Директор челябинского физико-математического лицея номер 31 Александр Попов вновь оказался в центре скандала. На него подал в суд бывший учитель физкультуры Сергей Пузырев, обвинив Попова в нанесении побоев: директор то ли полтора, то ли два с половиной года назад дал ему пощечину. В ответ на это Попов заявил, что он больше не готов бороться за свой пост и покинет лицей, а вместе с ним и Челябинск, если с него снимут подписку о невыезде — эту меру пресечения директору выбрали в рамках расследования уголовного дела о взятке, возбужденного весной.
Впервые Александр Попов стал героем новостей, не связанных с успехами учеников лицея, в мае 2012 года. Тогда в лицей, как и в другие школы города, из полиции поступил запрос (орфография и пунктуация оригинала сохранены) «предоставить в наш адрес данные детей учащихся, кавказской национальности (с указанием Ф.И.О., даты рождения, адреса места жительства, класса, в котором обучается подросток и данных родителей или законных представителей), обучающихся в вашем образовательном учреждении и имеющих гражданство на территории Российской Федерации, а также учащихся не имеющих гражданство Российской Федерации». Автором запроса значилась майор Юлия Пензина, начальник отдела инспекции по делам несовершеннолетних отдела милиции номер 5 УВД Челябинска. Попов эти данные предоставлять отказался, заявив, что в лицее есть только одна национальность — математика. После того как история получила широкое освещение в СМИ, Юлию Пензину отстранили (потом, впрочем, она вернулась на работу, сменив район с Центрального на Советский) и челябинский лицей вновь стал просто очень хорошей школой, выпускники которой побеждают на олимпиадах, поступают в престижные вузы и готовы горой встать за своего директора.
Последнее качество они в полной мере проявили в апреле 2013 года, когда Попов вместе с директором лингвистической гимназии номер 93 Галиной Щербаковой стали фигурантами дела о взятке. По данным следствия, 66-летний житель Челябинска по имени Юрий Полищук (по некоторым данным, ранее судимый по тяжкой статье) пытался устроить дочь своей супруги (по другим данным, сожительницы) в первый класс гимназии номер 93. Девочка по месту жительства не приписана к гимназии, но ее отчим был готов заплатить какую-то сумму за поступление. Знакомые порекомендовали ему обратиться к Попову, чтобы тот помог связаться с Щербаковой и устроить девочку в первый класс. Попов, по данным следствия, после консультации с Щербаковой заявил, что за поступление Полищуку придется заплатить 175 тысяч: 150 тысяч — директору 93 гимназии, а еще 25 — самому Попову за посредничество. Мужчина, которому сумма показалась завышенной, обратился в полицию — и в итоге и Щербакова, и Попов были пойманы с поличным при получении взятки, каждый в своем служебном кабинете.
Сторонники директоров излагают иную версию событий. По их словам, давний знакомый Попова долгое время просил его помочь устроить падчерицу в первый класс 93 гимназии, предлагая в ответ выделить деньги на двери, окна или еще какие-то нужды. Директор отшучивался, пока ему не понадобились 15 тысяч рублей на сопровождение школьников на олимпиады (одна проходила в Сарове, а другая — во Владивостоке). Эти-то деньги, полагают сторонники Попова, и передал Полищук, когда полиция поймала директора с поличным; директор не знал, что в конверте не 15, а 25 тысяч, так как не пересчитывал их. Защита Щербаковой, в свою очередь, утверждает, что мужчина пришел к ней говорить о поступлении падчерицы и постоянно пытался достать конверт — но Щербакова ему препятствовала, и в итоге он просто положил деньги на стол, а в кабинет директора ворвалась полиция. Попов для доказательства своей невиновности предлагает устроить проверку на детекторе лжи; однако Полищук, по его словам, от нее отказывается.
Тем не менее уголовное дело было возбуждено по пунктам «а», «в» части 5 статьи 290 (получение взятки группой лиц по предварительному сговору в крупном размере) и пунктам «а», «б» части 1 статьи 291.1 УК РФ (посредничество при получении взятки). С Попова взяли подписку о невыезде, а Щербакову прямо из отделения полиции увезли в больницу с сердечным приступом. Следствие к тому же попыталось добиться отстранения Попова от руководства лицеем, но тщетно. 22 июня Тракторозаводский районный суд Челябинска согласился с доводами адвоката директора, что уголовное дело касается гимназии номер 93, а не физико-математического лицея, и оставил Попова работать.
За директора вступились не только его нынешние и бывшие ученики, их родители, коллеги, писатели и журналисты (Попов является членом Союза писателей РФ), но даже губернатор Челябинской области Михаил Юревич. Он заявил, что «не до конца верит» в то, как подается история о взятке, и предположил, что в ней есть «элементы провокации», вызванной тем самым конфликтом с правоохранительными органами о национальности детей.
