Поздно вечером 14 августа, за несколько дней до старта крупнейшей игровой выставки Gamescom, Microsoft (довольно внезапно) обнародовала список стран, в которых Xbox One поступит в продажу в первую очередь. Выяснилось, что первоначальным планам о глобальном запуске игровой платформы сбыться не суждено: за бортом остались восемь стран, в числе которых и Россия. Нам, а также Бельгии, Финляндии, Дании, Нидерландам, Норвегии, Швеции и Швейцарии не видать Xbox One на прилавках до 2014 года — причем в Microsoft не назвали даже приблизительных сроков выхода новой консоли в этих странах.
В пресс-релизе уточнялось, что сокращение списка стран, в которых Xbox One появится сразу, с 21 до 13, связано с желанием доработать локализацию программной оболочки и сервисов (к примеру, научить сенсор Kinect отзываться на команды по-русски). Этих, надо сказать, не самых внятных объяснений (что и на какой язык надо переводить в Швейцарии?), естественно, не хватило, чтобы погасить волну недовольства, поднявшуюся не только среди игроков, но и даже в региональных подразделениях Microsoft.
С игроками все более-менее ясно — реакция на то, что твоя страна не в приоритете, всем хорошо известна по запуску PS3 в 2006-2007 годах, когда Европе пришлось дожидаться консолей от Sony несколько месяцев после релиза в Японии и США. Геймеры либо разозлятся и предпочтут конкурирующую платформу (PlayStation 4 должна выйти на всех рынках одновременно осенью 2013 года; WiiU продается с 2012-го), либо прибегнут к услугам «серых» импортеров, либо все-таки дождутся официального выпуска платформы у себя на родине. В любом случае в геймерском сообществе новость произвела эффект бега за слоном с вентилятором в руках.
Региональным подразделениям Microsoft сейчас можно только посочувствовать: глобальное руководство подставило их и перед игроками, и перед ритейлом. К примеру, что им делать с предзаказами на Xbox One, которые в некоторых «обделенных» странах исчисляются десятками тысяч экземпляров? Как им не допустить доминирования главного конкурента, Sony, на рынке домашних консолей? Как местным представительствам отбиваться от нападок и без того в основном негативно настроенной по отношению к Microsoft профильной прессы после PR-неразберихи последних месяцев, связанной с Xbox One?
О последней стоит отдельно сказать пару слов. В мае-июне 2013 года, когда Microsoft сперва анонсировала Xbox One, а затем подробнее рассказала о консоли на выставке E3, новая игровая платформа вызвала смешанную реакцию в профильной прессе и игровом сообществе. В то время как одни отдавали должное смелости Microsoft, которая решила фактически полностью перевести Xbox One на цифровую дистрибуцию (диски были скорее данью традиции — игры «привязывались» к учетной записи игрока — и после установки были фактически не нужны), другие неистово ругали американскую компанию. Поводов для критики было предостаточно: это и требование подключения к сетевому сервису Xbox Live раз в сутки для игры (неважно — одиночной или сетевой), и необходимость раздавать цифровые права при передаче диска с игрой друзьям, и многое другое. Так называемое vocal minority (громче всех кричащее меньшинство) игроков заполонило интернет смешными картинками с проклятиями в адрес Microsoft и восхвалениями PlayStation 4.
Не смогла не оттоптаться на конкурентах и Sony, которая уделила особое внимание на E3 своему традиционному подходу к распространению игр: диски для PS4 не привязываются к учетной записи и запускаются на любой консоли, как раньше. С точки зрения пиара ход для Sony беспроигрышный, ну а представители Microsoft своими невнятными комментариями и невозможностью хоть как-то объяснить потребителю, почему цифровая дистрибуция — хорошо, фактически отдали победу в этой информационной войне конкурентам.
Давайте вспомним, почему Microsoft выбрала такие драконовские на первый взгляд меры защиты для Xbox One. Основными рынками для консоли являются США и Великобритания. В обеих странах (в Америке прежде всего) сильно развита как игровая культура, так и вторичный рынок игр. Именно он является главным врагом игровой индустрии в последние годы: игровые издательства уже несколько лет пытаются придумать, как монетизировать подержанные копии игр. Это желание связано не только и не столько с банальной жадностью — скорее в этой борьбе разработчики и издатели пытаются отбить часть прибыли у торговых сетей, которые в последние годы превратили вторичный рынок игр в мегаприбыльный бизнес. К примеру, крупнейшая американская торговая сеть Gamestop крайне агрессивно проводит политику торговли подержанными играми. Большая часть торговых площадей американских магазинов сети отведена именно под вторичный рынок игр; специальные акции Gamestop тоже касаются преимущественно подержанных дисков. Промоутирование новых проектов Gamestop по понятным причинам не так выгодно, как продажа подержанных дисков: у геймеров они приобретают игру за 5-20 долларов, чтобы потом перепродать за 30-50; естественно, люди, создававшие игры, ни цента с этих продаж не получают.
