Бывший СССР
18:59, 30 августа 2013

Руки прочь от ислама Грузинские верующие поссорились из-за демонтированного минарета

Михаил Тищенко
Демонтаж минарета
Фото: sknews.ge

В Грузии продолжается конфликт вокруг минарета одной из сельских мечетей, демонтированного по решению властей. Снос культового сооружения вызвал протесты мусульманской общины, произошли даже стычки верующих с полицией. Власти пошли на уступки и пообещали, что минарет будет возвращен на место. Против этого, однако, выступили уже православные верующие. Они перекрыли дорогу в село и заявили, что возвращения минарета не допустят. Протестующих открыто поддержала грузинская патриархия.

Минарет, о котором идет речь, был установлен в селе Чела (на территории Адигенского района, в регионе Самцхе-Джавахети на юге Грузии) пару месяцев назад. Проживают там, по информации Civil Georgia, этнические грузины: некоторые из них — православные христиане, другие — мусульмане, перебравшиеся в эти места из Аджарии.

Конфликт разгорелся в понедельник, 26 августа. Село блокировала полиция, значительные силы были стянуты к мечети. Под присмотром полицейских 24-метровый минарет демонтировали и вывезли из населенного пункта. Местные жители, пытавшиеся помешать этому и оказавшие сопротивление полиции, были задержаны.

Противостояние, однако, на этом не закончилось. На защиту задержанных из близлежащих сел собрались несколько сотен человек. Они пришли к зданию полиции в Ахалцихе (административном центре региона, куда доставили задержанных) и попытались прорваться внутрь. Для наведения порядка, по информации «Радио Свобода», пришлось задействовать спецназ. При этом были задержаны еще около 20 человек.

На скандал тем временем отреагировали мусульмане соседней Аджарии. Местный муфтий Аслан Абашидзе сообщил журналистам, что в поддержку единоверцев по направлению к Ахалцихе выдвинулись около 500 человек. «Пока мы остановились... хотим дать возможность власти проявить добрую волю и разрешить проблему мирным путем. Народ взволнован», — отметил он. Позднее в Батуми, административном центре Аджарии, состоялась акция с требованием вернуть минарет в село Чела. Некоторые участники держали плакаты с надписями «Руки прочь от ислама».

Решение по поводу минарета, как выяснилось, принималось на нескольких уровнях. На прошлой неделе муниципальное собрание постановило, что сооружение установлено незаконно, без разрешения местных властей. Позднее, уже после демонтажа, ответственность за него взяла на себя служба по доходам министерства финансов. В ведомстве заявили, что снос минарета был организован якобы ради «товарной экспертизы» — дескать, требовалось проверить, правильно ли были уплачены таможенные платежи при ввозе металла, из которого была изготовлена данная конструкция.

Официальная версия выглядела сомнительной. На это обратили внимание местные правозащитники. По их оценке, государство при ввозе упомянутого металла не понесло убытков, а даже если убыток и был нанесен, никакой необходимости сносить сооружение не было. «Мероприятие нарушило право на собственность, попрало свободу мусульманского населения на вероисповедание, — отмечалось в совместном заявлении правозащитных НПО. — Масштабы проведенной операции, игнорирование процедур и преувеличение полномочий со стороны государственных органов дают основание подозревать, что данное мероприятие не представляло собой попытку покрытия возможного убытка по налогам».

Корреспондент «Радио Свобода» Георгий Кобаладзе, сообщая о волнениях из-за минарета, назвал совсем другую причину сноса. По его сведениям, это было сделано «по требованию православной общины».

Ранее, согласно информации Civil Georgia, местный активист Годердзи Кублашвили — лидер организации «Общественное мнение», бывший глава муниципального собрания Адигени — инициировал кампанию за демонтаж монумента. Позднее в поддержку этого требования был организован сбор подписей.

Столкнувшись с протестами мусульман, власти поспешили отыграть назад. Во вторник, 27 августа, муфтий Духовного управления мусульман Грузии Джемал Паксадзе встретился с представителями полиции, после чего заявил, что «инцидент исчерпан». Он сообщил, что задержанные за стычки с полицией будут освобождены, а минарет восстановят после упомянутой налоговиками «товарной экспертизы».

Задержанных действительно освободили. Премьер-министр Аджарии Арчил Хабадзе, пытаясь успокоить раздраженных мусульман, заявил, что назначенные им штрафы выплатит местная власть. По словам представителей мусульманской общины, чиновник также пообещал им, что минарет будет возвращен на прежнее место уже в четверг, 29 августа. При этом, как сообщалось, Хабадзе ссылался на слова главы правительства Грузии Бидзины Иванишвили.

