В конце мая 2013 года Сергей Собянин формально ушел в отставку с поста мэра Москвы, в связи с чем на сентябрь были назначены первые с 2003 года выборы столичного градоначальника. Сразу после этого стартовала кампания по подготовке к выборам. А 23 июля 2013 года Мосгоризбирком, который отвечает за проведение выборов в столице, опубликовал свой традиционный полугодовой отчет. Согласно этому документу, общее число избирателей Москвы за период с 1 января по 1 июля 2013 года уменьшилось сразу на 125 507 человек. «Лента.ру» решила выяснить, по какой причине и куда делись все эти люди.
Москва — один из крупнейших городов мира, а поэтому ее управляющие органы производят и публикуют в открытом доступе гигантское количество информации: от результатов переписи населения до отчетов о количестве съеденных в столице колбасных изделий. Делать это чиновников обязывает как федеральное, так и московское законодательство, создатели которого исходили из довольно простого соображения: через публикацию данных власть становится более подотчетна горожанам. В результате в открытом доступе сегодня находятся значительные массивы данных, так или иначе описывающих ситуацию в столице. Мало кто способен разобраться в этом океане цифр (они плохо структурированы, зачастую оформлены самым банальным из доступных способов и, наконец, опубликованы так, что найти их становится нетривиальной задачей), но само их наличие чрезвычайно ценно.
Свою статистику периодически публикуют и российские избирательные комиссии — как Центральная, так и местные, включая Мосгоризбирком, отвечающий за проведение выборов в Москве — крупнейшем по численности населения субъекте федерации. Делают это московские чиновники довольно оперативно, что позволяет, к примеру, следить за изменениями количества избирателей в столице.
В Москве, по данным Мосгорстата, на 1 июля 2013 года проживали более 12 миллионов человек (почти на 70 тысяч больше, чем 1 января 2013 года, .doc), из которых лишь немногим более 7 миллионов являлись избирателями, то есть были наделены активным избирательным правом. В начале сентября москвичи из числа этих семи миллионов и определят, кому управлять крупнейшим городом России в ближайшие пять лет.
Мосгоризбирком собирает и публикует сведения о количестве избирателей каждые полгода. Эти документы позволяют следить за динамикой изменения численности жителей Москвы, наделенных избирательным правом, в каждом из районов и округов столицы от квартала к кварталу с точностью до сотых процента. «Лента.ру» проанализировала эту динамику в период с 1 июля 2007-го по 1 июля 2013 года и обнаружила, что чиновники как минимум один раз сфальсифицировали свои отчеты, занизив число избирателей в столице, а столичный градоначальник завизировал их манипуляции и направлял недостоверные данные в Центральную избирательную комиссию.
Количество избирателей в столице никогда не было постоянным, но колебания всегда были минимальными. С лета 2007 года общее число москвичей с правом голоса ни разу не уменьшалось больше чем на 0,8 процента. Напротив, все это время в столице наблюдался прирост избирателей, пускай и ничтожный: с июля 2007-го по январь 2012 года их число в столице увеличилось более чем на 27 тысяч человек (с 7 033 144 до 7 060 879 избирателей). Летом 2012 года, после расширения Москвы, ряды московских избирателей пополнились сразу на 228 250 человек (плюс 3,23 процента). Данный скачок, конечно, никакая не демографическая аномалия, а в чистом виде следствие административного присоединения к Москве части подмосковных земель с проживающими на них гражданами.
Численность избирателей в Москве в 2007-2013 годах. Изменение численности избирателей за каждое полугодие представлено в абсолютных и относительных единицах; отдельно выделены колебания, преодолевшие порог ±1 процента. Каждая дата в таблице содержит ссылку на исходные данные, также доступные в виде отдельной таблицы. Особый интерес представляет крайний правый столбец таблицы.
В результате в январе 2013 года в столице было зафиксировано рекордное количество избирателей — 7 302 075 человек. Но уже к концу июня в городе, если верить данным Мосгоризбиркома, их осталось лишь 7,18 миллиона. Иными словами, с января по июль 2013 года из столицы исчезли сразу 125 тысяч избирателей — это самое значительное изменение в статистических отчетах Мосгоризбиркома с 2007 года. В целом по городу падение составило небывалые 1,72 процента, а общее число избирателей Москвы, если вычесть из него избирателей — жителей «новых территорий», впервые с 2007 года упало ниже отметки в 7 миллионов человек — до 6 994 303. Изменение в статистике оказалось настолько значительным, что повлияло даже на общее количество российских избирателей — с января по июль 2013 года это значение уменьшилось почти на 161 тысячу человек.