С учетом растущих с каждым годом затрат на разработку игр у издательств остается немного вариантов, как не упустить прибыль. Это либо бесконечные DLC, встроенные покупки. Либо всевозможные «абонементы» и «цифровые пропуски» — когда с новыми играми поставляются одноразовые коды доступа к, например, многопользовательскому режиму. Microsoft предложила свой вариант: привязывая игры к профилям игроков, она давала возможность геймерам в будущем самим продавать игры — в этом случае деньги доставались бы в том числе издательствам, а не торговым сетям. Естественно, эта модель актуальна прежде всего для основных рынков Xbox One — в России, к примеру, весь вторичный рынок сосредоточен на тематических форумах и в специальных сообществах. Более того, адептам консолей привычные для пользователей ПК меры защиты Xbox One (не отличающиеся от Steam’овских требований постоянного коннекта, к примеру) казались чем-то совершенно бесчеловечным. Xbox One оставляла за бортом тех, у кого нет интернета (в деревне у бабушки или на американской военной базе не поиграть). Без возможности нормально поиграть, скорее всего, остались бы и те, у кого в стране сервис Xbox Live официально не запущен (а работает он только в сорока с лишним странах) — например, жители Украины.
В любом случае все это уже не имеет значения, так как после бури в ряде СМИ и на профильных форумах Microsoft перечеркнула годы исследований и разработки и отказалась от первоначальных планов распространения контента. Вскоре после E3-2013 Дон Мэттрик, глава подразделения, отвечающего в том числе за платформу Xbox, объявил об изменениях в цифровой защите контента на консоли: теперь Xbox One, как и PlayStation 4, не будет требовать сетевого подключения, не будет требовать постоянной работы сенсора Kinect, а игры на дисках можно будет давать друзьям без ограничений.
Попытавшись сгладить последствия сокрушительного поражения в пиар-войне с Sony и немного подстегнуть продажи на старте нового поколения консолей, Мэттрик одним заявлением выкинул на помойку годы работы и многомиллионные бюджеты разработки Xbox One. И ровно этому заявлению Мэттрика (кстати, покинувшего Microsoft в июле) мы обязаны тем, что Xbox One в 2013 году до России не доберется. Причина довольно простая: продукт уровня Xbox One не делается за пару месяцев. И фактически после решения «откатить» все к стандартам предыдущего поколения консолей команде Microsoft пришлось переписывать софт для Xbox One с нуля. В результате компания просто не успеет в срок выпустить и поставить достаточное количество консолей и доделать региональные сервисы.
Ситуация для Microsoft сейчас сложилась не самая приятная. В частности, в «обделенных» на запуске странах Xbox One уже проиграла PlayStation 4. Единственным выходом для Microsoft будет резкое снижение цен на Xbox 360 и предельно агрессивное ее продвижение в странах, не попавших в число 13 «везунчиков». В конце концов, что Xbox 360, что PlayStation 3 еще как минимум пару лет останутся активно поддерживаемыми и востребованными платформами: игровые издательства просто не могут игнорировать совокупные продажи платформ в полторы сотни миллионов штук. В частности, GTA V, один из самых ожидаемых проектов последних лет, выйдет прежде всего для нынешнего поколения приставок, да и ряд других крупномасштабных мультиплатформенных проектов разрабатывается именно для Xbox 360 и PlayStation 3.
Утешением для Microsoft может стать разве что напоминание о том, что они с Sony всего лишь поменялись местами. В 2006 году японская компания также не выполнила обещание запустить PlayStation 3 во всем мире сразу и довезла свою консоль до Европы только весной 2007-го — что в свое время стоило должности «отцу» PlayStation Кену Кутараги. И даже несмотря на это, PS3 прекрасно продавалась на протяжении всего жизненного цикла и в итоге догнала Xbox 360, стартовавшую на год раньше.