Основной задачей любой компании является повышение прибыли. Зачастую соблазн быстрой наживы заставляет предпринимателей прибегать к сомнительным, а то и незаконным методам ведения дел. Среди наиболее «популярных» нелегальных способов развития бизнеса — подкуп чиновников для получения выгодных контрактов. В глобализованном мире коррупция и преступность «белых воротничков» давно уже перешагнули национальные границы, в связи с чем наиболее развитые государства стали ограничивать распространение взяточничества даже за пределами своих территорий. Однако истории Siemens, Total, IBM, Diageo и многих других корпораций показывают, что искушение добиться быстрого и дешевого успеха иногда бывает слишком велико. В списке компаний, которые были оштрафованы за коррупционную деятельность, рискует оказаться и Microsoft, одна из крупнейших технологических компаний мира.
22 августа The Wall Street Journal сообщила, что власти США расширили следственные действия в отношении Microsoft. В марте этого года министерство юстиции США и Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) уже интересовались сомнительными бизнес-практиками компании в Китае, Италии и Румынии. Теперь география стала еще более масштабной: американские следователи предполагают, что Microsoft могла давать взятки также в Пакистане и России.
Руководство и представители компании не перестают настаивать на том, что проводят внутренние проверки и полностью сотрудничают со следствием. Покорность Microsoft легко объяснима, если вспомнить, что в мае этого года французская Total была вынуждена выплатить властям США 398 миллионов долларов за подкуп иранского чиновника. А в 2008 году немецкий концерн Siemens и вовсе поплатился в общей сложности 800 миллионами долларов за коррупцию в Венесуэле, Израиле, Аргентине и ряде других государств.
Лидер западного мира — Соединенные Штаты — выступили в качестве флагмана борьбы с международной коррупцией еще в конце 1970-х годов. Недовольство американцев и их законодателей скандальным президентством Ричарда Никсона и, как тогда считалось, моральным разложением вашингтонской элиты привели к общественному запросу на перемены. В 1977 году состоялась инаугурация президента-демократа Джимми Картера, который пообещал вернуть политике «моральное измерение».
Вместе с политикой реформам подверглась и экономика. Одним из шагов новой администрации стало одобрение в том же 1977 году Закона о коррупции за рубежом (Foreign Corrupt Practices Act, FCPA). Кампания против подкупа иностранных чиновников американскими корпорациями и частными лицами обосновывалась не только соображениями нравственности, но и сугубо прагматическими причинами. Беспокойство Конгресса США вызывали негативные последствия коррупционных действий больших корпораций. У сенаторов и членов Палаты представителей не было недостатка в наглядных примерах.
Например, в середине 1970-х годов расследование Сената выявило, что американский аэрокосмический и оборонный концерн Lockheed Martin систематически подкупал чиновников Западной Германии, Италии и Нидерландов за право поставлять ВВС этих стран истребители. Остроту скандалу добавил тот факт, что в 1971 году правительство США спасло компанию от банкротства. Ряд других расследований выявили, что крупные корпорации потратили на поощрение иностранных госслужащих в начале 1970-х годов свыше 300 миллионов долларов. Незаконные способы ведения бизнеса, по мысли американских законодателей, подрывали саму основу капиталистической экономики — свободную конкуренцию. На защиту рынка и выполнение положений FCPA встало министерство юстиции США и влиятельный биржевой регулятор — SEC.
Вашингтон был полностью в своем праве, запрещая американскому бизнесу прибегать к коррупции для продвижения своих интересов в других государствах. Однако объектами правоприменения FCPA вскоре стали и европейские предприятия: помимо уже упомянутых Total и Siemens, штрафы властям США в различные годы выплачивали Daimler, Diageo и Alcatel-Lucent.
Дело в том, что положение мирового финансового лидера, которое США прочно удерживают с середины ХХ века, позволило им включить в текст FCPA специальную оговорку. Антикоррупционное законодательство действует не только в отношении граждан США и зарегистрированных в Соединенных Штатах компаний, но и организаций (entities), которые ведут в США предпринимательскую деятельность. FCPA распространяется на предприятия, чьи ценные бумаги торгуются на американских фондовых площадках.
Влияния США хватило на то, чтобы в 1998 году Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) ратифицировала Антикоррупционную конвенцию. Она поставила вне закона для компаний из развитых государств подкуп иностранных чиновников и сокрытие средств, направляемых на взятки. О том, насколько радикально изменилась законодательная основа международного бизнеса, свидетельствует следующий факт: до 1999 года иностранным филиалам немецких концернов не запрещалось «поощрять» иностранных госслужащих. Сейчас такие «поощрения» воспринимаются как немыслимая вольность.
