Бывший СССР
19:04, 5 сентября 2013

Омерзительное наследие Власти Грузии решили уничтожить архивный компромат на граждан

Михаил Тищенко
Здание МВД Грузии
Фото: Шах Айвазов / AP

Власти Грузии наконец решили приступить к уничтожению «омерзительного» видеоархива — компрометирующих записей, которые, как утверждается, были сделаны силовыми структурами при правлении Михаила Саакашвили. О существовании этого архива новое руководство Грузии — пришедшие к власти противники Саакашвили из коалиции «Грузинская мечта» — объявило более полугода назад. Тогда же было объявлено, что записи, содержащие сцены интимного характера, будут уничтожены. Позднее, однако, уничтожение отложили. Кое-что власти успели обнародовать. Отдельные записи были использованы для мести журналисту Георгию Паресашвили, обвинившему новую правящую команду в коррупции.

О том, что записи все же будут уничтожены, МВД Грузии сообщило несколько дней назад. Было объявлено, что это произойдет в четверг, 5 сентября, в присутствии журналистов. Соответствующее решение, по словам главы пресс-службы МВД Нино Гиоргобиани, было принято на заседании специальной комиссии, в которую входили представители силовых структур и НПО.

Позднее, правда, выяснилось, что ликвидированы будут далеко не все материалы. Основную часть, по информации агентства «Тренд», власти планируют «использовать в судах в качестве доказательств виновности бывших чиновников МВД, собирающих подобный компромат».

Решение выглядит логичным, но явно запоздалым. Если «омерзительный архив» был найден еще в январе, почему власти понадобилось так много времени, чтобы определиться с его судьбой? Более того, вызывает сомнение утверждение о том, что все виновные в сборе компромата будут установлены и наказаны. Случай с тюремщиком Владимиром Бедукадзе (он снимал на видео издевательства над заключенными, но в итоге избежал наказания (после того, как «слил» шокирующие записи противникам Саакашвили) стал показательным примером того особого отношения, на которое могут рассчитывать представители «режима Саакашвили», проявившие лояльность к новой власти.

Но дело не только в этом. За прошедшие месяцы с компрометирующих записей можно было сделать любое количество копий. Кто может дать гарантию, что этого не произошло? А когда были опубликованы кадры, призванные скомпрометировать журналиста Паресашвили, стало очевидно, что материалы могут быть использованы и новой властью — против ее собственных оппонентов.

Скандал вокруг компромата на грузинских граждан начался в середине января. Прокуратура (которую после прошлогодней смены власти в стране возглавил Арчил Кбилашвили — бывший адвокат миллиардера и нового премьера Бидзины Иванишвили) тогда заявила, что при прежнем «режиме» полиция вела тайную слежку за гражданами гомосексуальной ориентации — а затем шантажировала их полученными видеозаписями. Объектом шантажа, как утверждалось, становились «известные в обществе люди», от которых власть — в обмен на молчание — якобы требовала публичной поддержки.

По данному факту было возбуждено уголовное дело (по статье о злоупотреблении полномочиями). Предполагаемый координатор слежки за геями — бывший начальник департамента военной полиции Мегис Кардава, к тому времени покинувший Грузию, — объявлен в розыск. Позднее новое руководство МВД Грузии продолжило разоблачения. Новый глава МВД Ираклий Гарибашвили заявил, что в архиве ведомства обнаружено большое количество аудио- и видеозаписей, касающихся личной жизни граждан. «Мы не собираемся публиковать эти кадры, они омерзительны. Весь архив будет уничтожен», — пообещал он тогда.

Затем вокруг записей началась какая-то странная возня. Специально созданная комиссия никак не могла решить, что с ними делать. Назывались сроки уничтожения записей, потом эти сроки отодвигались. В июне было объявлено, что компрометирующие материалы, возможно, будут сохранены. Как сообщил премьер Иванишвили, «может быть, будет создан специальный банк, в котором этот материал будет храниться, как деньги в банке».

При этом часть материалов все же была опубликована. Еще в январе, объявив о тайной слежке полиции за гомосексуалами, прокуратура передала журналистам несколько видеозаписей. Лица на них были заретушированы, однако голоса, звучавшие в кадре, как писал «Коммерсантъ», позволяли делать догадки по поводу их обладателей — предположительно «известных певцов, шоуменов и экспертов».

