Быстрая доставка новостей прямо в ваш Telegram
Новости партнеров

Мечта сбывается — и не сбывается

В США отмечают 50-летие знаменитой речи Мартина Лютера Кинга

Мартин Лютер Кинг
Фото: AFP

Ровно полвека назад, 28 августа 1963 года, состоялся «Марш на Вашингтон» — одна из самых громких публичных акций движения борьбы за права негритянского населения Соединенных Штатов. Кульминацией мероприятия стало выступление священнослужителя и правозащитника Мартина Лютера Кинга-младшего. Произнесенная им речь известна под названием «У меня есть мечта» и считается важнейшей вехой в новейшей американской истории.

По замыслу организаторов, «Марш на Вашингтон за рабочие места и свободу», как он полностью именовался, должен был собрать около ста тысяч человек. В действительности же у Мемориала Линкольна на Национальной аллее в американской столице собрались более двухсот тысяч манифестантов. Чтобы мобилизовать их, объединили усилия две соперничавшие организации, которые отстаивали права чернокожих: Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения (NAACP) и Конференция южного христианского руководства (SCLC) — последнюю как раз возглавлял преподобный доктор Кинг.

Одним из поводов для проведения масштабной манифестации послужила инициатива президента Джона Кеннеди, который вынес на суд федеральных законодателей проект Закона о гражданских правах, предусматривавший запрет расовой сегрегации в публичных местах. Документ забуксовал в Конгрессе, а негритянские акции протеста в разных штатах заканчивались ожесточенными столкновениями с полицией, и лидеры правозащитного движения решили собрать своих сторонников в самом сердце страны.

Сам Кеннеди отнесся к идее Марша на Вашингтон скептически, опасаясь эскалации насилия. Организаторы, со своей стороны, настаивали на мирном характере акции и призывали к участию в ней как чернокожих, так и сочувствующих им представителей других рас. К слову, наиболее радикальные представители негритянского движения, в том числе будущий идеолог «Нации ислама» Малкольм Икс, критиковали Марш за мультирасовый состав, ненасильственный характер и умеренность ораторов — в том числе Кинга.
box#1415676

Лидер SCLC выступал последним. В начале речи он обратился к фигуре Авраама Линкольна, который в 1863 году выпустил Прокламацию об освобождении рабов. Главная идея выступления заключалась в том, что спустя сто лет после этого знаменательного события чернокожее население все еще было угнетено и не получило равных с белыми прав. «Спустя сто лет жизнь негра, к сожалению, все еще изуродована оковами сегрегации и цепями дискриминации, — заявил доктор Кинг. — Спустя сто лет негр живет на одиноком островке бедности посреди обширного океана материального преуспевания».

Ссылаясь на Прокламацию об освобождении, а также Конституцию США, Декларацию независимости и Библию, преподобный призвал сограждан добиваться равенства рас, без которого, как он подчеркнул, невозможно воплотить в жизнь основополагающие принципы американской нации. Предположительно, первая часть его речи была основана на подготовленном тексте. Вторая же, в которой как раз и появляется тема «мечты», представляла собой импровизацию, местами опиравшуюся на предыдущие выступления самого Кинга, а также включавшую мотивы, использованные другим чернокожим проповедником — Арчибальдом Кэри-младшим.
box#1415453

«У меня есть мечта — чтобы однажды наша нация поднялась в полный рост и воплотила в жизнь истинное значение своего кредо — истину, которую мы считаем самоочевидной: все люди созданы равными», — провозгласил Кинг. Далее фраза «у меня есть мечта» звучала рефреном с указаниями на штаты, в которых сегрегация укоренилась наиболее прочно. В заключение правозащитник выразил надежду, что когда-нибудь свобода и равенство восторжествуют на всей территории Соединенных Штатов.

«С помощью одной фразы Мартин Лютер Кинг-младший присоединился к Джефферсону и Линкольну в числе людей, определивших облик современной Америки», — полагает журналист Джон Мичем, лауреат Пулитцеровской премии. Что характерно, ни Джефферсону, ни Линкольну, ни кому-либо еще из исторического пантеона США не посвятили отдельный национальный праздник — только Кингу. День Мартина Лютера Кинга сейчас отмечают в третий понедельник января все пятьдесят штатов страны.

Марш на Вашингтон и прозвучавшую на нем речь Кинга принято считать толчком к принятию в США федеральных законов, утверждающих права негритянского населения. В 1964 году был принят Закон о гражданских правах, запретивший расовую и иную дискриминацию в органах власти и общественных местах. В 1965-м — Закон об избирательных правах, который запретил расовую дискриминацию на избирательных участках и установил федеральный надзор за выборами в штатах и округах, где традиционно были сильны расистские настроения. Оба акта подписал Линдон Джонсон, занявший место убитого в ноябре 1963 года Кеннеди.

Кинг между тем укрепился в неформальном статусе лидера всего движения борьбы за права цветного населения. В 1963 году журнал Time признал чернокожего правозащитника человеком года, а в 1964-м Кинг стал самым молодым в истории лауреатом Нобелевской премии мира, которую ему присудили за ненасильственную борьбу против расовой сегрегации. Однако страна, несмотря на новые законы, усваивала идеи Кинга с трудом. Власти на местах продолжали разгонять демонстрации чернокожих — достаточно вспомнить «кровавое воскресенье» 7 марта 1965 года в Алабаме, а спустя еще три с небольшим года сам лидер правозащитного движения был застрелен. Как и в случае с Кеннеди, убийцу поймали, но ясности относительно истинных организаторов убийства нет.

Пятидесятилетие Марша на Вашингтон в американской столице начали отмечать в субботу, 24 августа. На Национальной аллее, где теперь есть и мемориал Мартина Лютера Кинга, собрались десятки тысяч демонстрантов — преимущественно чернокожих. Основная идея, звучавшая и в интервью участников акции, и в комментариях СМИ, сводится к тому, что мечта, о которой покойный правозащитник говорил в своей известнейшей речи, до сих пор не воплотилась в жизнь. По мнению недовольных, даже избрание президентом мулата Барака Обамы не означает, что права афроамериканцев не ущемляются из-за цвета их кожи.

Многие приводят два примера дискриминации. Во-первых, это история Трэйвона Мартина — чернокожего подростка, которого в 2012 году застрелил во Флориде общественный патрульный Джордж Циммерман. Хотя Циммерман утверждает, что применил оружие в порядке самообороны, его противники убеждены, что Мартин стал мишенью исключительно из-за характерного для черной молодежи стиля одежды и негативных расовых стереотипов, которыми руководствовался патрульный.

Во-вторых, опасность для равноправия усматривают в решении Верховного суда США, который в июне признал часть Закона об избирательных правах неконституционной, что позволило штатам со «склонностью к расизму» снова проводить выборы по собственным правилам. «В преддверии пятидесятилетия исторического Марша на Вашингтон, организованного Мартином Лютером Кингом-младшим, мы получили напоминание о том, что борьба за равноправие далека от завершения», — отмечает в связи с этим представительница NAACP Шеррилин Ифилл.

Некоторые последователи доктора Кинга настроены и вовсе безысходно. «В нашей стране так много ненависти, что искоренить ее до конца никогда не удастся», — сказала журналистам жительница штата Теннесси Велма Луис Джоунс, которая участвовала и в марше 1963 года, и в памятной демонстрации на Национальной аллее пятьдесят лет спустя.

Мир00:0314 октября

«Мое будущее уничтожено»

Миллионы беженцев перебрались в Турцию. Теперь от них хотят избавиться