«Любое закрытие — удар по пользователям, а не по ресурсу»

Интервью с представителем «Турбофильма» об антипиратском законе

7 августа Мосгорсуд согласился с первыми претензиями правообладателей по вступившему 1 августа в силу антипиратскому закону. Одним из двух ресурсов, попавших под удар первыми, стал «Турбофильм» — любимый сайт поклонников зарубежных сериалов. Представитель ресурса в интервью «Ленте.ру» рассказал, как он относится к регулированию пиратства в Сети и каким видит будущее «Турбофильма».

Жалобу на «Турбофильм» подало ЗАО «Сейчас» — компания владеет правами на ряд сериалов, которые размещает на сайте now.ru (помимо «Турбофильма», она также подала жалобу на ресурс rutor.org из-за нескольких российских сериалов). По закону, если бы представители «Турбофильма» не удалили сериал «The IT Crowd» («Компьютерщики»), из-за которого возникли претензии, Роскомнадзор предписал бы интернет-провайдерам заблокировать доступ ко всему сайту. Кроме «Компьютерщиков» на ресурсе можно найти еще десятки зарубежных сериалов, явно распространяемых с нарушением авторских прав (например, «Игру престолов», самый «пиратский» сериал в мире). Но посмотреть их непросто: нужно получить приглашение на сам сайт, а затем оплатить подписку (от 33 рублей за 13 дней доступа).

До недавнего времени представители «Турбофильма» избегали общения с прессой. Интервью «Ленте.ру» администратор ресурса согласился дать только в письменной форме через сообщения внутри самого сайта.

«Лента.ру»: Как вам антипиратский закон? «Турбофильм» вроде не протестовал против него, а в итоге стал первой «жертвой». Уже придумали, как будете жить в новых реалиях?

«Турбофильм»: Антипиратский закон... это было что-то молниеносное: за два месяца он прошел от стадии законопроекта до первых жертв. По внутренней части он ничего не меняет, механизмы удаления контента были и до этого, но тут появилось самое опасное — блокировки без разборов. Вполне возможно, что в октябре мы увидим еще более страшные формулировки, и тогда почти любой сайт в России можно будет заблокировать. Многие говорят, что это сильнее всего отразится на пользователях, и они правы. Правда, есть еще одна опасность — все меньше IT-специалистов будут разрабатывать сервисы для России, боясь, что их проекты закроют. Вот это будет действительно удар по всей индустрии.

«Турбофильм» не протестовал против «антипиратского» закона по простой причине: у нас небольшая аудитория, и она почти вся состоит из IT-специалистов, которые и так были в курсе закона. А что из него получится, я думаю, мы увидим в ближайшие пару месяцев.

Первой жертвой мы стали достаточно неожиданно, но сейчас мы убрали с сайта сериал «The IT Crowd» с надеждой, что пользователи поймут наше решение. Как будем действовать дальше? Посмотрим. Через 13 дней мы выпустим обновление для наших пользователей, которое, надеемся, им понравится. Но пока мы не будем раскрывать подробности.

Тебе не кажется, что, удалив один сериал, вы дали «слабину» и теперь правообладатели решат массовыми жалобами вычистить весь «Турбофильм»?

Решение по удалению было принято, исходя из сегодняшних реалий, и, на наш взгляд, это разумный ход. При этом на «Турбофильме» есть контент, у которого в России правообладателей нет. Если будут массовые жалобы, тогда будем думать, но пока их нет. Самое интересное, что по существующей жалобе ЗАО «Сейчас» даже не обращалось к нам с требованием убрать сериал, а сразу подало [жалобу] в суд.

А вообще к вам правообладатели обращаются? Что вы в таком случае делаете?

К нам за все время не обращался ни один правообладатель.

Многих ваших пользователей интересует вопрос с деньгами: по сути, вы берете плату за удобный доступ к пиратскому контенту. Это рабочая модель? Владельцы «Турбофильма» купаются в золоте и летают на Гавайи по выходным?

Ахаха! Нет, «Турбофильм», конечно же, окупается, но все средства идут на оплату трафика, серверов, подготовку переводов и субтитров. «Турбофильм» же сайт «для своих», с ограниченной аудиторией. Поэтому мы сразу закладывали стоимость доступа к сервису минимальной. Раньше сервис был бесплатным, но мы не смогли потянуть стоимость инфраструктуры.

