Из жизни
09:29, 3 августа 2013

Новая духовность по пятницам Интервью с главой Русской пастафарианской церкви

Беседовала Лена Аверьянова
Фото: PressFoto

С момента своего появления в 2005 году культ Летающего макаронного монстра обзавелся сотней тысяч последователей по всему миру. Люди, объявляющие себя пастафарианами, делают это из самых разных соображений: одни просто хотят повеселиться, другие противопоставляют новую веру традиционным конфессиям, третьи расценивают такой шаг чуть ли не как политическое заявление. Так или иначе, количество пастафариан на планете растет с каждым днем.

Русская пастафарианская церковь (РПЦ) была зарегистрирована как религиозная группа 12 июля 2013 года. Сегодня у церкви есть все: паства, епископы и даже патриарх, то есть пастриарх, именующий себя Камой Пастой I. «Лента.ру» поговорила с пастриархом о Летающем макаронном монстре, самоиронии и окружающей действительности.

«Лента.ру»: Как давно вы верите в Летающего макаронного монстра? Как вы к нему пришли?

Кама Паста I: Уверовал я два с половиной года назад, в январе 2011 года. Снизошло на меня макаронное откровение, что миссия мне выбрана Летающим макаронным монстром — создать церковь его и распространять веру истинную. С тех пор я и служу денно и нощно как пастриарх Русской пастафарианской церкви.

С какой целью вы зарегистрировали религиозную группу РПЦ?

Священноначалие РПЦ, епископы, давно планировали пройти по пути регистрации церкви как религиозной организации, дабы паства наша обладала всеми теми же правами, что и верующие в других богов. Последним толчком стали законодательные инициативы по защите чувств верующих от оскорбления. Мы решили, что необходимо ускорить процесс легитимизации нашей церкви, чтобы пастафарианские религиозные чувства также подпадали под защиту, хотя нам и не нравится этот самый закон.

Первым шагом на этом длинном пути в соответствии с федеральным законом «О свободе совести...» является уведомление органов местного самоуправления об учреждении религиозных групп (12 июля пастафариане заверили соответствующие документы в муниципалитете московского района Хорошево-Мневники — прим. «Ленты.ру»). Первые группы уже созданы. В России сейчас идет работа по учреждению более пятидесяти таких групп.

Где проводятся религиозные обряды РПЦ?

Пастафарианство — не нормативная религия, в отличие от многих других. Это означает, что мы не устанавливаем какие-то конкретные обряды, которые миряне обязаны соблюдать. Главное для нас — это согласие с восемью заповедями «Лучше бы ты этого не делал» и жизнь в соответствии с ними. Каждый пастафарианин может проводить собственные обряды и предлагать их церкви, а мы через сайт наш делимся ими с паствой. Например, к нам недавно обратились молодожены с просьбой провести венчание по пастафарианскому обряду. Мы сейчас разрабатываем его вместе с паствой.

То есть, пастафарианин не должен соблюдать никаких особых правил?

Пастафарианство не общается с верующими с позиции «должен» или «обязан», но уважает свободный выбор своих прихожан. Как вы помните, заповеди Макаронного монстра называются «Лучше бы ты этого не делал». Иными словами, мы советуем, но не принуждаем под страхом кары, как это принято в некоторых религиях. Тем не менее, рекомендуется причащаться телом Его хотя бы раз в неделю.

Есть макароны, исповедуя пастафарианство? Это не противоречит вашей религии?

Безусловно, нет! Ибо это по сути причащение Его телом. Рекомендуется готовить макароны из твердых сортов пшеницы и есть вместе с тефтелями святыми.

Какие праздники существуют в пастафарианстве?

Каждая пятница у пастафариан — праздник. Ибо в пятницу Летающий макаронный монстр приложился крепко к Пивному вулкану и ударился о твердь, свалившись с кровати. В пятницу же он создал Карлика, который впоследствии превратился в современного человека. Во время Рождества, Хануки и Кванзаа мы отмечаем праздник, называемый Праздник (Holiday). Он не имеет определенной даты и особых обрядов, так как пастафарианство отрицает догму. В праздники мы приветствуем друг друга и говорим: «С Праздником!» или «Happy Holidays!».

Как вообще простому пастафарианину повстречаться с пастриархом?

Что касается встречи с пастриархом, то в структуре РПЦ созданы многочисленные епархии, в которых по территориальному принципу служат епископы и архиепископы. Пастафарианин, которому требуется пасторское окормление, может обратиться к местному епископу. На сайте церкви есть раздел, в котором находится галерея ликов архиереев и контакты епархий.

Как церковь выбирает епископов? Кто может стать официальным священнослужителем РПЦ и что для этого нужно сделать?

На этапе бурного роста РПЦ каждый желающий мог выбрать для себя, хочет ли он стать архиереем церкви и окормлять паству в своей местности, или быть простым мирянином. В ближайшем будущем мы введем катехизацию епископов и только те из них, кто успешно ее пройдет и докажет знание Канона и способность нести Его слово неофитам, сможет официально говорить от имени РПЦ.

Почему пастриархом стали именно вы? А если кто-то сейчас возьмет и объявит себя истинным пастриархом, что тогда — в церкви произойдет раскол?

Я стал пастриархом, ибо было мне откровение, как я уже и говорил. Возможен ли раскол? Я не думаю. Пастафариан объединяет развитое чувство здравого смысла, самоиронии. Пастафариане по своей природе действуют в соответствии с принципами сотрудничества, взаимной поддержки и уважения, что, на мой взгляд, исключает стремление к расколу и нанесению вреда церкви.

