Мир
18:44, 20 сентября 2013

Здесь был фюрер Как Германия и Австрия предотвратили появление мемориалов Гитлера

Дарья Ерёмина
Гитлер в своей баварской резиденции «Бергхоф» в 1938 году
Фото: AFP

В начале сентября небольшой немецкий городок Гослар решил официально лишить Адольфа Гитлера звания своего почетного гражданина — спустя 68 лет после окончания Второй мировой войны и смерти нацистского лидера. Большинство немецких и австрийских городов эту процедуру уже провели, хотя формально необходимости в этом не было. Гораздо больше головной боли властям доставляет материальное наследие Гитлера — они пытаются уничтожить его или найти ему демонстративно антифашистское применение.

Идея наконец-то лишить Гитлера статуса почетного гражданина Гослара появилась у местной партии «Левых». Городская администрация их предложение приняла, но реализовывать пока не торопится. Обсуждать эту тему власти будут только в конце октября, да и то, судя по всему, без особого энтузиазма. Они считают, что в этом нет особой необходимости, так как статус почетного гражданина автоматически аннулируется после смерти его обладателя. Впрочем, отказ от предложения «Левых» мог бы вызвать как минимум непонимание, так что городской совет намерен единогласно лишить Гитлера почетного статуса.

За сравнительно недолгий период пребывания нацистов у власти Гитлер стал почетным гражданином более чем в четырех тысячах поселений в Германии и Австрии. Большинство из них рано или поздно лишили его этого звания, не желая иметь ничего общего с нацистским прошлым. Некоторые, правда, до сих пор этого не сделали, считая по умолчанию, что из числа почетных граждан Гитлер выбыл автоматически после своей смерти в 1945 году.

Чем больше времени проходит с момента поражения Германии во Второй мировой войне, тем более популистскими кажутся попытки некоторых региональных политиков вернуться к выданным в 1930-1940-х годах свидетельствам об особом положении Гитлера. Считать, что какие-то города все еще преклоняются перед нацистским вождем, уже давно нет оснований. Число людей, приходящих блокировать неонацистские марши, в несколько раз превосходит количество участников самих акций.

Между тем, в то время как документы могут десятилетиями лежать скрытыми от глаз в архивах, в Германии и Австрии осталось множество гораздо более заметных вещей, которые напрямую ассоциируются с Гитлером. Власти разных городов по-своему подходят к решению непростого вопроса: как, отдавая должное истории, не превратить гитлеровские места в объект поклонения неонацистов. Далеко не всегда удается это сделать, не уничтожив материальное напоминание о нацистском вожде.

В 2011 году австрийский город Браунау-на-Инне, где 20 апреля 1889 года родился Гитлер, официально аннулировал присужденное ему когда-то звание почетного гражданина. Город вообще очень боится славы, связанной с этим именем. С 2001 года там действует запрет на бракосочетание в день рождения нацистского вождя. Однако в городе остался дом, в котором Гитлер появился на свет, и споры вокруг него продолжаются до сих пор. Здание пустует уже два года, пока власти никак не могут определиться, кому его сдать.

Дом никогда не принадлежал семье Гитлера. Там некоторое время снимали комнату его родители, а собственники здания менялись вплоть до 1938 года, пока его не выкупил глава партийной канцелярии Мартин Борман, для которого оно имело особую важность в связи с личностью лидера НСДАП. В здании был организован культурный центр с библиотекой. После войны имущество Бормана было конфисковано, и в 1954 году наследница последнего владельца дома в Браунау-на-Инне до его продажи нацистам смогла выкупить его за небольшую сумму. О том, что когда-то дом принадлежал Борману, напоминают инициалы «MB» на входной двери.

Зданием снова заинтересовались в 1970-х годах — тогда количество претендентов на его аренду и покупку стало расти. Городские власти, испугавшись, что дом получат последователи нацистов, которые превратят его в предмет культа, обратились в министерство внутренних дел Австрии. В итоге ведомство само стало его арендатором и нашло зданию подходящее применение: им стали пользоваться школа и общество помощи инвалидам.

Договор аренды с министерством действует до сих пор. Владелица получает от государства 4,7 тысячи евро в месяц, однако здание так никем и не используется. В последние годы мэр города хотел отдать здание под социальное жилье для молодых семей, но не нашел поддержки. Звучали также идеи открыть там родильный дом или синагогу. Летом 2012 года депутат Госдумы от партии «Единая Россия» 56-летний Франц Клинцевич громко заявил о намерении выкупить дом Гитлера в Браунау. Правда, он оговорился, что у него самого необходимой для сделки суммы в 2,2 миллиона евро нет. Клинцевич обратился за помощью к своим сторонникам, пообещав, что снесет здание, как только получит на него права. Впрочем, российский депутат, делая громкие заявления о стирании нацистского наследия с лица земли, не учел, что дом, где родился Гитлер, не может быть снесен в соответствии с австрийскими законами. Он находится под охраной государства как памятник культуры — естественно, не благодаря нацистскому лидеру, а в силу своего возраста: он является памятником архитектуры XVII века.

