Мир
15:08, 30 августа 2013

Сияющий путь Ольги Что стало с самой жестокой левацкой группировкой Латинской Америки

Максим Бабошкин, специально для «Ленты.ру» (Мехико) (специально для «Ленты.ру»)
Товарищ Ольга
Фото: infobae.com

Фотография грозной женщины с индейскими чертами лица красноречивее иной тысячи слов. Товарищ Ольга напомнила миру о том, что печально известная группировка «Сияющий путь» (Sendero Luminoso) по-прежнему существует и ведет борьбу против перуанских властей. После гибели в середине августа двух лидеров подполья, заманенных предателем на хутор и расстрелянных армией из гранатометов, Товарищ Ольга вошла в руководство ЦК Компартии Перу. Бывшая учительница начальных классов теперь преподает подросткам маоизм и подрывное дело, а выпускным экзаменом для ее подопечных служит расстрел взятых в плен полицейских и солдат. «Лента.ру» вспоминает, что стало с некогда самой жестокой латиноамериканской группировкой.

Про Товарища Ольгу известно немного, ее биография, как и положено подпольщику, выглядит мифологизированной. Власти республики предполагают, что под этим псевдонимом скрывается Тарсела Лойа Вильчес, родившаяся, ориентировочно, в 1967 или 1968 году в поселке Тамбобамба в департаменте Аякучо. Получить подтверждения этой информации невозможно ― местная администрация, где хранились записи гражданского состояния, как и тысячи других, была сожжена членами «Сияющего пути» в 80-х годах прошлого века.

Именно тогда в ряды подпольщиков вступил отец Ольги. В 1982 году он вместе со своей гражданской женой и четырьмя детьми перебрался на лесной хутор Вискатан, где в то время располагался лагерь повстанцев. Здесь же через три года по неизвестным причинам и он, и мачеха Тарселы, которой к тому времени исполнилось 17 лет, скончались. Это была не первая смерть в семье Лойа: годом ранее в перестрелке с солдатами республиканских вооруженных сил погиб брат Тарселы. О судьбе двух ее сестер известно только то, что через 15 лет, в 2001 году, они сбежали из «зеленого ада», как называют перуанские военные Вискатан.

В молодости будущая Товарищ Ольга недолго работала учительницей начальных классов в одной из общин индейцев-ашанинка (еще их называют кампа), Сан-Мартин-де-Пангоа. Бывшая учительница теперь преподает другие дисциплины: маоизм и подрывное дело. Перебежчики из «Сияющего пути» рассказывают, что в обязанности Товарища Ольги, среди прочего, входит военная подготовка «пионеров» ― детей, оставшихся на воспитание в лагерях повстанцев в так называемых народных школах.

Итоговым экзаменом по этим предметам является контрольный выстрел в голову раненого полицейского или солдата, который должен произвести каждый из этих сыновей полка на поле боя. Лидер перуанского подполья в браке не состоит и детей не имеет, а своих подопечных пионеров называет детьми революции.

Коротко стриженная, как и все женщины, состоящие в рядах этой герильи ― во влажной сельве за длинными волосами ухаживать невозможно, ростом примерно метр пятьдесят, коренастая, с темными волосами, черными глазами, на животе шрам от аппендицита. Так описывает эту женщину Товарищ Пелайо, Феликс Уанка Тинкопа, член герильи, схваченный полицией в 2010 году. Большая часть информации об Ольге получена именно от него. Он же рассказал, что Товарищ Ольга заведует партийной бухгалтерией и лично взимает дань с наркоторговцев, закупающих пасту из листьев коки.

Власти Перу называют членов основанного в 1980 году «Сияющего пути» наркотеррористами, не вдаваясь в тонкости их коммунистической идеологии. Остатки былой мощи этой герильи сосредоточены главным образом в долинах рек Апуримак, Эне и Мантаро, или просто Долине ― этот регион в Перу получил собственную аббревиатуру, VRAEM (Valle del Río Apurímac, Ene y Mantaro).

