Бывший СССР
19:46, 9 августа 2013

Защита Чаловского Европейский суд спас «имантского хакера» от экстрадиции в США

Анна Козырева
Денис Чаловский
Фото: личная страница в Facebook

Европейский суд по правам человека приостановил выдачу гражданина Латвии Дениса Чаловского Соединенным Штатам, которые обвиняют его в создании одного из самых разрушительных вирусов в истории финансовой системы. 27-летний «имантский хакер» — такое прозвище Чаловский получил по названию рижского спального района Иманта, где он жил с родителями до задержания, — будет на родине дожидаться решения ЕСПЧ о законности экстрадиции. Фактически Страсбург взял на себя ответственность за дальнейшую судьбу подозреваемого, оказав услугу латвийским властям.

В ЕСПЧ пообещали рассмотреть дело Чаловского в приоритетном порядке, но когда это будет сделано, точно сказать нельзя. Назначив меру временной защиты, суд пояснил, что при выдаче подозреваемого в США может быть нарушена 34-я статья Конвенции о защите прав человека (то есть Чаловский не сможет в случае необходимости беспрепятственно подать в Страсбург индивидуальную жалобу). Адвокат предполагаемого хакера Саулведис Варпиньш считает, что латвийские власти вынуждены будут подчиниться решению ЕСПЧ — в противном случае «это будет прецедент в масштабах всего Европейского союза». Юрист также обратился в Генпрокуратуру Латвии с просьбой смягчить меру пресечения своему подзащитному, который с декабря прошлого года находится под арестом. В надзорном ведомстве уже ответили, что в решении Европейского суда ничего по этому поводу не сказано, поэтому Чаловский, скорее всего, останется под стражей.

Эпопея с выдачей «имантского хакера» Соединенным Штатам длится уже около полугода. В США подозреваемому по сумме предъявленных обвинений грозит до 67 лет тюрьмы. В Латвии же, где законы в сфере киберпреступности намного более гуманны, эксперты прогнозируют для него не более восьми лет лишения свободы, поэтому защита Чаловского вполне предсказуемо всеми возможными способами пытается оставить его на родине. Адвокаты подали сразу несколько жалоб на возможную экстрадицию.

В частности, они обратились в Верховный суд, однако в начале 2013 года он отклонил иск, отметив, что окончательное решение по этому поводу должно принять правительство. В апреле адвокаты Чаловского обратились в Конституционный суд, указав, что решение о выдаче их подзащитного другому государству нанесет «существенный и невосполнимый вред его основным правам». КС рассматривал жалобу два месяца и в июне также отказался ее удовлетворить. Суд пояснил, что США гарантировали соблюдение прав подозреваемого, ратифицировав конвенцию Совета Европы о киберпреступлениях. Об этом же позднее заявил министр юстиции Янис Борданс, представляющий в правительстве националистический блок VL-ТБ/ДННЛ.

Дело «имантского хакера» вызвало беспокойство в рядах латвийских политиков. 6 августа правительство все же согласилось экстрадировать подозреваемого, но с минимальным перевесом голосов. За соответствующее решение проголосовали семь министров, пятеро (все — члены входящей в правящую коалицию Партии реформ) высказались против. В необходимости экстрадиции сомневался и представитель правящей правоцентристской партии «Единство», министр обороны Артис Пабрикс, однако он на указанное заседание не явился.

Незадолго до голосования министр образования и науки Вячеслав Домбровский (один из лидеров Партии реформ) отметил, что для выдачи «своих» граждан за рубеж должны быть веские основания, но сейчас он их не видит. Его коллега по партии, глава МИД Эдгар Ринкевич со своей стороны усомнился в том, что грозящее «имантскому хакеру» в США наказание соразмерно с преступлением, которое тот, возможно, совершил.

Сомнения членов правительства понять можно. С одной стороны, им сложно было отказать настойчивым требованиям стратегического партнера, с другой — их вполне обоснованно могли обвинить в «бесхребетности» и неспособности защитить собственных граждан. «США могут потребовать выдачи если не половины, то по крайней мере трети жителей Латвии по той причине, что они, возможно, нарушают американские законы об использовании нелицензированных программ», — заявил в связи с этим адвокат Саулведис Варпиньш.