Подобная убыль избирателей в Москве на протяжении полугода может быть следствием разве что таких факторов, как климатическое бедствие, вспышка эпидемии, резкое увеличение смертности, внезапная активизации миграции и так далее. Но есть и другое объяснение. Анализ данных, предоставленных Мосгоризбиркомом, позволяет утверждать, что внезапный перекос в московской статистике — результат банальных манипуляций со стороны столичных чиновников.
Отчеты Мосгоризбиркома свидетельствуют, что с 1 января по 1 июля 2013 года количество избирателей выросло лишь в двух районах «старой Москвы» и Троицком округе «новой Москвы», тогда как во всех остальных 123 районах показатели снизились. Визуализация данных Мосгоризбиркома позволяет понять, что такое изменение числа избирателей аномально для столичного региона. Схожее, но гораздо менее сильное «покраснение» графика произошло лишь однажды — в январе 2009 года, когда количество избирателей в столице уменьшилось более чем на 53 тысячи человек, или на 0,75 процента (аномалия 2009 года напрямую связана и с исчезновением избирателей в июле 2013 года, однако мы вернемся к этому позднее).
Падение числа избирателей в июле 2013 года заметно отличается от ранее регистрировавшихся колебаний прежде всего своей масштабностью. По сути, в столице с 2007 года не было зафиксировано ни единого случая, когда сразу во всех десяти (а с 2012 года — двенадцати) округах столицы снижение количества избирателей по районам уходило в красную зону более чем на процент. Нынешним летом планка в «минус один процент» оказалась преодолена, причем — и это сразу бросается в глаза — практически в каждом районе каждого из московских округов. Но даже на фоне этого небывалого «покраснения» московских районов еще более необычно то, как именно менялось количество избирателей в различных округах.
В Зеленоградском (5 районов) и Южном (16 районов) административных округах количество избирателей снизилось в каждом из районов ровно на 2,00 процента. То есть в 21 районе изменения в количестве зарегистрированных избирателей оказались одинаковы вплоть до сотых долей процента (численность населения московских районов, в которых проживают более 10 тысяч избирателей, мы округляли до сотых, остальные — до десятых процента; при таком пределе округления значения вычисляются с точностью до нескольких человек — прим. редакции). Далее, в большинстве районов Восточного (16) и Северного (16) административных округов количество избирателей также снизилось ровно на 2,00 и 1,80 процента соответственно. Подобные изменения возможны в том и лишь исключительно в том случае, если списки избирателей корректировались вручную.
В феврале 2011 года глава Центральной избирательной комиссии РФ Владимир Чуров направил главе избиркома Республики Алтай Сергею Денчику письмо, в котором пенял подчиненному на допущенные ошибки в отчете о количестве избирателей (данные на 1 января 2012 года). Среди прочего Чуров отметил, что Денчик направил в адрес ЦИК «недостоверные сведения», использование которых (к примеру, для образования избирательных округов и участков, определения количества подписей избирателей, необходимого для регистрации кандидатов, списков кандидатов и региональных групп кандидатов при проведении выборов в Госдуму) может привести к нарушению избирательных прав граждан РФ. Забеспокоился же ЦИК потому, что на 13 марта 2011 года в республике были назначены выборы трех глав муниципалитетов и довыборы некоторых муниципальных депутатов.
В письме Денчику Чуров обращал внимание на недопустимость подобных ошибок. Однако региональные избирательные комиссии регулярно отправляют в ЦИК РФ сомнительные данные, чем немало раздражают своих коллег из центра. В результате властям субъектов федерации регулярно приходится выслушивать окрики из Москвы и объяснять ЦИКу, почему те или иные сведения о количестве избирателей оказались недостоверными. И придумывать для ЦИКа объяснения разной степени правдоподобности.
Манипуляции со списками избирателей — явление совершенно не новое, хотя причины, вынуждающие чиновников прибегать к ним, могут быть разными. В 1996 году Верховный суд Карачаево-Черкессии признал, что занижение числа избирателей на одном из участков произошло вследствие попытки чиновников обеспечить выборам статус «состоявшихся», поскольку, согласно республиканскому законодательству, для этого требовалась не менее чем 30-процентная явка. В итоге суд первой инстанции признал выборы недействительными, и Верховный суд оставил это решение без изменений. Но в других случаях причины подтасовок бывают куда более прозаичны.
В Санкт-Петербурге еще в 2008 году журналисты указывали на массовое исчезновение избирателей: данные городского избиркома свидетельствовали о том, что за год из города «испарились» 300 тысяч человек. Журналисты «Новой газеты» тогда выяснили, что это не могло произойти ни вследствие демографических причин, ни вследствие причин миграционного характера. Представители петербургского избиркома, в свою очередь, утверждали, что «исчезновение» избирателей якобы связано с реформой служб, отвечающих за регистрацию жителей. По словам чиновников, с 2004 года число проживающих в городе сократилось на несколько сотен тысяч человек, а число избирателей росло за счет «мертвых душ».
