Группа археологов во главе с Марти Пярсиненом из Хельсинкского университета, работающая в бразильском штате Акри, объявила об открытии неизвестной цивилизации. Не каждый день услышишь такое — целая новая цивилизация! Впрочем, в общем контексте археологического исследования Амазонии эта новость звучит не так сенсационно, как может показаться.
Группа Пярсинена раскапывала знаменитые геоглифы — геометрические узоры на земле, сформированные рвами и траншеями. Эти узоры настолько огромны, что разглядеть их можно только с воздуха. Среди находок археологов — множество глиняных черепков. Поскольку эти черепки — единственные артефакты, оставшиеся нам от древней культуры Амазонии (камня там нет), классифицировать тамошние цивилизации приходится по типам керамики. Черепки, найденные Пярсиненом, не похожи ни на какие из прежде найденных, и этого вполне достаточно, чтобы заявлять об обнаружении неизвестной цивилизации.
Штука в том, что подобные открытия в Амазонии случаются не так уж редко. Вся история амазонских цивилизаций — это история борьбы с лесом. Человеку стоило неимоверных усилий расчистить участок в лесу и приспособить его под свои нужды, но как только люди покидали этот участок — лес поглощал его за считанные годы. Именно так случилось с геоглифами. Они представляли собой огороженные площадки (то ли укрепления, то ли ритуальные комплексы), их создавали приблизительно с I по XIII век нашей эры. Когда же люди их покинули (некоторые — после прибытия европейцев, некоторые — еще до того), участки очень быстро заросли лесом.
Геоглифы обнаружили лишь в 1970-е годы, когда амазонскую сельву стали вырубать в промышленных масштабах, так что целые гектары земли показались из-под покрова леса и гигантские геометрические узоры бросились в глаза людям, которые летали над этими просторами на самолетах. За прошедшие тридцать с лишним лет по всему бассейну Амазонии, в особенности в западной его части (в том числе в штате Акри), нашли сотни геоглифов, а общее их количество, предположительно, исчисляется тысячами. Сколько еще неизвестных видов керамики скрыто лесом, можно только гадать.
Обезлесение Амазонии продолжается: на месте вырубок сельвы в штате Акри все появляются и появляются новые пастбища, Бразилия все укрепляет и укрепляет свой статус одного из крупнейших производителей говядины в мире, а экологи все критикуют и критикуют власти и бизнесменов за истребление уникальной амазонской экосистемы. Открытие следов древних цивилизаций — побочный эффект этого процесса, и оно породило неожиданные для всех последствия: теорию, что амазонские леса совсем не такие дикие и нетронутые, как принято о них думать.
Амазонская земля неплодородна: пока на ней растет лес, он, так сказать, сам себя удобряет, но стоит лес свести — дожди буквально за пару лет вымывают из почвы перегной и минералы, и на ней перестает что-либо расти. Но если оставить участок, то лес поглощает его, и через несколько лет там снова можно пару лет заниматься сельским хозяйством. Ранние европейские описания свидетельствуют, что в XVII-XVIII веках амазонские индейцы занимались подсечно-огневым земледелием: участок леса вырубается и поджигается, потом на нем несколько лет живет сельскохозяйственная община, а когда почва истощается, община перебирается на другой участок, потом на третий и так далее. Следующее поколение может вновь сечь и поджигать первый участок — лес там уже восстановил почву.
Это, по сути, кочевая цивилизация. Она почти не оставляет следов, в которых могли бы покопаться археологи. То, что древние амазонские индейцы строили нечто, сохранившееся до наших дней в виде геоглифов, и интенсивно пользовались глиняными сосудами, — большое везение. Геоглифы — это, скорее всего, не следы постоянных поселений: там нет человеческих останков, а первый признак оседлости — это кладбище.
Впрочем, исследования последних двух десятилетий свидетельствуют, что в древности цивилизованная жизнь Амазонии не ограничивалась этими полукочевыми племенами. По всему бассейну великой реки в огромных количествах обнаружены сравнительно небольшие (в среднем по 20 гектаров) участки чрезвычайно плодородной почвы, так называемой «черной земли» (по-португальски — terra preta). На этих участках неизменно находят древнюю керамику — то есть некогда тут жили люди.
«Черная земля» — удивительный феномен. Это как раз такая почва, про которую говорят: воткни в нее палку — и она зацветет. «Черная земля» чрезвычайно богата золой, перегноем, азотом, фосфором и другими минералами, в ней кишит микрожизнь. Толщина этого чрезвычайно плодородного слоя земли достигает двух метров, он не вымывается дождями и способен к довольно быстрой регенерации (до сантиметра в год).
Самое поразительное, что «черная земля» — феномен вовсе не природный. Ее создали люди. Веками, тысячелетиями они удобряли почву, не пускали на нее лес — и выращивали завидные урожаи, которые могли кормить весьма внушительное — до миллиона человек на весь бассейн Амазонки — население.
В 1542 году полсотни испанских конкистадоров во главе с Франсиско де Орельяной прошли на бригантине по всему течению Амазонки. Капеллан отряда, монах-доминиканец Гаспар де Карвахаль, оставил красочное описание этой экспедиции, в котором утверждал, что на каждому шагу путешественникам попадались туземные поселения и даже города, дороги и прочие атрибуты высокоразвитой и многолюдной цивилизации. Почти никто не поверил россказням де Орельяны и брата Гаспара: очевидно, они преувеличивали богатство страны, чтобы покрасоваться, а также выудить денег на новую экспедицию.
Меньше чем полвека спустя Амазония была уже почти безлюдна: многих индейцев испанцы истребили или угнали в рабство, а для большинства из них роковой стала встреча с прежде неведомыми болезнями вроде оспы, к которым у них, в отличие от европейцев, не было иммунитета.
Обнаружение геоглифов, выяснение происхождения «черной земли» и другие археологические открытия второй половины ХХ века реабилитировали де Орельяну и брата Гаспара, по крайней мере частично. Великая женщина и археолог Бетти Меггерс нашла в нижнем течении Амазонки захоронения в великолепных глиняных урнах — это довершило картину сложно организованной культуры, процветавшей в Амазонии в первые полторы тысячи лет нашей эры.
Культура эта, предположительно, состояла из нескольких городских центров, связанных дорогами, и множества поселений помельче. Каждое такое поселение, как правило, представляло собой кольцо деревянных домов, образующее просторную площадь, в центре которой стоял общинный дом — такая форма деревень по сей день сохранилась у индейских племен в бассейне Амазонки, каким-то чудом доживших до нашего времени. А там, где ныне мы видим геоглифы, были, видимо, некие ритуальные площадки.
Эта культура, как уже было сказано, оставила сравнительно немного археологических следов — достаточно, чтобы судить о ее размахе, но недостаточно, чтобы судить о характере. Находки группы Пярсинена (они были сделаны не в «черной земле» и этим также интересны) среди геоглифов штата Акри ценны уже тем, что дополняют наши знания о масштабах древней цивилизации, хотя о назначении геоглифов не сообщают ничего нового.
Есть, впрочем, одна особенно смелая интерпретация последних открытий в Амазонии. Согласно ей, самый главный след, оставленный древней цивилизацией, — это… сама амазонская сельва. Многие столетия подсечно-огневого земледелия, искусственного отбора плодовых деревьев, животных и даже рыбы, создание «черной земли» — все это сделало самый знаменитый лес планеты творением рук человеческих едва ли не в той же степени, что и дикой природы. Так что Амазонию можно назвать не только лесом, но и садом. Правда, последние пятьсот лет этот сад пребывает в запустении. Надо признать, весьма живописном.