В субботу, 17 августа, в швейцарском Локарно завершился 66-й по счету международный кинофестиваль. Если верить «Википедии» (а не верить ей у нас нет оснований), это четвертый по важности европейский кинофестиваль после Канн, Венеции и Берлина. Основной конкурс фестиваля и раньше составлялся концептуальнее его собратьев — игровые фильмы тут легко соседствовали с документальными и даже такими работами, которые уместнее всего было бы демонстрировать в какой-нибудь арт-галерее. Новый арт-директор фестиваля Карло Шатриан, пришедший на смену Оливье Перу (в настоящий момент — руководитель киноструктуры Arte France Cinéma), зашел в этом направлении еще дальше: смешал исторические драмы и откровенные мелодрамы, часовую антифашистскую хронику с трехчасовым документальным фильмом о больном СПИДом, эротическую комедию — с мистическим триллером.
Вообще, фестиваль в Локарно — тот тип киносмотра, ленты из которого редко попадают в широкий международный и тем более российский прокат. Для российского проката в настоящий момент закуплено всего два фильма: «Два ствола» Бальтараза Кормакура, открывавший фестиваль, а также участник внеконкурсной программы «Бойфренд из будущего» Ричарда Кертиса, автора «Реальной любви». Как правило, в Локарно показывают редкое, независимое, малобюджетное, медленное кино, для просмотра которого требуется необходимый уровень подготовки от зрителя. Тем интереснее вместо стандартных итогов подробнее рассказать о тех фильмах фестиваля, которые помимо того, что обладают большим зрительским потенциалом и достойны оказаться в списке картин для дальнейшего ознакомления, имеют еще и реальный шанс на кинотеатральные или хотя бы фестивальные перспективы в России.
Как ни странно, первым таким фильмом является победитель фестиваля — новая работа каталонца Альберта Серры «История моей смерти». Серра прежде всего зарекомендовал себя как режиссер сверхмедленного кино, пропитанного, как когда-то у классика Карла Теодора Дрейера («Страсти Жанны д’Арк», «Слово»), религиозными мотивами. «История моей смерти» — не совсем типичное для него кино, в котором, несмотря на почти трехчасовой хронометраж, очень динамично развивается трагическая история встречи Джакомо Казановы и графа Дракулы. Оба героя фильма имеют реальные исторические прототипы, но Серра использует в кадре именно их поп-культурные образы — дамского угодника и вампира. Первую часть фильма камера документирует повседневную жизнь Казановы — поедание плодов граната, чтение книг, болезненные походы в туалет, общение с женщинами. Вторая часть посвящена поездке Казановы и его подруг в Карпатские горы — прямо в логово Дракулы. Третья часть — кровавое столкновение двух противоположных миров, сиюминутного и вечного, жизни и смерти. Можно сказать, что Серра сумел снять комикс, но комикс для интеллектуалов — размеренный, метафизический.
Другой фильм, имеющий все шансы на появление в российском прокате, — «Неправильные полицейские» Квентина Дюпье, показанный в специальной программе кино на главной городской площади Локарно Пьяцца-Гранде. Ключевые герои фильма, как можно догадаться из названия, полицейские, очень, кстати, близкие по духу своим российским коллегам — то есть не те, которые следят за порядком, а которые его нарушают: продают наркотики, вымогают деньги, пристают к женщинам, оскорбляют инвалидов, даже убивают людей (список можно продолжать долго). Это без преувеличения черная комедия, продолжающая вектор, который Дюпье выбрал в своих предыдущих двух картинах: абсурдистском хорроре «Шина» о похождениях шины-убийцы и фантасмагоричной комедии «Ошибка» о поисках пропавшей собаки (выходил у нас в прокат под оригинальным названием Wrong). Правда, как объяснил на представлении фильма актер Марк Бернэм, сыгравший в фильме главную роль (Дюпье на фестиваль приехать не смог), герои и их поступки, представленные в фильме, были придуманы режиссером для того, чтобы продемонстрировать зрителям что такое хорошо, а что такое плохо. Пособие получилось наглядным.
Еще участник фестиваля, имя которого может быть известно российскому зрителю, — румын Корнелиу Порумбойю. Его предыдущая работа «Полицейский, имя прилагательное», отмеченная несколькими призами в Каннах, выходила в ограниченный отечественный прокат. В Локарно его новый фильм «Когда ночь опускается на Бухарест, или Метаболизм» участвовал в главном конкурсе и до объявления призов считался одним из главных претендентов на победу. Минималистичная, фактически бессюжетная, но многословная история о взаимоотношениях режиссера и актрисы, имеющих любовную и профессиональную связь. Остроты повествованию добавляет тот факт, что режиссер страдает от гастрита (один из ключевых эпизодов в фильме — путешествие камеры по его желудку), при этом герои на протяжении всего фильма проводят время за обсуждением и потреблением пищи. Принято считать, что в 2006 году с «12:08 к востоку от Бухареста» Порумбойю появилась новая волна румынского кино, которая только усилилась с появлением год спустя «4 месяца, 3 недели и 2 дня» Кристиана Мунджиу. Появление «Метаболизма» свидетельствует если не о тупике, в который вновь зашло румынское кино, то о спаде этой волны. Возможно, речь идет о спаде временном, фильм как раз поднимает вопросы, как этот период преодолеть.
Программа кино на площади всегда включает в себя много потенциальных хитов. «Длинные волны» швейцарца Лайонела Байера — один из таких фильмов. 1974-й год, трое радиожурналистов отправляются по заказу министерства культуры из Швейцарии в Португалию, чтобы сделать патриотичный репортаж о дружбе двух стран. Но их планы портит лиссабонская Революция гвоздик, герои не могут ей противостоять и пропитываются до мозга костей духом свободы. «Волны» бросает из фантасмогории в мюзикл, а заканчивается все документальной фотографией — дело в том, что кино основано на реальных событиях, и все его герои подлинные. До этого Байер у себя на родине снимал маленькие независимые фильмы про проблемы молодого поколения, такое кино обычно называют фестивальным. «Длинные волны» — его первая заявка на расширение аудитории. Это высокобюджетная ретрокомедия с довольно причудливым чувством юмора, снятая в копродукции между Швейцарией, Францией и Португалией. При этом, как и в предыдущих фильмах Байера, никуда не делось ощущение, что на съемочной площадке собрались только свои люди. В главной женской роли — звезда молодого французского кино, режиссер Валери Донзелли, в эпизодах — другие знакомые европейские режиссеры: Серж Бозон, Жан-Стефан Брон и сам Байер. Пожалуй, вот этот фильм прежде всего хотелось бы увидеть на московских экранах.
В завершение хотелось бы рассказать о главном русском следе на фестивале. Во втором по значимости конкурсе участвовала картина азербайджанско-русского производства (с русской стороны — студия Vita Activa Юлии Мишкинене) — «Хамелеон» Эльвина Адыгозела и Руфата Гасанова. Последний учился и работал в Америке, в том числе вместе со Спайком Джонзи на Vbs.tv, а также проходил стажировку на телеканале «Дождь», после чего отправился в Баку, чтобы снять «Хамелеон» — свой первый полнометражный фильм. Фильм пусть и не получил призов, но заслуживает внимания как пример удачного в фестивальном отношении независимого кино, которое возможно и в России. «Хамелеон», в котором сын возвращается из России в Баку для продажи дома отца и лицом к лицу сталкивается со своим прошлым, можно будет увидеть в Москве уже осенью — создатели фильма сейчас ведут переговоры с организаторами нескольких столичных кинофестивалей.