Министры, поддержавшие экстрадицию «имантского хакера», заявили, что если Чаловского осудят в Соединенных Штатах, ему могут разрешить отбывать наказание в Латвии (в этом случае срок будет снижен в соответствии с латышским законодательством), о чем сейчас ведутся переговоры. Однако несмотря на эти аргументы решение правительства подверглось жесткой критике. Политолог Кристиан Розенвалдс предположил, что если бы Чаловский не был этническим русским, итог голосования мог бы быть другим. «Если бы был Янис Берзиньш, решение было бы намного эмоциональнее. Нашли бы способ не выдавать. Объяснили бы американцам», — уверен он. СМИ же в связи с этим вспомнили, как в 2011 году Латвия отказалась выдать США некоего Карлиса Карклиньша, которому вменяли кражу личных данных, заражение вирусом компьютеров и воровство.

Примечательно, что решением ЕСПЧ в этой ситуации МИД республики остался доволен. Комментируя решение суда, представители ведомства напомнили о важности соблюдения прав граждан. Реакция латвийских чиновников вполне объяснима — вмешательство ЕСПЧ, по сути, сняло с них ответственность за исход дела «имантского хакера», дав возможность в дальнейшем (в зависимости от окончательного решения) снизить градус общественного негодования и при этом не испортить отношения с США.

Сам «имантский хакер» разворачивающиеся вокруг него события предпочитает не комментировать. С момента задержания от имени Чаловского было опубликовано всего одно открытое послание, в котором тот утверждал, что зарабатывал на жизнь ремонтом компьютерной техники и мотоциклов, а также подробно описал операцию по своему задержанию (квартиру молодого человека в Иманте штурмовали сотрудники спецназа).

О самом подозреваемом также известно немного. По данным Firmas.lv, Чаловскому (1985 года рождения) принадлежит зарегистрированное в Юрмале предприятие MS Point, в котором он является единственным членом правления. В 2006-2008 годах молодой человек занимался продажей сувениров и подарков. В свое время Чаловский учился в Рижском техническом университете, где изучал информационные технологии, однако был отчислен.

Американские следователи считают Чаловского членом хакерской группировки, создавшей вирус Gozi, который в дальнейшем использовался для взлома банковских счетов и похищения денег. Только в США, как утверждается, этот вирус поразил около 40 тысяч компьютеров, в том числе 160 — американского космического агентства (NASA), а хакерам предположительно удалось похитить десятки миллионов долларов. Лидером группировки, по мнению следователей, являлся 25-летний россиянин Никита Кузьмин. Он был арестован в США в 2010 году, пошел на сделку со следствием и выдал предполагаемых сообщников (помимо Чаловского он якобы указал на гражданина Румынии Михая Паунеску, который позднее был арестован у себя на родине).

По данным СМИ, ядро Gozi было написано и многократно переписывалось Кузьминым еще в 2005 году, однако активно использовать его он начал лишь с 2007-го. Чаловский якобы был ответственен за модификацию вируса и разработку его «начинки», которая при заходе на страницу интернет-банка показывала пользователю несколько видоизмененную ее версию. Например, к стандартным полям для ввода номера карты и данных ее держателя добавлялись те, где нужно было набрать кодовое слово. До 2010 года Gozi атаковал исключительно европейские банки, однако затем у его создателей якобы появились американские заказчики, после чего хакерами заинтересовалось ФБР.

В интернет-пространстве Чаловский был известен под ником «Майами». По неподтвержденным данным, его заработок от незаконной деятельности следователи оценили в 50 миллионов долларов (при этом на момент задержания он жил в трехкомнатной квартире панельной многоэтажки). В случае если вина молодого человека будет доказана, ему, по всей видимости, придется возместить эти средства. Эксперты, однако, отмечают, что на родине у Чаловского есть шанс получить мягкий приговор, так как столь масштабное дело окажется не по зубам латвийскому правосудию, пока еще не слишком искушенному в вопросах киберпреступности.

< Назад в рубрику