Вы стараетесь сохранять инкогнито? Почему же?

В том откровении, которое снизошло на меня от Летающего макаронного монстра, было сказано, что службу свою я должен вести смиренно и заниматься организационной работой, чтобы объединить пастафариан, направить их на распространение веры нашей. Поэтому я и не стремлюсь к тому, чтобы как-то пиарить себя. Мало кто знает, что, например, Далай-ламу XIV в миру зовут Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо (на самом деле при рождении будущий Далай-лама получил имя Лхамо Дхондруб, а уже затем, после признания, стал носить имя Чжецун Чжампел Нгагванг Ешэ Тэнцзин Гьямцхо — прим. «Ленты.ру»). Так и я предпочитаю, чтобы меня знали по моему церковному имени Кама Паста I.

Есть ли достоверные данные о количестве последователей культа Летающего макаронного монстра в России?

Что касается количества последователей в России, то я уверен, что их миллионы. Это люди, для которых свобода выбора, критическое мышление и самоирония являются высшими ценностями. И РПЦ не просто проповедует эти ценности, но и защищает их. По канону пастафарианином становится каждый человек, осознавший себя им и следующий заповедям «Лучше бы ты этого не делал». Желающие получить сертификат о рукоположении могут заполнить простую анкету на сайте. Таковых уже на всей канонической территории РПЦ более девяти тысяч человек.

Увеличилось ли число пастафариан после появления религиозной группы?

До радостной новости об учреждении первой религиозной группы 12 июля 2013 года анкеты о вступлении в РПЦ заполнили около двух тысяч человек. За последующие три недели паства выросла более чем в четыре раза. Думаю, по темпам прироста последователей с РПЦ сейчас вряд ли сможет сравниться какой-либо другой культ. А это показатель того, что РПЦ заняла важную и доселе пустующую духовную нишу, в которой здравомыслящие люди находят радость и ответы на волнующие их вопросы.

Вы упоминали закон о защите чувств верующих. Чем можно обидеть верующего в Летающего макаронного монстра?

Пастафарианина крайне трудно обидеть. Но если кто-то будет очень стараться, то, возможно, пастафариане и воспользуются принятым законом, хотя нам и не нравятся запретительные нормы, ограничивающие свободу. Слышал я, был случай, когда пастафарианин грозился написать заявление на того, кто выкинул в мусорное ведро макароны. Это, конечно, пастотатство!

Возможно, вы слышали, что священник из Ивановской области заподозрил приверженцев пастафарианства в том, что они, мол, мошенники и работают за счет американских спецслужб? Что вы на это можете сказать? Что делать, чтобы люди не считали вас какими-то шарлатанами?

Я считаю, что ряд традиционных конфессий испытывают в настоящее время кризис, ибо их прихожане видят несправедливость внутри этих церквей, отход руководства от ими же провозглашаемых ценностей. В результате происходит сокращение количества прихожан. И когда они видят такой бурный рост паствы пастафарианской, возможно, глаза им застилают зависть и другие дурные чувства. Не будем обращать внимание на негативные эмоции, а лучше предложим им Его любовь макаронную и теплоту Его тефтелей и помолимся. Раминь.

Ваша церковь собирается взаимодействовать с другими религиозными объединениями в стране?

Мы, безусловно, открыты общению со всеми людьми, которые признают высшими ценностями свободу выбора, критическое мышление и самоиронию.

Вообще, создавая религиозную группу, вы понимали, что можете столкнуться с какими-то гонениями? У россиян же как-то не очень дела с самоиронией обстоят.

Самоирония и здоровый юмор — это те чувства, которые, я уверен, могут помочь россиянам преодолеть невзгоды и обрести счастье. Это такая высокая миссия, ради которой можно и через гонения пройти, если так распорядится судьба и воля Его. Кроме того, гонения не просто усилят нас, но и еще больше увеличат количество неофитов. Хотя, конечно, лучше бы их избежать.

Поддерживаете ли вы связь со своими зарубежными коллегами? Знаете ли, как отреагировали пастафариане в других странах на то, что в России теперь есть РПЦ?

РПЦ — самобытная автокефальная пастафарианская церковь. Мы сообщили о своем создании пророку Бобби Хендерсону (Хендерсон является создателем культа Летающего макаронного монстра — прим. «Ленты.ру» ). У нас появился епископ, возглавивший отдел по внешним связям, который сейчас устанавливает контакты с зарубежными церквами.

Какие у вас планы на ближайшее время? Вы хотите, чтобы РПЦ получила в стране официальный статус?

У церкви многочисленные планы. Это и продолжение пути по получению официального статуса в России, и проведение пастаирейских соборов, и катехизация архиереев, и проведение макаронных ходов во всех епархиях, и издание евангелия от Летающего макаронного монстра на русском языке, и многое другое. Я уже говорил, что, по моим ощущениям, по скорости прироста паствы нашей никакая другая религия не сравнится с пастафарианством. И причиной этого является духовность нового времени, составляющая основу и каркас пастафарианской религии. Эта духовность жаждет свободного поиска в большей степени, чем та, что опирается на внешние авторитеты. Макаронная духовность не основана на вере в непреложные догматы. И теперь люди, которые искали такую духовность, наконец, обрели ее в лоне РПЦ.

< Назад в рубрику