Культура
19:05, 18 сентября 2013

Бесславные парни Люк Бессон снял комедию о семье мафиози

Сергей Оболонков
Кадр из фильма «Малавита»

Люк Бессон в последнее время чаще выполняет продюсерские функции, а когда берется за режиссуру — кажется, специально старается выбирать разноплановые проекты. Среди его недавних режиссерских работ — серия детских лент о лилипутах (точнее, минипутах), экранизация французского комикса середины 1970-х и биография известного во всем мире политика. Новая поставленная им лента — тоже своего рода шаг в неожиданную сторону. «Малавита» (в американском прокате — «The Family») — это криминальная комедия со звездами. Бессон остается на все руки мастером — он не только в режиссерском кресле сидел, но еще и в написании сценария участие принял, а также вновь выступил в качестве продюсера проекта, на этот раз вместе с самим Мартином Скорсезе.

Добропорядочная американская семья Блейков переезжает с юга Франции в маленький городок в Нормандии. Глава семейства Фред (Роберт де Ниро) — вроде как писатель, работающий над исторической книгой. Его супруга Мэгги (Мишель Пфайффер) — вроде как домохозяйка. Есть еще двое детей, сын и дочь подросткового возраста, а также собака, которую, собственно, и зовут Малавита (в переводе с итальянского — Уголовщина).

Впрочем, довольно быстро зрители выясняют, что Фред хоть и работает над текстом, об истории ничего не знает. На самом деле его книга — автобиография. Зовут его Джованни Манцони, и он вовсе не писатель, а мафиози из Нью-Йорка, сдавший бывших коллег и теперь вынужденный прятаться от киллеров. За семьей Фреда-Джованни присматривает группа сотрудников ФБР, которой руководит агент в исполнении Томми Ли Джонса. Однако даже постоянное слежение не мешает Мэгги сразу же после переезда в Нормандию сжечь местный супермаркет (там на нее косо посмотрели), а Фреду — переломать конечности несговорчивому сантехнику. Детки тоже не отстают: сын сразу же начинает шантажировать одноклассников и фарцевать сигаретами, а дочь в первый же день до полусмерти избивает потенциального ухажера.

То, что Бессон снял черную комедию, понятно примерно сразу. Что картина получилась не очень-то смешной, доходит примерно минуте на пятнадцатой-двадцатой. Французы поочередно то тупят, то отпускают дежурные колкости в адрес понаехавших американцев. Понаехавшие, в свою очередь, не дают себя в обиду и лупят обидчиков бейсбольными битами, теннисными ракетками и молотками. Насилие никогда не становится совсем уж мультяшным — то есть это, к сожалению, все же не «Том и Джерри» с де Ниро в главной роли — но и излишне натуралистичным тоже не кажется.

Ближе к концу, правда, случается своего рода просветление — друг за другом следуют сразу две действительно удачные сцены (осторожно, спойлеры). В одной из них герою Фреду приходится посетить собрание чего-то вроде местного клуба любителей кино — там герой де Ниро вынужден посмотреть ленту 1990 года «Славные парни». Если кто не помнит, это фильм продюсера «Малавиты» Скорсезе, в котором тот же де Ниро играл вполне настоящего, а не комедийного мафиози. (Персонаж Джонса сравнивает этот сеанс с просмотром домашнего порно.) Сразу за этой сценой следует высадка толпы мафиози в Нормандии под песню Gorillaz «Clint Eastwood». К сожалению, за двумя удачными эпизодами идет совершенно провальный финал — одновременно нелепый и предсказуемый.

Судя по недавней фильмографии Бессона, режиссеру интересно пробовать себя в разных жанрах. Видимо, за основанную на одноименном романе Тонино Бенаквисты «Малавиту» он взялся, так как хотел перемешать комедию, триллер и драму о семейных ценностях и посмотреть, что получится. Получилась бурда. Комедия, как уже отмечалось выше, не смешная. Драма не вызывает доверия. Триллера мало, но он такой вялый, что лучше бы вообще без него. Кроме того, Бессон — еще и рассказчик так себе: «Малавита» — очевидный претендент на звание чемпиона года по количеству обрубленных сюжетных веток.

Ситуацию чуть исправляет разве что участие де Ниро и Пфайффер. У обоих актеров опыта столько, что даже в неинтересных ситуациях, выстроенных Бессоном, они умудряются играть довольно любопытных персонажей. За де Ниро, кроме всего прочего, тянется шлейф его мафиозных ролей. Да и Пфайффер уже бывала замужем за мафией. О Томми Ли Джонсе ничего хорошего, увы, не скажешь — причем это не его вина, просто Бессон заставляет его играть совсем уж бесцветного, лишенного хоть каких-то интересных качеств героя.

Два года назад Бессон снял ленту «Леди», посвященную Аун Сан Су Чжи, лидеру бирманской политической оппозиции. При том, что существующая в действительности героиня фильма — личность сногсшибательно интересная, байопик у французского кинематографиста вышел довольно унылый. В случае с «Малавитой» Бессон работал с заметно менее интересными (да к тому же еще и вымышленными) персонажами, но и в этот раз кино получилось скучнее, чем его отдельные герои.

< Назад в рубрику