Обещание, однако, так и не было выполнено. Узнав о том, что минарет вернут в село, на акцию протеста вышли православные верующие. Мероприятием руководили упомянутый Годердзи Кублашвили, а также некий Георгий Копадзе, бывший глава администрации Ахалцихе (о последнем Civil Georgia сообщала, что он «тесно связан с местными православными священниками»). Собравшиеся перекрыли дорогу, чтобы не допустить ввоза минарета в село Чела. «Братья, граждане Грузии, — агитировал через громкоговоритель один из участников. — Присоединяйтесь все, у кого бьется сердце за страну, за родину, за веру! Да здравствует христианская Грузия!».

С участниками акции встретились представители Грузинской православной церкви, митрополит Феодор и хорепископ Яков, открыто их (митингующих) поддержавшие. «Вы сделали большое дело этой акцией, — похвалил активистов Феодор. — Сегодня мы всем показали, что мы можем защитить свою страну, свое вероисповедание и свою нацию... Это было незаконное строительство, и был осуществлен его демонтаж. Мы приняли решение, что минарет больше установлен не будет». Хорепископ Яков также заявил, что «он (минарет) уже не будет поставлен». «Знайте, исключено, чтобы он был поставлен, нам дали такую гарантию...» — заверил он.

Кто конкретно дал представителю церкви такую гарантию, осталось неизвестным. Как и то, на каком основании это было сделано.

В четверг, 29 августа, представители ГПЦ встретились с лидерами мусульманской общины и по итогам встречи вроде бы пришли к соглашению. Оно заключалось в том, чтобы вернуть минарет в село Чела, но пока не устанавливать у мечети, а поместить где-нибудь на хранение — установку же отложить до тех пор, «пока не будет урегулирована законодательная база» (в Грузии нет закона, регулирующего правила строительства мечетей).

Неясно, правда, как это решение будет выполняться. Православные активисты уже дали понять, что даже простой перевозки минарета обратно в село Чела не допустят (в пятницу, 30 августа, стало известно, что им удалось настоять на своем: минарет будут хранить на складе в двух километрах от села). Мусульмане, со своей стороны, ранее предупреждали, что в случае, если сооружение не вернут на место, они продолжат акции протеста. На скандал тем временем отреагировало грузинское представительство Управления мусульман Кавказа, заявив следующее: «Разрушение минарета — это самое большое оскорбление против мусульманской святыни и непростительный грех перед Богом».

Выступления против мусульман в Грузии не редкость. В частности, ранее проходили акции протеста против строительства мечети в Батуми (строительство предусматривалось соглашением между Грузией и Турцией). В ряде сел местное православное население неоднократно срывало пятничные молитвы проживавших там же мусульман. В конце прошлого года такие случаи были зафиксированы в селах Цинцкаро и Нигвзиани.

Позднее то же самое повторилось в селе Самтацкаро (в восточной Грузии). В течение нескольких недель православные сельчане (составлявшие большинство) мешали мусульманам проводить пятничный намаз. «Впервые инцидент произошел 24 мая, когда в молельный дом ворвались грузины-христиане и изгнали оттуда молившихся грузин-мусульман, — сообщало "Эхо Кавказа". — Второй инцидент произошел 21 мая, когда христиане перекрыли дорогу и не впустили в село представителей Управления мусульман. Ситуация обострилась 7 июня — местные оказали давление на главу общины, после чего ему понадобились услуги врача».

Глава местной мусульманской общины Сулико Хозреванидзе заявил, что большая группа сельчан угрожала ему и требовала не проводить намаз, а местная полиция грозила «сгноить в тюрьме». На происходящее тогда попытались отреагировать власти. Глава правительства Бидзина Иванишвили, выступая в начале июля, заявил, что в стране гарантированы права религиозных меньшинств, и пообещал, что «местным мусульманам будет предоставлена возможность совершать свои молитвы». Глава ГПЦ Илия Второй также заявил, что притеснения мусульман не допустит.

Вскоре после этого пятничная молитва в Самтацкаро была сорвана вновь. Глава мусульманской общины в итоге вообще решил покинуть село и уехал к своему сыну в Аджарию.

Государство в этих случаях, как считает представительница Центра изучения и мониторинга прав человека Тамта Микеладзе, по сути дистанцировалось от происходящего, предоставив верующим разбираться самостоятельно (в Самтацкаро, например, полиция не пыталась предотвратить действия местных христиан, которые не позволяли мусульманам войти в молитвенный дом). В случае же с минаретом, который решено было снести после протестов православной общественности, государство прямо вмешалось в конфликт. Результатом, как отмечает правозащитница, стало «сомнительное с точки зрения закона решение и оскорбление религиозных чувств людей».

Теперь восстановление минарета в лучшем случае отложено на неопределенный срок. Впрочем, учитывая близость президентских выборов в Грузии, иного исхода едва ли можно было ожидать. Противников минарета — представителей ведущей в стране религии — власть раздражать не стала.

< Назад в рубрику