речь идет о запрете свиноводства в частных хозяйствах, а не на промышленных свинокомплексах) — пока не подтвердили. Похожую идею между тем высказали в Научно-практическом центре (НПЦ) Национальной академии наук по животноводству. «Там [в личных подворьях] надо провести работу с населением, чтобы оно на год-полтора воздержалось от свиноводства, — заявил заместитель директора НПЦ Иван Шейко. — Понятно, это сложно. У кого-то пенсии не хватает, у кого-то дети в городе. Но другого пути нет. Это помогло бы сохранить основное производство свинины. Если народ не поймет, что надо жестко выполнять ветеринарные требования, то наша республика будет в очень опасном положении».
В целом потери Белоруссии от АЧС и связанных с ней запретов на экспорт свинины в соседние страны, по оценке белорусского экономиста Леонида Злотникова, могут составить несколько десятков миллионов долларов в месяц. При этом, правда, эксперт отмечает, что Белоруссия сама импортирует свинину в больших объемах, а ее собственное свиноводство даже без учета АЧС находится не в лучшей форме. «В прошлом году мы покупали 90 тысяч тонн свинины, в основном из Западной Европы, да еще в Россию реэкспортировали. Поэтому, даже если мы потеряем все поголовье и будем все импортировать, в целом останемся в выигрыше, — полагает экономист. — Свиноводческая отрасль переживает кризис прежде всего из-за того, что она неэффективна, ее затраты слишком велики».