VRAEM часто называют ничьей землей, однако это утверждение не вполне верно. У этих территорий есть хозяева. Отсутствие постоянного контроля со стороны республиканских властей позволяет процветать в регионе сверхприбыльному криминальному бизнесу.

Бывший министр обороны Перу Роберто Чиабра, занимавший свой пост в середине 2000-х, недавно назвал это место главной кокаиновой кухней на планете. Еще три года назад Управление ООН по наркотикам и преступности прогнозировало, что Перу превратится в крупнейшего производителя коки в мире, обойдя Колумбию, которая лидировала в этом бизнесе со второй половины 1990-х. Эксперты Объединенных Наций не ошиблись. При этом около половины всех нелегальных плантаций этого кустарника приходятся именно на Долины.

К своим 45 годам Ольга занимает третье место в общей иерархии «Сияющего пути», после братьев Киспе Паломино ― Товарища Хосе и Товарища Рауля. Эта тройка возглавляет Центральный комитет Компартии Перу, как по-прежнему называют свою организацию сендеристы (от испанского названия группировки Sendero Luminoso). Повстанцы до сих пор считают себя единственной партией, оставшейся верной учению Владимира Ленина и Мао Цзэдуна. Будущая герилья действительно была основана более полувека назад преподавателем философии Абимаэлем Гусманом как Коммунистическая партия Перу. В мае 1980 года она перешла к так называемой «народной войне», обернувшейся десятками тысяч жертв.

Навязать свои леворадикальные идеи соотечественникам через террор Гусману, больше напоминавшему лидера религиозной секты, чем партийного руководителя (официальной идеологией движения был провозглашен «марксизм-ленинизм-маоизм-гонсализм» по партийной кличке Гусмана ― Председатель Гонсало), не удалось. В сентябре 1992 года он был захвачен, осужден и приговорен к пожизненному заключению. Все еще весьма мощная в то время организация недолго оставалась без лидера: место Абимаэля Гусмана занял Оскар Рамирес Дуранд, он же Товарищ Фелисиано. Но «Сияющий путь» стал угасать.

Продвижению идеи «народной войны» в массы не помогли ни отказ от массового террора, ни объявление Гусмана предателем и психопатом. Некогда охватывавшая значительную часть Перу зона влияния сендеристов постепенно съежилась до нескольких речных долин в департаментах Сан-Мартин и Аякучо. Летом 1999 года Товарища Фелисиано задержали и бросили за решетку, где он через некоторое время отрекся от «Сияющего пути».

Ныне эта организация ведет борьбу уже не за торжество революции, но за выживание. С начала прошлого года властям южноамериканской страны удалось нанести по ее верхушке несколько серьезных ударов. Так, в феврале 2012 года в провинции Токаче, департамент Сан-Мартин, был тяжело ранен и пойман Товарищ Артемио, он же ― Флориндо Элеутерио Флорес Ала, последний из членов исторического ЦК сендеристов, остававшийся на свободе. Его предал один из телохранителей. В минувшем июне ветеран повстанческого движения был приговорен к пожизненному заключению. На суде он заявил, что предпочел бы смерть, но подобной меры наказания перуанские законы не предусматривают.

5 сентября 2012 года в провинции Уанта был убит Товарищ Уильям, 43-летний Виктор Кастро Рамирес, в то время бывший четвертым номером в иерархии «Сияющего пути». Бесценными находками стали обнаруженные в его рюкзаке три мобильных телефона с примерно 150 номерами и паролями, а также рукописный архив боевика: личные дневники, стенограммы заседаний руководства группировки, отчеты о проведенных вылазках против силовиков и планы будущих операций. Никогда прежде властям Перу не удавалось получить столько информации о сендеристах из первых рук.

Следом за Уильямом в результате очередного предательства 11 августа 2013 года в той же провинции Уанта пали Товарищи Габриэль и Алипио, Мартин Киспе Паломино и Орландо Алехандро Борда Касафранка. Последний был вторым человеком в «Сияющем пути» после Виктора Киспе Паломино, Товарища Хосе. Неделю спустя после их гибели газета La República в ярчайших деталях описала подробности спецоперации «Хамелеон».