Вот ты говоришь «ограниченная аудитория». А сколько это примерно? Складывается ощущение, что про «Турбофильм» знают все в Рунете.

Знает-то, может, и много людей, но только для того, чтобы попасть внутрь, требуется получить приглашение от друзей. Аудитория «Турбофильма» — чуть меньше 10 тысяч пользователей. В принципе, это можно понять по независимым рейтингам, типа «Алексы» и прочих.

Все наши пользователи знают, что количество инвайтов (приглашений — прим. «Ленты.ру») всегда ограничено, и когда кто-то покидает сайт, мы выдаем [новый] инвайт. Все очень просто: это небольшая тусовка, которая может использовать сервис «для своих». Нам действительно интересно для них работать. На сайте сложилась своя аудитория из дизайнеров, разработчиков, стартаперов, журналистов и блогеров. Делать сервис для них — одно удовольствие.

Ого, десять тысяч — это же капля в море. А как тебе кажется, должно быть вообще какое-то регулирование в сфере авторских прав и нужно ли вести борьбу с пиратством в эпоху свободного распространения информации?

Регулирование? Конечно. Только нужно сначала не запрещать, а предоставить возможности для того, чтобы те, кого сейчас называют «пиратами», могли работать в правовом поле. Сайтов с видео и музыкой тысячи только в Рунете, но они не могут получить права на показ по рыночной цене. Есть пять сайтов, называющих себя лицензионными, но у них много контента, который, на мой взгляд, устарел и больше подходит для пересмотра. Даже с новым законом мало что изменится. Закроют один сайт — придут новые молодые ребята и сделают десять, пользователи пойдут к ним, и так далее.

В медиа-отрасли главное давать возможность смотреть то, что сейчас популярно. Последние несколько лет очень популярна «Футурама», но ее не показывают у нас легально. А что делать пользователям, которые знают, что новая серия уже вышла, и хотят ее посмотреть? Конечно, они ее найдут и посмотрят. Никакие ограничения не сработают. А ведь многие пользователи знают английский и хотят посмотреть серию в оригинале или с субтитрами. Мы показываем с субтитрами, а другие кинотеатры — нет.

Получается, что закон направлен не на то, чтобы люди получали больше информации, а на то, чтобы не дать им смотреть так, как им нравится. В этом и основная проблема регулирования. Будут даны возможности, чтобы сайты могли показывать сериалы и отчислять деньги правообладателям — мы сами будем в первых рядах тех, кто станет показывать лицензионный контент.

Да, кстати, про субтитры. Как я понимаю, вы нанимаете специальных людей, которые переводят субтитры специально для «Турбофильма»?

По-разному. Есть сериалы, где мы нанимаем людей для перевода субтитров и озвучки серий. Есть те сериалы, где вносятся правки в [существующие] субтитры. В остальных случаях мы выкладываем субтитры «как есть». На самом деле это достаточно трудоемкий процесс, потому что мы всегда ограничены временем. Например, серия вышла в США вечером — значит, через 3 часа она должна появиться у нас, еще через час должны выйти английские субтитры, к обеду — уже русские. И это происходит каждый день. Думаю, отчасти и за это наши пользователи любят нас. Ведь они причастны к быстрому получению нового контента, для чего и предназначен интернет.

Ну вот на «Роеме» пишут, что даже удаление одного сериала — а за ним и других «хитов» — означает скорую смерть всей площадки, несмотря на всю вашу оперативность и удобство. Можешь представить условия, при которых вы решите закрыть «Турбофильм»?

Вчера мы действовали по законодательству РФ, хотя компания, владеющая доменом и серверами «Турбофильма», не находится на территории России. Мы работаем над тем, чтобы существовать в правовом поле, поэтому варианта закрытия не рассматриваем. Любое закрытие — это больший удар по пользователям, а не по ресурсу.

Ты говоришь, что правообладатели к вам не обращались. А вы сами никому не предлагали сотрудничество? Может, это помогло бы ускорить переход в правовое поле?

