Наука и техника
17:12, 12 сентября 2013

Одна голова — хорошо Безголовый ребенок на Луне: впечатления от игры Puppeteer

Сергей Оболонков
Puppeteer

Японский мальчик по имени Кутаро одной темной ночью очутился на Луне, где Король-медведь превратил ребенка в куклу и откусил ему голову. Но Кутаро не растерялся: заручившись поддержкой загадочной дамы с колдовскими способностями, черного говорящего кота и местной принцессы, по ряду обстоятельств ставшей похожей на летающую переваренную креветку, мальчик отыскал Великий Инструмент Добра, известный как Калибрус, — ножницы. Такова завязка Puppeteer — новой игры Sony для консоли PS3. Дальше история разворачивалась так... Нет, постойте, Puppeteer — это классический 2D-платформер, то есть игра жанра, в котором в подавляющем большинстве случаев сюжеты не важны. Поэтому сразу переходим к следующему уровню.

Прежде всего хочется отметить, что «Кукловод» (так переводится название игры на русский язык) — это, пожалуй, самый красивый платформер года, ничуть не уступающий «Рэйману», а в чем-то и превосходящий конкурента. Куклой является не только главный герой Кутаро, но и все остальные персонажи игры, включая ведьму, принцессу, помощников, рядовых врагов и боссов. Все модели полны деталей и демонстрируют невероятную изобретательность разработчиков. При прохождении «Кукловода» иногда начинает казаться, что стоит протянуть руку к экрану — и каждую куклу можно будет потрогать.

Соответственно, сами уровни, которые приходится исследовать Кутаро, — это театральные декорации. Дома, деревья, вулканы, водоросли, астероиды, облака — все это картонные, фанерные, деревянные и ватные объекты, которые выглядят именно так, как они смотрелись бы на сцене настоящего кукольного театра. Кроме того, создатели игры подошли к делу с фантазией. В «Кукловоде» в общей сложности семь уровней, каждый из которых разбит на три больших сцены — и ни одна из этих сцен не повторяет другую. Кутаро путешествует под водой, оказывается в космосе, исследует Дикий Запад и путешествует по парку-лабиринту, будто бы позаимствованному из книг Льюиса Кэррола (впрочем, «будто бы» — пожалуй, лишнее слово: на этом же уровне герою приходится столкнуться с говорящим кроликом, вооруженным часами).

В общем, «Кукловод» похож на кукольный спектакль, поставленный Тимом Бертоном. Причем продолжительность этого спектакля в зависимости от навыков игрока может составить часов семь-десять — и за это время вы не увидите ни одной скучной сцены. Беда только в том, что новую игру Sony гораздо интереснее разглядывать, чем в нее играть. По всей видимости, разработчики израсходовали всю изобретательность на визуальную составляющую, и на геймплей фантазии уже не хватило.

Вот, например, Кутаро, оставшись без головы, быстро соображает, что на ее место можно приделать чуть ли не любой подходящий по размеру предмет — пистолет, череп динозавра, деревянного паука, сундук с сокровищами. Вариантов в игре несколько десятков. Возможно, кто-то вспомнит старый платформер Dynamite Headdy, в котором главный герой обращался с думающей частью тела примерно так же (в этой игре, кстати, события тоже разворачивались на сцене кукольного театра). Однако в Dynamite Headdy у каждой головы была своя функция. В «Кукловоде» же разница между ними по большей части декоративная: благодаря пауку Кутаро не научится плести паутину, а голова-пистолет никогда не выстрелит.

Головы, которых Кутаро может носить по три штуки за раз, используются как дополнительные жизни. Когда одна из них укатывается, у героя есть три секунды на то, чтобы поймать черепушку (все это чем-то напоминает рассыпающиеся кольца в играх о еже Сонике). Оставшись совсем без голов, Кутаро теряет жизнь — что, в общем-то, не страшно: игровые уровни буквально засыпаны светящимися кристаллами, методичный сбор которых ведет к росту счетчика попыток. (К последнему уровню автор текста накопил примерно 60 жизней — другими словами, «Кукловод» получился совсем не таким сложным, как некоторые другие недавние 2D-платформеры.)

Время от времени сменные головы позволяют Кутаро получать доступ к секретам. Но, во-первых, донести нужную башку до соответствующей точки уровня бывает непросто. Во-вторых, предугадать, какая именно голова может понадобиться через полторы минуты, вообще невозможно.

«Кукловод», кстати, заимствует идеи не только у Sonic the Hedgehog и Dynamite Headdy. Например, Кутаро сопровождает вышеупомянутая летающая креветка принцесса — она является своего рода курсором, позволяющим взаимодействовать с разбросанными по уровням предметами. Как тут не провести параллель с Мерфи, напарником Рэймана. Более того, при желании можно вспомнить, что практически такая же схема взаимодействия с окружающей средой была и в вышедшей около месяца назад игре Dragon’s Crown.

Время от времени Кутаро приходится ездить на разнообразных, скажем так, транспортных средствах — и тогда «Кукловод» начинает напоминать уровни с тележками из игр серии Donkey Kong Country. Кроме того, чуть ли не каждая схватка с боссом заканчивается QTE — то есть игроку нужно вовремя нажимать на кнопки в соответствии с появляющимися на экране подсказками. Тогда «Кукловод» становится похожим сразу на все экшн-игры конца 2000-х. Кстати, в особо тяжелых случаях такая QTE-сцена может затянуться минут на пять.

Ну и, наконец, в «Кукловоде» есть несколько апгрейдов, которые Кутаро находит по мере прохождения игры. И опять: разработчики не стали выдумывать велосипед и позаимствовали все эти инструменты из серии Legend of Zelda. В частности, в распоряжении героя оказываются щит, бомбы и цепь с крюком.

В сущности, единственной более-менее самостоятельной идеей «Кукловода» являются магические ножницы, которыми вооружен Кутаро. Калибрус можно (и нужно) использовать как холодное оружие, но у инструмента есть и еще одна функция. Быстро клацая ножницами, герой может перемещаться по воздуху — при условии, что в этом самом воздухе есть что резать: древесные листья, игральные карты или сделанные из картона клубы дыма.

Если коротко, то Puppeteer — классический пример победы формы над содержанием. В невероятный сверкающий фантик Sony завернула добротный, но довольно простой, крайне несовременный и практически лишенный оригинальных идей платформер.

< Назад в рубрику