Армейский информатор, который был другом и земляком Алипио, зазвал того к себе на хутор Пампас, чтобы якобы передать ему новый портативный компьютер, средства связи и оружие. К радости силовиков второй номер в «Сияющем пути» приехал не один, а с Товарищем Габриэлем. Высокопоставленных повстанцев сопровождали около 20 рядовых боевиков, которые рассредоточились вокруг хутора. Однако их присутствие в решающий момент не помогло.

Бойцы спецотряда «Волки» расстреляли дом, куда были заманены Алипио и Габриэль, из ручных гранатометов MGL. Деревянная постройка моментально вспыхнула, и останки главарей «Сияющего пути» потом смогли опознать лишь благодаря анализам ДНК. Сдавшему лидеров герильи кроту заплатили 4 миллиона солей (более 47 миллионов рублей). Вместе со всей семьей его вывезли из страны, предположительно, в США.

Нынешнее продвижение Ольги в повстанческой иерархии произошло как раз после гибели старших товарищей, ей в командование досталось военизированное крыло группировки. Но от былой славы левацких террористов осталось лишь жалкое напоминание. По данным антитеррористического управления Национальной полиции Перу, в настоящее время число активных членов герильи составляет от 200 до 300 человек против прежних 10 тысяч в конце 1980-х. Как отмечает информационный портал IDL-Reporteros, в последние недели перед ликвидацией Товарищей Алипио и Габриэля повстанцы вели себя крайне нервно, а их акции заставляли жителей Долин вспомнить маниакально жестокий стиль «Сияющего пути» образца 1980-х. После того как группировка сумела наконец ценой огромных усилий установить относительно добрососедские отношения со своими прежними врагами, здешними крестьянами, она вновь принялась терроризировать местное население.

23 июля сендеристы сожгли и разломали всю технику строительной компании, которая прокладывала асфальтовую дорогу между городками Кинуа и Сан-Франциско. После этого в ряде населенных пунктов региона были найдены листовки, написанные от руки на тетрадных листах в клеточку за подписью «Коммунистическая партия Перу. Июль-2013». Начинавшиеся бодрым «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», они обещали неминуемую смерть стукачам и правительственным шпионам, «позарившимся на сочное вознаграждение». А ведь еще совсем недавно сендеристы объявляли, что воюют с военными и полицией, а не с мирным населением. Саботаж и угрозы возмутили жителей Долин. Как будет восстанавливать с ними добрососедские отношения Товарищ Ольга и будет ли вообще, пока непонятно.

Продолжая повстанческую войну, подпольщики ищут способы влиять и на легальную политическую жизнь в Перу. Сейчас в республике идет судебный процесс над Нанси Обрегон Перальтой, бывшей в 2006-2011 годах депутатом Национального конгресса от ныне правящей Перуанской националистической партии. Она обвиняется в связях с «Сияющим путем» и лоббировании интересов наркогерильи в законодательном собрании.

И это не единичный случай. В четверг 29 августа авторитетный еженедельник Caretas, который в свое время перуанский президент-архикоррупционер Альберто Фухимори называл не иначе как «камешек в ботинке», опубликовал список из семи «наркопарламентариев», записанный со слов местного эксперта Хайме Антесаны. Правда, удостоверить связь депутатов напрямую с «Сияющим путем», а не только с наркокланами Долин пока не представляется возможным.

Ранее Антесана заявлял, что в 2005 году лично предупреждал нынешнего президента Ольянту Умалу, а тогда кандидата на главный пост в стране, о том, что ему не стоит связываться с Перальтой, возглавлявшей один из профсоюзов крестьян, выращивающих коку.

Президент Умала обещает обезглавить «Сияющий путь» до окончания своего мандата в 2016 году. Учитывая, какие силы и средства брошены на борьбу с подпольем, не исключено, что и братья Киспе, и Товарищ Ольга рано или поздно будут задержаны или ликвидированы. Но дети, обученные ею убивать, останутся.

< Назад в рубрику