Пока единственным удачным решением, связанным с этим домом, считается разве что мемориальный камень, установленный перед ним в 1989 году. Для усиления символического эффекта гранитный блок привезли с каменоломни нацистского концлагеря в Маутхаузене. На нем выбиты слова: «За мир, свободу и демократию. Нет фашизму. В память о миллионах погибших».

Что касается дальнейшей судьбы здания, то теперь власти ведут переговоры с общественной организацией Volkshilfe, которая, как сообщалось ранее, может разместить в доме Гитлера курсы интеграции мигрантов. Кроме того, часть помещений может арендовать образовательное учреждение. Ожидается, что окончательное решение будет принято текущей осенью.

Обезумевший от безрезультатных разговоров и ажиотажа вокруг этой темы глава района, где находится этот дом, Георг Войяк заявил в конце концов, что Гитлер в этом доме «максимум что успел, так это наделать в пеленки». Гитлер действительно провел в этом доме очень мало времени — всего три года. В 1892 году его семья переехала в Германию — в баварский город Пассау, где они успели пожить в двух домах. Оба они сохранились (второй только частично) и давно не имеют никакого отношения к Гитлеру и нацистскому прошлому. В городском архиве Пассау, кстати, также хранится свидетельство о предоставлении Гитлеру статуса почетного гражданина города. Правда, он не нашел времени забрать его у администрации, а следовательно, по закону, так и не получил этого звания.

В одном из домов Пассау, где в детстве жил Гитлер, в 1930-х годах был устроен музей фюрера. Его организовал местный оберштурмфюрер, женившийся на дочери владельца дома. Ее брат спас четырехлетнего Гитлера, когда тот во время игры упал в реку Инн. После войны дом сменил владельца, и тому вместе со зданием перешла гостевая книга музея, посвященного нацистскому вождю.

В 1894 году отца Гитлера перевели на работу обратно в Австрию, в Линц, вскоре туда переехала и его жена с детьми. В самом Линце, а также близлежащих городах и деревнях Ламбахе, Хафельде, Штайре сохранились дома, где жил Гитлер, школы, куда он ходил, а также монастырь, в декоре которого, по одной из версий, он впервые увидел свастику. Школа, в которой Гитлер учился в Фишхалме, больше не работает. Там висит мемориальная табличка, на которой написано, что в этом здании «учился читать и писать» будущий лидер нацистов, который «принес смерть миллионам людей».

Недалеко от Линца находится городок Леондинг, где некоторое время жила семья Гитлера, а также были похоронены его отец и мать. В 2012 году из-за паломничества неонацистов власти Австрии ликвидировали надгробие, получив необходимое разрешение родственницы Гитлера, которая сохранила права на распоряжение этим участком. Останки Алоиза и Клары Гитлер не были эксгумированы и до сих пор покоятся в этом месте. По рассказам местного священника, неонацистских паломников стало действительно меньше. Правда, иногда ему все же приходится убирать свечи, которые кладут на могилу почитатели фюрера.

Помимо этого, в Леондинге все еще стоит дом, где семья жила в течение семи лет до 1903 года. Сейчас в нем расположена администрация местного кладбища. Туристы посещают также местную пиццерию Bardolino: в ее здании в начале XX века располагалась небольшая гостиница Gasthof Wiesinger, где в ресторане за бокалом вина скончался отец Гитлера. По словам местных официантов, туристы (далеко не только неонацисты) приходят посмотреть на кожаную кушетку, на которой он умер. Некоторые просто фотографируются на ней, а кто-то пытается отломить себе кусочек на память.

После смерти родителей Гитлер, считавший себя великим художником, переехал в столицу Австрии, чтобы поступать в Венскую академию изобразительных искусств. Вступительные экзамены он провалил дважды, деньги постепенно закончились, и ему пришлось переезжать с одной квартиры на другую, все больше удаляясь от центра города. Дома, где будущий нацистский лидер когда-то снимал комнаты, сохранились до сих пор, и там все еще можно арендовать помещения. Правда, о нацистах в этих местах уже давно ничто не напоминает.

В конце концов Гитлер остался совсем без денег и вынужден был вести жизнь бездомного, ночуя то на улицах, то в социальных общежитиях для бедняков. Когда он пришел к власти, документы о местах жительства фюрера были изъяты, а официально утверждалось, что он снимал комнату в переулке Зимон-Денк-Гассе, 11. После аншлюса у входа в дом в качестве почетного караула выставляли двух мальчиков из гитлерюгенда, а на дверь повесили портрет вождя.

