19 августа Мосгорсуд по просьбе правообладателя постановил ограничить интернет-доступ к нелегальным копиям «Игры престолов» — самого любимого сериала пиратов по версии 2012 года. Контент будет заблокирован еще до решения суда — в соответствии с недавно вступившим в силу в России антипиратским законом. «Лента.ру» вспомнила, что стало причиной массового нелегального распространения сериалов в Рунете, и оценила альтернативы несанкционированному скачиванию.
Начиная с 1 августа 2013 года, когда вступил в силу закон о защите интеллектуальных прав в интернете, Россия оказалась на передовой борьбы между правообладателями и любителями бесплатно качать музыку, фильмы, сериалы и софт. Впрочем, пока наступление на нелегальный контент в полную силу развернулось лишь в области видеопродукции (Минкульт еще только готовится расширить действие закона на музыку, тексты и прочее). Но досудебной блокировки видео, а точнее сериалов, уже оказалось достаточно, чтобы вызвать негодование пользователей.
Самым знаковым решением Мосгорсуда на сегодняшний день стал запрет на скачивание американского телешоу «Игра престолов», права на дистрибуцию которого в России принадлежат компании «Амедиа». Негодование зрителей усугубляется тем, что блокировка доступа к сериалу происходит вопреки заявлению его создателей (в лице руководства канала HBO и режиссера ряда серий Дэвида Петрарки) о безвредности нелегального распространения.
То, как чутко Рунет отреагировал на запреты доступа в интернете к сериалам вообще и «Игре престолов» в частности, напрямую связано с историей распространения зарубежных телешоу в России. Популярность среди российских зрителей всего спектра иностранных сериалов — от приключенческой фантастики «Остаться в живых» (Lost) до медицинской драмы «Доктор Хаус» (House M.D.) — во многом обязана тому, что они оперативно появлялись в свободном доступе в интернете.
Оперативность сыграла едва ли не решающую роль. Отечественные телеканалы, покупавшие права на показ американских сериалов, начинали переводить их только после того, как полные сезоны выходили в США (так было, к примеру, с сериалом «Остаться в живых»: первый сезон сверхпопулярного телешоу показали в эфире Первого канала в 2005 году, а второй появился с большим опозданием).
Как раз на 2005 год и пришлось зарождение в Рунете первых так называемых «релиз-групп», которые выкладывали новые серии сначала с переведенными субтитрами, а потом и озвученные на русском языке, почти сразу после показа в США. На ранних этапах работа энтузиастов строилась по принципу «с миру по нитке»: автор перевода, диктор, ответственный за сведение материала звукорежиссер и оператор раздачи на торрентах могли не то что не быть знакомы лично, но вообще проживать в разных городах и даже странах. Благодаря самоорганизации сериалы выкладывались в основном бесплатно, а текущие расходы частично компенсировались исключительно за счет рекламы на сайтах.
Легальные распространители контента долгое время не обращали внимания на набирающую обороты «индустрию» онлайн-перевода сериалов — просто потому, что интернет-аудитория на тот момент была не сопоставима с эфирной. Правда, перед выпуском шестого сезона «Остаться в живых» (первого, который на российском телевидении стали показывать почти одновременно с США), прозвучали угрозы (так и не сбывшиеся), что все онлайн-копии будут удаляться, а их создатели — подвергаться преследованию. Сами «релизеры» и их многочисленная аудитория в ответ советовали недовольным сперва разработать удобные легальные средства для просмотра сериалов — и не через полгода-год, а сразу после выхода серий за рубежом.
В определенной степени эти пожелания зрителей реализовались, когда российская компания «Амедиа» объявила о запуске в кабельных сетях канала «Амедиа Премиум». Глава компании Александр Акопов в интерью на «Эхе Москвы» смело назвал новый канал «русским HBO», по аналогии с американской кабельной и спутниковой сетью со 114 миллионами подписчиков по всему миру и десятками сериалов собственного производства. Кстати, премиальный канал «Амедии» создавали в том числе и как перспективную платформу для новых российских сериалов — предполагалось, что зарубежный контент позволит накопить аудиторию и средства на съемки.
«Амедиа Премиум» стал первым в России каналом, который не только транслирует популярные зарубежные сериалы, но и стремится делать это одновременно с выпуском оригинала за границей. Для запуска выбрали такие зарекомендовавшие себя шоу, как «Настоящая кровь» (True Blood), «Служба новостей» (Newsroom), «Во все тяжкие» (Breaking Bad) и уже упомянутая «Игра престолов» (Game of Thrones). Создатели канала не побоялись закупить и новинки, которые вышли в летнем сезоне 2013 года, чтобы также показывать их «синхронно» с оригиналом. При этом, по некоторым данным, чтобы справиться с объемом перевода, «Амедиа» даже обратилась к тем студиям, которые когда-то стояли у истоков «релиз-групп».