Обвинение ни Попову, ни Щербаковой до сих пор не предъявлено; более того, в отношении последней даже не избрана мера пресечения. Сам Попов предполагает, что в отношении Щербаковой дело будет закрыто в сентябре, а по нему «дано совершенно противоположное указание».
Но уголовным делом о взятке обвинения в адрес Попова не ограничиваются.
В середине августа стало известно, что на директора подал в суд его бывший подчиненный — учитель физкультуры лицея номер 31 Сергей Пузырев. Пузырев припомнил Попову пощечину, полученную больше года назад. Директор убежден, что обвинения как во взятке, так и в побоях преследуют одну цель — отстранить его от работы в лицее. «Знаю, что министру образования дано указание: решить этот вопрос до 1 сентября», — говорит он, не уточняя, кто дал это указание и почему его так сильно хотят уволить именно сейчас.
В пересказе самого Попова история о пощечине выглядит запутанной и местами абсурдной. Около четырех лет назад учителя и родители пожаловались директору на хамство физкультурника. Руководство лицея создало комиссию и в итоге приняло решение уволить Пузырева, однако начальник городского управления образования Александр Кузнецов (сейчас он является министром образования Челябинска) воспрепятствовал этому: якобы Пузырев дружит с начальником городской милиции и с заместителем мэра, и лучше, мол, его не увольнять. Тогда Попов пригрозил, что он сам уволится, если в лицее останется Пузырев, и даже написал заявление об увольнении. Но Олег Грачев, тогда занимавший пост первого заместителя главы Челябинска, уговорил директора не покидать лицей. Пузырев, в свою очередь, утверждал, что Попов пытался уволить его для того, чтобы освободить места для своих ставленников.
Конфликт между Поповым и Пузыревым на некоторое время затих. Однако спустя некоторое время учитель физкультуры подрался в здании лицея со школьным фитнес-тренером Василием Небогатовым (Попов называет его «молодым тренером по бодибилдингу»). «До большой драки, правда, не дошло, но Пузырев прибежал ко мне в кабинет и кричал, что его убивают, а я ничего не предпринимаю...» — рассказал директор в интервью изданию Chelyabinsk.ru. Кое-что Попов все-таки предпринял и, «зная скандальность Пузырева», отвез фитнес-тренера домой на такси (почему тренер не мог уехать сам, директор не пояснил).
После драки в лицей стали приходить полицейские и опрашивать детей в поисках тренера, побившего физкультурника (странно опять-таки, почему его надо было искать таким образом — ведь, во-первых, Попов отвозил бодибилдера домой, а во-вторых, тот работает в школе, где всегда можно узнать его адрес). «Школа превратилась в полицейский участок. И никто не мог заступиться за школу. Тогда мне было нужно что-то предпринять, ведь я директор школы», — описывает происходящее Попов все в том же интервью. И директор вновь что-то предпринял, а именно — дал на педагогическом совете пощечину учителю физкультуры, тем самым вызывая его на дуэль на кулаках. Однако Пузырев на вызов не ответил, и дуэль не состоялась. Зато вновь состоялся визит полицейских, на этот раз — с допросом Попова. «И я объяснял, что российские поэты всегда вызывали мерзавцев на дуэль. Я тоже вызвал мерзавца на дуэль после пощечины», — утверждает директор.
«Естественно, я не могу себе представить, что в лицее на глазах у детей начинается драка между директором и учителем. Что мне после этого им говорить, чему учить? Я оделся и пошел в полицию. Дал показания, следователь занимается делом», — описывал Пузырев ситуацию в феврале 2012 года. После пощечины и несостоявшейся дуэли Попов объявил сухую голодовку — и прекратил ее только тогда, когда Пузырева уволили из лицея. Сейчас Попов утверждает, что это было два с половиной года назад (в таком случае срок давности по статье «побои» уже истек); однако публикации в СМИ об увольнении Пузырева относятся к февралю 2012 года (и тогда выходит, что директора еще можно привлечь к уголовной ответственности).
Но в феврале 2012 года делу по тем или иным причинам хода не дали; теперь, 16 августа 2013-го, у Попова и Пузырева состоялось досудебное разбирательство. На нем Пузырев отказался от примирения, и его отправили переделывать заявление на директора: в изначальном варианте было указано, что физкультурника побили в 2013 году. Если Пузырев подаст исправленное заявление, то вновь состоится попытка примирения.
На первое заседание Попов отправился с твердым намерением отказаться от возможности примирения. Не менее твердо, судя по интервью, он решил уехать из Челябинска, более того, сразу из России — в Казахстан или Монголию. Пока что ему мешает подписка о невыезде, данная по делу о взятке, но Попов предлагает снять ее в обмен на свое увольнение: по мнению директора, и дело о взятке, и дело о пощечине вызваны исключительно желанием сместить с поста неудобного и несговорчивого директора лицея. Лицея, ученики которого летом этого года завоевали серебряную медаль на олимпиаде по программированию в Австралии и золотую — на олимпиаде по физике в Дании.