«Стали проверять. В эту работу впервые включились все уполномоченные органы. Это ФМС, военкоматы, ЗАГС и другие органы, которые ставят на учет. Оказалось, что есть жители Петербурга, которые трижды указаны как проживающие в разных адресах. В данных об учете избирателей есть люди, которые свыше 10 лет назад умерли... Когда стали проверять, оказалось, что их попросту нет.... Эта работа только началась, и она проведена процентов на 80, но не закончена. Точная цифра — идеал, и мы никогда ее не достигнем», — оправдывался представитель горизбиркома. Справедливое замечание журналистов о том, что столь значительное снижение населения в городе должно было быть зафиксировано и местным отделением Росстата, осталось без комментариев.
В 2008 году «Новая газета» предположила, что местные власти и избиркомы сокращают списки избирателей под выборы президента России, чтобы показать высокую явку избирателей и процент проголосовавших «за счет вычеркивания тех, кто хронически не ходит на выборы и наверняка не сделает это в очередной раз». Позднее об этом не раз говорили и в связи с другими выборами, в том числе выборами в Думу 4 декабря 2011 года и выборами президента 4 марта 2012 года. В частности, в ходе совещания с руководством региональных избирательных комиссий по итогам выборов президента России в мае 2012 года, проходившего под руководством главы ЦИК Чурова, депутат Госдумы от «Справедливой России» Александр Агеев упоминал «намеренное занижение числа избирателей для последующего отчета по явке, а в день голосования — завышение числа избирателей».
Тем не менее, чиновники привычно объясняют «чистки» в списках избирателей (и последующий рост числа зарегистрированных избирателей) профилактическими мерами, строительством жилья, миграционными потоками и другими факторами, но отнюдь не желанием повысить явку путем удаления «лишних» избирателей из списков.
Например, в сентябре 2012 года губернатор Ленинградской области Дрозденко объяснял Чурову, что падение численности избирателей в области к 1 января 2012 года произошло из-за усилий избиркома и местной миграционной службы по выявлению «двойников», а рост к 1 июля 2012 года — из-за ввода в строй нового жилья, а также увеличения количества граждан, прибывающих из других регионов РФ для строительства промышленных объектов. Похожим образом в ноябре 2012 года руководство избиркома Республики Тыва в своем отчете для Чурова поясняло, что снижение количества избирателей к 1 января 2012 года произошло в результате уточнения избирательных списков к выборам в Госдуму (состоялись 4 декабря 2011 года). Последующий же рост тувинский избирком обосновал возвращением населения в столицу республики Кызыл после землетрясений в декабре 2011 и феврале 2012 года.
Выборы в Думу в 2011 году вообще оказались «естественным» поводом для «уточнения» списков в регионах. В августе 2012 года губернатор Петербурга Полтавченко сообщил ЦИКу, что увеличение числа избирателей на вверенной ему территории с января по июль объясняется высокими темпами ввода в эксплуатацию нового жилья, а также наличием в городе 170 тысяч неучтенных избирателей (якобы их обнаружили при проведении выборов в Думу 4 декабря, но внести в реестр до 1 января не успели). В письме Полтавченко на имя Чурова говорилось, что к лету 2012 года в списки в итоге добавили 175 тысяч неучтенных ранее избирателей.
В случае с избирательными списками в Москве дела обстояли иначе. Число избирателей в столице увеличивалось как до последних выборов в Госдуму, так и после них. Никаких резких скачков ни в «зеленую», ни в «красную» зоны зафиксировано не было. Статистика Мосгоризбиркома до июля 2013 года «реагировала» на выборы лишь один раз: летом 2009 года, накануне октябрьских выборов в Мосгордуму, списки избирателей были урезаны почти на 54 тысячи избирателей (0,75 процента). В остальное время никакой корреляции между изменением числа избирателей Москвы и приближающимися выборами статистика не демонстрировала.
Таким образом, московские списки избирателей, судя по всему, были очищены от «мертвых душ» еще в 2009 году (если изменения статистики свидетельствуют именно о «профилактических работах», а не о целенаправленных манипуляциях с целью повысить явку) и к декабрю 2011 года требовали разве что косметического «ремонта». На этом фоне изменения, зафиксированные в списках избирателей летом 2013 года, выглядят почти что стихийным бедствием. Списки словно специально вычистили накануне выборов мэра, причем так, будто выполняли разнарядку, снимая то по 2, то около двух процентов от общего числа избирателей в каждом округе города. Объяснить данные манипуляции миграцией, вводом жилья в эксплуатацию, естественной убылью населения и даже землетрясениями не представляется возможным.