В 1913 году Гитлер получил наследство отца и переехал на эти деньги в Мюнхен. Впоследствии он утверждал, что его потянуло в «немецкий город», тогда как в действительности, скорее всего, он просто хотел избежать призыва в австрийскую армию. Гитлер поселился на Шляйсхаймерштрассе, 34. Фасад этого дома сейчас несколько видоизменился, однако само здание сохранилось. Дом на Тирштрассе, куда Гитлер переехал после возвращения с Первой мировой войны и в котором прожил до 1929 года, и вовсе не изменился с начала XX века.

В 1929 году Гитлер, ставший к тому времени уже популярным политиком, переехал в апартаменты на площади Принцрегентенплатц в Мюнхене. На тот момент он снимал там всего несколько комнат, но к 1938 году не без помощи партии стал собственником всего дома. Он был зарегистрирован по этому адресу вплоть до своей смерти в 1945 году, хотя после начала Второй мировой войны там уже практически не появлялся. Несмотря на это, в 1939 году в подвале дома было оборудовано бомбоубежище.

Сразу после окончания войны дом заняли американские военные. Когда они захватили здание, на столе Гитлера они обнаружили письмо и засохший букет фиалок. Отправителем оказалась маленькая девочка, написавшая вождю: «Мой дорогой фюрер, на последние карманные деньги отправляю Вам этот букетик».

Юридически здание на Принцрегентенплатц, как и вся собственность Гитлера, перешло к властям Баварии. С 1949 года и по сей день в доме, который за последние 80 с лишним лет внешне нисколько не изменился, располагается отделение полиции. На заднем дворе под землей лежит огромная плита, которой был закрыт вход в бункер Гитлера, построенный в 1941 году. Полицейские рассказывают, что к ним часто звонят туристы и просят пустить внутрь. Как правило, они отказывают в таких просьбах, поскольку не знают, чем именно руководствуются эти люди.

Многие здания в Берлине, в которых Гитлер провел большую часть времени, были уничтожены в ходе войны или сразу после нее. На месте отеля «Кайзерхоф», где он часто останавливался еще до прихода к власти, находится посольство Северной Кореи. Оно было построено на этом месте еще в 1974 году с разрешения властей ГДР. Само здание бывшего отеля снесли вскоре после войны, так как оно было сильно повреждено в ходе бомбовых ударов.

Здания старой и новой рейхсканцелярий не сохранились, и сейчас на их месте стоят обычные жилые дома. Оба здания были разрушены по приказу советских оккупационных властей, решивших избавиться от всех символов нацизма. В Берлине до сих пор ходят легенды, что материалы, которыми отделывалась новая канцелярия, были использованы при строительстве и реконструкции некоторых зданий в немецкой столице (университета имени Гумбольдта, станции метро «Моренштрассе», мемориалов советским солдатам). Однако фактического подтверждения этой информации так и не было найдено. На месте бункера, где Гитлер покончил с собой, долгое время даже не существовало мемориальной таблички с рассказом об истории этого места. Она появилась всего несколько лет назад.

Между тем в Баварских Альпах, в отличие от многих других мест, потока туристов и неонацистов не испугались и сохранили резиденцию Гитлера «Кельштайнхаус», известную также как «Орлиное гнездо». Дом на горе Кельштайн был подарен Гитлеру партией на 50-летний юбилей. Сам нацистский лидер проводил в нем довольно мало времени, однако место стало символическим: там собиралась элита рейха. Во время войны дом совсем не пострадал и после смерти Гитлера перешел к баварским властям. На данный момент они сдают его частным арендаторам, а те используют здание под гостиницу. Большая часть фильма российского режиссера Александра Сокурова «Молох» о Гитлере была снята именно там.

Чаще всего бывшую резиденцию Гитлера посещают туристы из США и Великобритании, поскольку именно их войска освобождали эту территорию. Американские военные занимали «Кельштайнхаус» после войны, пока он не перешел к Баварии. Немцы, приезжающие в этот дом, хотят в первую очередь полюбоваться Баварскими Альпами, утверждают экскурсоводы.

В целом немецкие и австрийские города каждый по-своему решают, как поступать с нацистским наследием. Одни пытаются закрыть на него глаза и сделать так, чтобы ничто не напоминало о прошлом. Другие подбирают бывшим домам Гитлера такое применение, которое не оставило бы вопросов об отношении их новых хозяев к фашизму. Как бы то ни было, властям удалось выполнить главную задачу, которую перед ними ставит общество, — предотвратить появление мест возможного массового поклонения Гитлеру.

< Назад в рубрику