Физический факультет МГУ в 2013/2014 учебном году предлагает студентам ознакомиться с курсом профессора Хунджуа, ставящего под сомнение теорию эволюции и пропагандирующего христианские взгляды на сотворение мира. Это вовсе не единственный случай проникновения религии на физфак: вот уже больше 10 лет Северная физическая аудитория принимает конференцию «Христианство и наука» в рамках Международных Рождественских чтений.
На межфакультетских курсах МГУ, среди которых студенты вольны выбрать, что им слушать, физический факультет, наряду с астрофизикой, биофизикой, макромиром и микромиром, предложил учащимся ознакомиться с «мировоззренческими вопросами современного естествознания», каковые им представит профессор, доктор физико-математических наук Андрей Хунджуа. В программе этого курса, как уже писала «Лента.ру», встречаются такие неоднозначные темы, как «падение нравов» и «поклонение Человеку и Сатанизм» (именно так, с заглавными буквами), а сам Хунджуа ранее неоднократно писал о том, что православный человек может забыть об эволюционизме. Новость об этом удостоилась обсуждения на сайте Ричарда Докинза, известного эволюциониста и популяризатора науки (впрочем, разместил ее там некто Кирилл Марчук, зарегистрировавшийся на сайте за день до публикации заметки). С примером лекции Хунджуа (правда, для семинаристов, а не для студентов МГУ) можно ознакомиться здесь.
Андрей Хунджуа, сын ныне покойного профессора кафедры физики атмосферы и бывшего замдекана факультета Георгия Хунджуа, работает на физфаке, на кафедре физики твердого тела, с 1973 года. В Российском индексе научного цитирования упоминаются 23 его публикации (21 по физике и две — про образование и теологию). В ближайшем семестре он, судя по расписанию, будет читать один курс на физфаке — спецкурс на кафедре физики твердого тела.
Сейчас Волчкова на факультете не работает; зато работают другие соавторы Хунджуа: доцент кафедры общей физики и физики конденсированного состояния, кандидат физико-математических наук Виталий Неделько и замдекана, профессор кафедры магнетизма, доктор физико-математических наук Валерий Прудников. «В настоящее время нет ни одной серьезной научной публикации по проблеме молекулярной эволюции какой-либо биохимической или клеточной системы. Вывод однозначен — тот, кто задумал эти системы, знал, какими они будут в законченном виде. Жизнь на Земле — результат разумного замысла Творца», — писали Хунджуа, Неделько и Прудников.
Только один из соавторов Хунджуа — Прудников — в 2008 году не подписался под письмом 227 (на самом деле 225) кандидатов и докторов наук, выступавших за введение докторских степеней по богословию и преподавание основ православия в школе «в условиях все более частого проявления рецидивов воинствующего атеизма в деятельности отдельных чиновников, прежде всего — Минобрнауки России». «Клерикализация системы образования в России — это вульгарно-атеистический миф, идеологический жупел, эксплуатируемый воинствующими атеистами и ненавистниками России», — писали эти люди. Если посмотреть по специальностям, то физики (всего 40 человек) были на втором месте по численности среди подписантов этого письма: больше них — только филологов, 50 человек. Из 40 физиков, в свою очередь, 33 человека оказались как минимум выпускниками, а то и завкафедрой и замдекана физического факультета МГУ. И хотя многие не видели текста письма, под которым подписывались, и вообще не задумывались о соотношении религии и науки, такой процент физиков из МГУ, заявивших об опасности «воинствующего атеизма», вовсе не случаен.
Именно на физическом факультете МГУ в рамках «Международных Рождественских образовательных чтений» (председателем чтений является патриарх Московский и всея Руси Кирилл, а свое приветствие участникам не забывает направить президент РФ Владимир Путин) в 2013 году прошла конференция «Христианство и наука». Сайт факультета почему-то о ней умалчивает (есть только упоминания в рамках семинара «Метафизика», о котором речь ниже, и на странице Музея физфака). Для сравнения, социологический факультет, проводивший в рамках тех же чтений круглый стол про церковь и общество, разместил на своем сайте заметку о мероприятии, а факультет искусств опубликовал и программу, и фотогалерею с конференции «Музыкальная культура православного мира».
Сопредседателями конференции «Христианство и наука» выступили протоиерей Кирилл Копейкин (кандидат как богословия, так и физико-математических наук) и доктор физико-математических наук, профессор кафедры теоретической физики физфака МГУ Юрий Владимиров. «Есть метафизические принципы, они общие, и для науки, и для религии. Они работают и в физике, и в математике, и в философии. Например, это принцип тринитарности. В Христианстве он воплощен в догмате Святой Троицы. <...> Но, оказывается, что и в науке троичность проявляется очень часто. Скажем, мы живем в трех измерениях», — излагал в 2011 году Владимиров свои взгляды на физику (точнее, на метафизику, по которой он ведет отдельный спецсеминар (.pdf) в МГУ; что под этим подразумевается, неясно).
Проведение «Христианства и науки» на физфаке МГУ в 2013 году — не случайность. За год до этого там же и под председательством того же Владимирова прошел семинар «Христианство и естественные науки» в рамках секции «Церковь и наука: пути взаимодействия» все тех же Рождественских чтений (программа чтений в формате .doc). Помимо Владимирова и Белинского (последний прочитал доклад «Радость творчества»), на семинаре выступил еще один сотрудник факультета — профессор кафедры оптики и спектроскопии, доктор физико-математических наук Виталий Михайлин.
Участвует ли физический факультет в Рождественских чтениях ежегодно, неясно. В интернете удалось найти упоминание о конференциях на факультете в 2010, 2009 (.pdf), 2008, 2006, 2005, 2004, 2003 и 2000 годах. При этом в 2005-2006 годах сопредседателем, наряду с Владимировым и протоиереем Копейкиным, был тогдашний декан физического факультета МГУ Владимир Трухин.
Впрочем, конференции «Христианство и наука» не производят такого гнетущего впечатления воинствующего православия, как труды Андрея Хунджуа, убежденного, что нельзя ориентироваться на западную систему образования, так как «у нас другой духовный уровень». В конце концов, Владимиров собирается говорить о метафизике во внеучебные дни — в конце сессии или даже в начале каникул, когда аудитория, занимаемая Рождественскими чтениями, студентам не нужна.
Христианство в последние годы все больше и больше проникает в науку. Так, конференции, подобные Рождественским чтениям, проходят в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне: там с 1990 года фонд Андрея Первозванного провел уже более 10 конференций «Наука. Философия. Религия» (Владимиров, кстати, тоже принимал в них участие). Совершенно хрестоматийным стал пример Московского инженерно-физического института, где в 2012/2013 учебном году открыли кафедру теологии — что вызвало возмущение у научного сообщества. На главной странице сайта Института теоретической и экспериментальной физики (где пропускная система устроена так, что человеку со стороны попасть внутрь очень и очень нелегко) красуется ссылка на сайт храма — рядом с ссылкой на НИЦ «Курчатовский институт» (этот храм XVIII века, кстати говоря, по легенде, построен на том месте, откуда из пушки в сторону Польши выстрелили прахом Лжедмитрия). В закрытом городе Сарове (бывший Арзамас-16), на родине святого старца Серафима Саровского, по инициативе Федерального ядерного центра возродили мужской монастырь.
Но молитва и пост не спасают от того, что ускорители в России сгорают, ракеты падают вместе с межпланетными станциями, а в мировых рейтингах вузы оказываются вовсе не на тех позициях, на которых их хотели бы видеть российские власти.