Составить списки избирателей в Москве — дело хлопотное. Соответствующие статистические данные столичные управы собирают в различных ведомствах, от миграционной службы до военкоматов, после чего направляют их в Мосгоризбирком (необходимо уточнить, что эта схема справедлива лишь для «старой Москвы», тогда как в «новой Москве» районов нет и поэтому там перед Мосгоризбиркомом отчитываются округа — Новомосковский и Троицкий, которые на сегодня управляются одним префектом). После верификации данных в столичной избирательной комиссии списки направляются мэру Москвы (с 2010 года — Сергею Собянину), который скрепляет их своей подписью и возвращает обратно во МГИК, откуда они уже прямиком попадают в ЦИК РФ, который использует их для составления всероссийского регистра избирателей, участников референдума. Соответственно, всю полноту ответственности за достоверность списков несет мэр столицы, Мосгоризбирком и муниципальные власти.
В теории, искажения в списках могли возникнуть еще на этапе сбора данных. Но итоговые значения, демонстрирующие повсеместное снижение числа избирателей на 2,00 или 1,80 процента, опровергают случайность и свидетельствуют о том, что корректировка статистических отчетов происходила либо в самом Мосгоризбиркоме, либо на уровне нижестоящих чиновников по согласованию со МГИКом. Неизвестно лишь, был ли в курсе происходившего нынешний врио мэра Сергей Собянин, но подобная самодеятельность его подчиненных в любом случае чести ему не делает.
Намеренные манипуляции со списками избирателей перед выборами мэра Москвы могут объясняться рядом причин. Во-первых, не стоит исключать обычного головотяпства, хотя «ровный» процент отсечения по большому числу районов свидетельствует против этой версии.
Во-вторых, возможно, подобным способом чиновники действительно пытаются повысить явку на предстоящих выборах (хотя для того, чтобы достичь ощутимых результатов, следовало бы «срезать» более значительное число избирателей).
В-третьих, «чистку» списков могли устроить не для последующих манипуляций, а для страховки — чтобы заранее отвести от врио мэра Москвы обвинения в подготовке списков с «мертвыми душами». В конце концов, Собянин в самого начала избирательной кампании заявил, что хочет честной борьбы с конкурентами за пост мэра Москвы. Ради этого сначала в столицу России со всей страны свозили КОИБы, а затем согласились на ручной пересчет бюллетеней на оборудованных автоматикой участках.
С уверенностью утверждать, что какая-либо из вышеперечисленных версий верна, на сегодня невозможно. Но подлинная причина манипуляций не так уж и важна — в сравнении с тем фактом, что сами манипуляции со списками нарушают избирательные права москвичей, закрепленные Конституцией России.
ЦИК РФ указывает, что лица, представляющие сведения об избирателях, участниках референдума, несут ответственность за достоверность и полноту этих сведений, а также за своевременность их предоставления. В случае, если недостоверные сведения в Мосгоризбирком предоставили главы управ и другие органы власти, то российское законодательство предусматривает для них ответственность по статье 5.4 КоАП РФ. Максимальное наказание по данной статье для должностных лиц — штраф в размере от одной до пяти тысяч рублей. Что делать в случае, если нарушения были допущены в самой избирательной комиссии, неизвестно.
Зато основной закон РФ прямо оговаривает, что именно свободные выборы являются «высшим непосредственным выражением власти народа». Российские чиновники часто игнорируют положения Конституции, но основной закон в стране до сих пор никто не отменял, поэтому препятствование гражданам в осуществлении их избирательного права является преступлением. Следовательно, действия, которые приводят к передаче в ЦИК РФ и публикации недостоверных данных, следует рассматривать как, во-первых, нарушение федеральных законов. Во-вторых, подобные действия являются прямым нарушением Конституции: власти, вычеркивая избирателей из списков, формально препятствовали гражданам осуществлению их прямых избирательных прав.
Пресс-служба ЦИК РФ отказалась предоставить «Ленте.ру» комментарий для данной статьи, сообщив, что формирование списка избирателей в Москве – ответственность Мосгоризбиркома.
Представители Мосгоризбиркома от комментария отказались.
В феврале 2012 года, как, кстати, и в 2010 году ЦИК РФ требовал «закрепить обязательное использование регистра избирателей, участников референдума при составлении списков избирателей». При этом пункт 6 статьи 17 Федерального закона N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» обязывает местные власти сразу после назначения дня голосования отправить собранные для реестра избирателей/участников референдума сведения в окружные или участковые комиссии. В случае, если требование данного закона было выполнено, то в Москве, где выборы официально объявили 11 июня, сведения о количестве избирателей на 1 июля 2013 года должны были стать основным документом при составлении списков избирателей.
Если вы опасаетесь, что попали в число тех самых 125 тысяч «вырезанных» избирателей, то вам следует отправиться в свой районный УИК и проверить, есть ли в списках ваша фамилия. Согласно статье 11 избирательного кодекса города Москвы, отказать вам в этом члены УИК, без объяснения причины отказа, не имеют права.