Но канал не решил вопрос доступности. Российские зрители за долгие годы привыкли не только «качать» сериалы из интернета, но и смотреть их в любом удобном месте на различных устройствах (скажем, в метро со смартфона по дороге на работу). Было бы наивно предполагать, что их заинтересует перспектива «ловить» очередную серию в сетке расписания кабельного канала. Учитывая это, «Амедиа» запустила сайт «Амедиатека».
Если верить заявлениям Александра Акопова, сайт должен был стать если не заменой, то как минимум достойной альтернативой iTunes: удобная система подписки, воспроизведение на любых устройствах, HD-версии сериалов и фильмов и даже возможность смотреть видео без русскоязычной озвучки (с подключаемыми субтитрами). Сегодня на сайте реализована только система подписки и возможность смотреть новые серии в любое время через веб-браузер на настольном компьютере (для просмотра требуется установка специального плагина).
Просмотр сериалов без перевода, набирающий популярность в России (как средство изучения иностранных языков и защиты от недобросовестных переводчиков), пока даже не обозначен в описании сайта. Зато там указано, что для снижения нагрузки на интернет-канал видео представлено только в стандартном разрешении, а не в HD. В отличие от канала «Амедиа Премиум», где сериалы транслируют с многоканальной звуковой дорожкой, на сайте доступен только стереозвук. С момента запуска «Амедиатеки» в июне 2013 года сайт глобально обновился всего однажды — его администраторы сняли ограничение на число одновременно доступных серий каждого сезона одного сериала (изначально там предлагалось лишь по пять серий, которые периодически ротировались).
Через три месяца после запуска своего сервиса по просмотру сериалов «Амедиа» присоединилась к тем, кто решил извлечь выгоду из нового российского антипиратского закона, аналог которого (SOPA) отказались принять законодатели на родине многих поставляемых фирмой сериалов — в США. Как впоследствии выяснилось, компания пошла по стопам своих предшественников и попросила закрыть доступ к «своим» сериалам на ресурсе «Турбофильм».
Сложно сказать, почему гнев правообладателей вызвал именно этот портал. У «Турбофильма» есть два ключевых отличия от наиболее популярных распространителей сериалов в Рунете: просмотр сериалов там платный, а видео располагается непосредственно на серверах ресурса. Владельцы «Турбофильма» оперативно отреагировали на решение Мосгорсуда и заблокировали спорный контент. Лишь впоследствии выяснилось, что создатели ресурса разработали способ обхода новых норм российского законодательства при помощи защищенного VPN-соединения.
Вероятнее всего, на «Турбофильме» как на легкой мишени отрабатывается практика применения нового закона в глобальных масштабах. Впрочем, правообладатели могут столкнуться с рядом трудностей. Если доказать присутствие видео на серверах, скажем, социальной сети «Вконтакте» будет нетрудно, то поиски первоисточника в децентрализованных торрент-сетях, которыми пользуется большинство пресловутых «релиз-групп», потребует значительных затрат — если не от самих авторов претензий, то от выполняющего решения суда Роскомнадзора. В таком случае куда проще блокировать целые сайты, которые их создатели легко смогут восстанавливать под новыми доменными именами и IP-адресами.
Надо заметить, что даже закрывшая глаза на пиратов HBO не отрицает факта нарушения ими ее интеллектуальных прав, но трезво оценивает эффективность попыток полностью побороть нелегальные «скачивания». Представители HBO отметили, что рекордные цифры «загрузок» «Игры престолов» никак не сказались на продажах DVD и Blu-Ray дисков. Более того, онлайн-распространение только способствует популярности сериала. Надо ли говорить, что возможность просмотра серий в удобное время (video-on-demand) HBO запустила еще в 2001 году, а с 2010 года работает сервис HBO GO, который предлагает аналогичные услуги на сайте канала и в полном перечне мобильных устройств.
Российские правообладатели демонстрируют обратный подход: у нас борьба с нелегальным распространением предшествует появлению доступных альтернатив. Пока же любителям сериалов остается выходить в Сеть через VPN и надеяться либо на развитие сервисов доставки контента, либо на успех петиции против антипиратского закона, которую уже согласилась рассмотреть Госдума.