Наука и техника
15:52, 6 августа 2013

Кампания за героев Как из обычной стратегии вырос патриотический скандал

Надежда Вайнер
Кадр из кат-сцены Company of Heroes 2

Стратегия Company of Heroes 2 канадской студии Relic за последние полгода несколько раз оказывалась в центре неприятных разбирательств. Сначала ее судьба оказалась под угрозой из-за банкротства издательства THQ, но тогда проект спасла Sega. Во второй раз игра оказалась замешана в более локальном скандале, и вот от него, судя по всему, спасти ее не сможет уже никто.

Company of Heroes 2 являтся прямым сиквелом оригинальной Company of Heroes. Как и первая часть, CoH 2 посвящена борьбе с нацистами во времена Второй мировой войны. Но если в CoH главными героями были войска западных союзников, то во второй части под началом игрока оказывались бойцы Красной армии. Нюанс оказался в том, что помимо победы русского оружия разработчики замахнулись на разоблачительные истины, и это в итоге вызвало вполне предсказуемую реакцию у российских геймеров.

В целом их можно понять: студия Relic действительно несколько раз высказывалась о том, что, мол, покажет в своей игре всю правду о ВОВ. При этом все военные старше рядового (за исключением, разумеется, главного героя) изображены безынициативными монстрами и кретинами, а сам сюжет представляет собой набор стереотипных страшилок. Вот советские солдаты жгут мирных жителей, вот — оставляют противнику собственных товарищей, вот они расстреляли беззащитного немца, а вот — красивую польскую партизанку из чистой кровожадности. История, которая рассказывается в кампании CoH 2, китчевая ровно настолько, чтобы раскрыть все популярные штампы о диких русских на войне, и выглядит никак не отражением исторической истины, а пародией на нее, сборником глупых анекдотов про тупых и злых солдафонов, которых хлебом не корми, дай кого-нибудь засадить в ГУЛАГ.

Как показывает практика, исторические вольности такого рода у нас не понимают и не любят, и потому общественное возмущение — раз уж игра издается на территории РФ — было лишь вопросом времени. Массового скандала при этом сперва не ожидалось. В конце концов, что нам студия Relic после историка Суворова, чей «Ледокол» вполне себе свободно продается в каждом книжном? Или после выдвинутой Россией на «Оскар» последней части «Утомленных солнцем»? Да и игровой прием со злыми русскими настолько уже приелся, что обращать на него внимание даже как-то неприлично. Русские были гадами в таком количестве игр, что одной больше или одной меньше — не так уж и важно. Можно было бы вменить Company of Heroes 2 в вину то, что русские в ней жестоки не столько к противнику, сколько к соотечественникам и союзникам — но и это, в общем, далеко не новая идея. Поэтому скандал — даже с учетом парадоксальной петиции, которую написали алчущие справедливости патриоты, — сначала казался обреченным на медленное и верное затухание в недрах интернета. Особенно если учесть, что основные охранители православия, самодержавия и народности совсем недавно ушли на каникулы и до осени проявить инициативу и припаять чему-нибудь экстремизм не смогут.

Короче, ничего особенного с Company of Heroes 2 в России так бы и не случилось, если бы к ней отнеслись так, как относятся к «исторической правде» в михалковской «Цитадели» — то есть все возмущающиеся возмутились бы, поклонники Relic поиграли бы, относясь к этому ничуть не серьезней, чем к завоеваниям космодесантников из вселенной Warhammer 40000, а остальным было бы все равно.

Но российские патриоты допустить такого не могли, поэтому история с CoH 2 вышла на новый уровень. Во многом — благодаря видеообзорщикам, решившим, что победа русского оружия и игровая критика — это беспроигрышное сочетание.

Коллективными стараниями Company of Heroes 2 была разобрана со звериной серьезностью; как стало ясно, разработчики игры если и не наследники сатаны, то точно потомки Гитлера, которые ждут не дождутся, как бы дискредитировать подвиг отечественного солдата во Второй мировой. Реакция простых пользователей не заставила себя ждать: форумы Relic оказались в осаде (правда, все оскорбления оттуда оперативно удаляли), то же самое произошло с разделом игры в форуме Steam и практически со всеми относящимися к игре роликами на YouTube.