К сожалению, для того чтобы получить права на показ только на территории России, нужно платить многомиллионные гарантийные платежи правообладателям. И их не интересует, какая у тебя аудитория — маленькая или большая. У них есть правило — за каждую серию вносится гарантийный платеж, который может исчисляться десятками тысяч долларов. А этих серий у каждого сериала сам понимаешь сколько. Мы изучали варианты, но обращаться было без толку, у нас нет таких денег.

Ну, деньги бывают у больших и зубастых. «Турбофильм» не планирует наращивать аудиторию и уходить от «тусовочной» модели?

Если бы мы хотели стать большим сайтом, то стали бы им уже давно. Мы понимаем, что одни из лучших и по технической части, и по удобству для пользователей, по крайней мере в нашей отрасли. Нам самим нравится сервис, и мы с удовольствием его используем. Если заглядывать в будущее, когда у нас появится возможность показывать лицензионное видео, то мы скорее откроем второй сайт для всех, но оставим «Турбофильм» для тех, кто к нему привык. И будем работать параллельно над двумя проектами.

подписатьсяОбсудить
uly 25, 2016 - Philadelphia, Pennsylvania, U.S - The March For Our Lives heads down Broad St. towards the Democratic National Convention at the Wells Fargo Center. The march is in protest to the nomination of Hillary Clinton at the DNC and is made up of a coalition of Green Party activists, Bernie Sanders supporters, anarchists, socialists, and othersДругой альтернативы нет
Что предлагают независимые кандидаты в президенты США
Шимон ПересЧеловек большой мечты
Памяти Шимона Переса
«Роль России и США в Сирии сильно преувеличивают»
Василий Кузнецов о происходящем в Сирии и других странах Ближнего Востока
«Символ мощи и непредсказуемости — конечно же, медведь»
Турецкие эксперты объясняют, что их сограждане думают о России и русских
People's Liberation Army (PLA) soldiers shout as they hold guns and practise in a drill during a organized media tour at a PLA engineering school in Beijing, July 22, 2014. REUTERS/Petar Kujundzic (CHINA - Tags: MILITARY TPX IMAGES OF THE DAY) - RTR3ZLIT«Москва слишком горда, чтобы заключить союз с Пекином»
Вице-президент Фонда Карнеги о войне США с Китаем и отношениях с Россией
«Люди не видят разницы между порнографией и искусством»
Галеристы и фотографы о закрытии выставки Стерджеса
Еще один шаг к сближению
В конце недели стартует плавучий фестиваль анимации
Дживан Гаспарян«Я хотел, чтобы дудук любили все»
Дживан Гаспарян об отношении к жизни, искусству и главных качествах музыканта
Активисты оперативного молодежного отряда "Офицеры России" у Центра фотографии им. братьев Люмьер, где проходила выставка "Джок Стерджес. Без смущения". Обнаженка, которую мы потеряли
Почему закрыта «педофилическая» выставка — версия общественников
Богат бедняк мечтами
Фотопроект о реальности и фантазиях бездомных людей
«Корейцы пьют даже больше русских»
История жителя Владивостока, поселившегося в Сеуле
Джентльмен из песочницы
10 ярких поступков детей, поставивших на место знаменитостей и политиков
Мамин жим лежа
10 звезд Instagram, которые вернулись в форму после беременности
Лошади на литры
Самые вместительные машины с моторами мощностью 600 л.с. и больше
Народный успех
Как прошел первый сезон в РСКГ победителя третьего сезона «Народного пилота»
Джимхана и тиранозавр
Самое крутое автомобильное видео сентября
Ядовитый гараж
Собираем гербарий уникальных и тайных творений BMW Motorsport
Стенка на стенку
Джоконда, покемон и Корлеоне с Чебурашкой — лучшее от уличных художников Москвы
«За годы ожидания мы выдохлись. Живем сейчас где попало»
История покупателей жилья, заселенных в недостроенные дома в Подмосковье
«Мне угрожали, обещали закатать в асфальт»
История валютной ипотечницы, которая прошла оба кризиса и ни о чем не пожалела
Что-то пошло не так
Как выглядят населенные насекомыми города, жизнь без неба и море над головой
Кто купил Америку
Десять человек, которым на самом деле принадлежат земли США