Эффективность антикоррупционных мер обеспечивалась не только влиянием США на мировой арене, но и объективными процессами экономической глобализации. В конце ХХ века ведущие мировые корпорации не могли игнорировать наиболее емкий американский рынок. Работая в Соединенных Штатах, бизнес теоретически должен был смириться и с местными правилами, то есть с запретом на взятки для иностранных чиновников по всему миру.
Сотрудничая со следствием по делу о подкупе иностранных чиновников, в Microsoft наверняка держат в уме скандалы с Siemens, которые сотрясали немецкую компанию в середине 2000-х годов. Тогда Siemens в результате внутреннего расследования обнаружила, что топ-менеджеры активно дают взятки государственным служащим целого ряда государств, включая Россию, Нигерию, Израиль, Грецию, Аргентину. Осенью 2007 года мюнхенский суд оштрафовал Siemens на 200 миллионов евро. Однако наиболее дорогостоящим для немецкой компании стало урегулирование претензий властей США. SEC сумела выяснить, что немецкая компания сумела заработать на коррупционных схемах лишь 1,1 миллиарда долларов, в то время как по данным Siemens за период с 2000 по 2006 годы на взятки было потрачено 1,3 миллиарда евро. В декабре 2008 года компания выплатила SEC штраф на 350 миллионов долларов, а отчисления в пользу Минюста составили 450 миллионов долларов.
Очевидно, что высокие штрафы, отмененные контракты и репутационные издержки нивелируют прибыль от противоправных схем. Например, Total выплатила штраф почти в 400 миллионов долларов, в то время как ее прибыль от сделок с Ираном, по данным SEC, составила лишь 150 миллионов долларов. На взятки для иранцев французы потратили 60 миллионов долларов.
Сомнительная выгода от нарушений FCPA подтверждается и высокой стоимостью расследования вероятных нарушений. Сложившаяся в США практика подразумевает, что нарушитель должен самостоятельно нанять внешнего аудитора для проверки возможных коррупционных схем. Сеть гипермаркетов Wal-Mart с осени 2011 года по лето 2013 года была вынуждена потратить свыше 230 миллионов долларов на установление обстоятельств подкупа мексиканских чиновников со стороны местного подразделения компании. По данным Arkansas Business, Wal-Mart, вероятнее всего, признает нарушение законодательства, что повлечет штрафы и дальнейшие расходы.
Таким образом, сотрудничая с властями, в Microsoft пытаются избежать высоких штрафов и максимально сохранить репутацию. На руку компьютерному гиганту играет и то, что следственные действия в его отношении носят предварительный характер и проходят в рамках гражданского, а не уголовного расследования.
Подозрение Microsoft в нелегальной деятельности в России стало не первым случаем, когда ведущую западную компанию обвиняют в подкупе местных чиновников. Помимо уже упоминавшегося расследования в отношении Siemens, широкий резонанс приобрело так называемое «дело Daimler», которое началось в марте 2010 года. Тогда министерство юстиции США обвинило немецкого автопроизводителя в подкупе государственных служащих 22 государств мира, включая Россию. С 2000 по 2005 годы Daimler выплатил чиновникам ряда ведомств до трех миллионов евро, чтобы выиграть конкурсы на поставку автомобилей.
В Соединенных Штатах Daimler выплатил свыше 27 миллионов долларов штрафов за противоправные действия на российском рынке. В самой РФ расследованием мошеннических операций занимался Следственный Комитет. В апреле 2012 года стало известно, что следователи не нашли оснований для возбуждения уголовных дел в отношении сотрудников ведомств, которые приобретали «Мерседесы». С тех пор упоминания о скандале исчезли из СМИ, а само дело, очевидно, было спущено на тормозах.
Действия российских правоохранительных органов в скандале с поставками «Мерседесов» выглядят особенно странно на фоне того, что Москва присоединилась к Антикоррупционной конвенции ОЭСР весной 2012 года, которая напрямую запрещает действия, аналогичные действиям Daimler. Кроме того, Россия рассчитывает на полноправное членство в самой ОЭСР, что также подразумевает необходимость борьбы с незаконными бизнес-практиками.
Реакция России на махинации Daimler может немного успокоить Microsoft, но, скорее всего, в компании гораздо больше беспокоятся о действиях американского министерства юстиции, нежели потенциальном расследовании СК РФ. В последнем пока никак не прокомментировали расследование деятельности Microsoft властями США, так что далеко не факт, что даже если в Соединенных Штатах факт коррупции сочтут доказанным, в России уволят хотя бы одного причастного к взяткам чиновника.