Скандал подогрели и два главных патриотических СМИ: Russia Today и «Комсомольская правда». И если первая обошлась скромной новостью, то вторая выпустила целый видеосюжет, главной звездой которого стала Ульяна Скойбеда. Ничего особо нового в передаче она, правда, не сказала: мол, надо защищать детей и всячески взращивать в них любовь к родине, а не прививать им всякие сомнительные идеи, поэтому, мол, знать про то, было ли у отечественных войск винтовок в достатке, — это лишнее. Аргументы о том, что стратегия предназначена для категории 18+ и это родителям нужно проследить, чтобы дети не имели доступа к недозволенным продуктам, успеха не имели: по мнению эксперта из «Комсомолки», родителям немного не до того, так как они работают, а регулировать такие вещи должно государство. Помимо этого в передаче прозвучала мысль, что творение Relic является целенаправленной антироссийской пропагандой наравне с материалами «в либеральных СМИ и в интернете». Все робкие реплики экспертов со стороны игр о том, что разработчики виноваты в плохом сценарии, а не в будущей российской революции, понимания у нее не нашли.

Но окончательную точку в истории о борьбе геймеров и Company of Heroes 2 в итоге поставил непосредственно дистрибьютор игры на территории России — «1С-СофтКлаб». Не дожидаясь, пока на скандал с участием десятков тысяч человек и нескольких СМИ начнут реагировать власти, компания объявила, что она прекращает поставки игры в магазины. Что любопытно, отгружать стратегию перестали еще в конце июля, но официальное объявление об этом последовало лишь десять дней спустя. На практике это означает, что пока игра в продаже присутствует, но, когда ее раскупят, пополнить запасы ритейлерам не удастся. Впрочем, беглый поиск по нескольким наиболее популярным магазинам, которые занимаются распространением игр, показал, что недостатка в Company of Heroes 2 они пока не ощущают. К тому же игра продолжает продаваться в сервисе Steam, к которому неизбежно подключаются все ее поклонники (без него в мультиплеере не поиграть).

Компанию «1С-СофтКлаб» игры, с одной стороны, можно понять: в непредсказуемом российском климате рискованно выпускать проект, который в итоге оказывается настолько неполиткорректным. Недостаток патриотизма сейчас строго осуждается, поэтому лучше заранее откреститься от игры, не дожидаясь, пока ее начнут изымать с полок по указу сверху. К тому же стратегия Relic, при всей популярности их серий в России, явно не является для дистрибьютора главным продуктом лета, а значит, его потери (и финансовые, и репутационные) могут оказаться менее серьезными, чем если бы он стоял за Company of Heroes 2 до конца.

Но вместе с тем «1С-СофтКлаб» создали опасный прецедент. Из всей этой истории среднестатистический борец за образ родины-матери в забугорных играх может сделать простой вывод: можно просто собраться достаточно большой группой, достаточно громко кричать и достаточно активно атаковать форумы, чтобы компания была вынуждена не только прислушаться, но и вообще изъять проект из продажи. Интернет-борцам за патриотизм уже не нужна государственная поддержка, чтобы неугодные истории пропадали из нашей реальности. И раз уж теперь это действительно можно, то предсказать, что на одной Company of Heroes 2 они останавливаться не станут, не так уж сложно. В мире, в конце концов, полно недостаточно патриотичных игр. Вот, например, совсем скоро выйдет шутер, по сюжету которого пятьдесят лет назад нацисты спокойно прогуливались по Красной площади. И эту наглую ложь вытерпеть ну никак нельзя.

P.S. Буквально на следующий день после того, как «1С-СофтКлаб» объявила об изъятии игры из продажи, признаки жизни проявило издательство Sega. Компания отделалась аккуратным заявлением о том, что она в курсе сложившейся ситуации, воспринимает ее очень серьезно и сейчас занимается всесторонним ее изучением. Ожидать, однако, что в недрах Relic уже кипит работа над идеологически верной версией CoH 2, не стоит: отечественный рынок не настолько велик, чтобы полностью переделывать стратегию из-за того, что тут ею остались недовольны.

< Назад в рубрику