С критикой этого решения выступили правозащитники. Известная в Грузии «Ассоциация молодых юристов» заявила, что определенные детали (одежда, цвет волос, телосложение) позволяют идентифицировать фигурирующих на видеозаписях людей, поэтому публикация этих кадров, по ее мнению, нарушила права граждан на личную жизнь. В ассоциации особенно подчеркнули, что речь идет об ущемлении прав ЛГБТ-лиц, которые и без того постоянно сталкиваются в Грузии с «явно выраженным нетолератным отношением». Правозащитники предложили юридическую помощь тем, кто в данной ситуации захочет потребовать от государства возмещения ущерба.

С новой партией разоблачительных видеозаписей ситуация повторилась. На этот раз в распоряжении новой власти, как было объявлено в июне, оказались свидетельства пыток над заключенными (подобные тем, которые перед выборами обнародовал упомянутый Владимир Бедукадзе, спровоцировав тем самым громкий «тюремный скандал»). По данным СМИ, речь шла о насилии над криминальными авторитетами, которых принуждали к сотрудничеству с полицией и отказу от «воровского статуса».

В МВД, как сообщалось, вновь пообещали, что обнародовать эти материалы не будут. Однако вслед за этим были организованы сразу несколько «сеансов» — для иностранных дипломатов, а затем для журналистов и представителей НПО (предлагалось также устроить отдельный показ для депутатов). Правозащитники тогда вновь констатировали, что людей, попавших на видео, можно было «частично идентифицировать». Некоторые выступили против подобных показов даже для ограниченной аудитории.

«Мы же хорошо помним, как мы жили, и нет никакой гарантии, что и это правительство не станет так же поступать, — заявил руководитель Центра по правам человека Алеко Цкитишвили. — Пока расследование не завершилось, показывать эти кадры только для того, чтобы заработать политические очки, вызвать волнение в обществе, усилить политическое противостояние, — все это неоправданные шаги». Политолог Рамаз Сакварелидзе, комментируя действия властей, также высказал мнение, что показами шокирующего видео власть пытается «обуздать» оппозицию — лишившихся влияния соратников Саакашвили.

Представители новой власти при этом не скрывали, что рассчитывают использовать новую порцию компромата против главных фигурантов прежнего «режима» — президента Михаила Саакашвили и одного из его ближайших соратников, бывшего главы МВД Вано Мерабишвили (в настоящее время он уже находится под арестом по ряду обвинений). На президента возложили вину за «создание институтов садизма и массового террора», по поводу бывшего министра в «Грузинской мечте» заявили, что он виноват в любом случае — даже если не знал о неблаговидных делах в его ведомстве (сам Мерабишвили как раз утверждает, что к этому отношения не имел).

В случае же с журналистом Георгием Паресашвили новая власть продемонстрировала, что может действовать теми же методами, которые сама ставит в вину своим предшественникам. Журналист обвинял замглавы МВД Гелу Хведелидзе, заместителя генпрокурора Лашу Нацвлишвили и советника премьер-министра Гию Хухашвили в захвате бизнес-активов, ранее контролировавшихся прежней властью. По словам Паресашвили, ему угрожали с требованием прекратить это расследование. Не добившись желаемого, недоброжелатели опубликовали в интернете видеокадры с гомосексуальной сценой, в которой участвует Паресашвили (сам журналист утверждал, что видео было «смонтировано»).

Когда разгорелся скандал, власти сначала отпирались, но затем признали, что видео в интернет «слил» упомянутый заместитель главы МВД, имевший доступ к «омерзительному архиву». Чиновник был отстранен от должности и задержан, вину он признал (позднее его выпустили под залог). В администрации Саакашвили, впрочем, расценили это как попытку новой правящей команды назначить «стрелочника», прикрыв одновременно с этим других возможных фигурантов скандала (в частности, упомянутого советника премьера). В самой «Грузинской мечте» признавали, что уволенный чиновник находился в конфликте с главой МВД и к нему со стороны соратников — до скандала с Паресашвили — уже накопилось существенное количество претензий.

P.S. 5 сентября в здании МВД Грузии в присутствии журналистов было уничтожено около сотни дисков, содержащих 144 файла с материалами о личной жизни граждан. Всего в распоряжении МВД таких файлов, по официальным данным, имеется около 26 тысяч.

< Назад в рубрику