В столице Кении — городе Найроби — боевики сомалийского исламистского движения «Аль-Шабаб» напали на крупнейший местный торговый центр. Выпустив оттуда мусульман, они открыли огонь по оставшимся людям, после чего взяли часть выживших в заложники. По последним данным, жертвами нападения стали 65 человек, более 175 получили ранения, десятки считаются пропавшими без вести. За последние три дня из захваченного здания вывели более тысячи человек.
Боевики ворвались в здание торгового центра «Уэстгейт» (Westgate) в Найроби днем 21 сентября. По словам свидетелей, которые увидели террористов первыми, вооруженные люди (по разным оценкам, от шести до десяти и более человек) подъехали к главному входу на машинах. Все они были одеты в черное. Одни рассказывают, что боевики были в масках, другие утверждают, что они прикрывались только банданами и шарфами.
Забросив в здание три гранаты, нападавшие открыли беспорядочный огонь. Продолжая стрелять, они вошли внутрь и начали подниматься вверх по этажам. По словам одной из выживших, они убивали всех вокруг. Впрочем, некоторые бывшие заложники утверждают, что сперва боевики разрешили покинуть здание мусульманам. Многим для этого было достаточно показать удостоверение личности с именем, «звучащим по-мусульмански». Однако порой этого было недостаточно: одного индийца террористы спросили, как звали мать пророка, и когда тот не смог ответить, его застрелили на месте.
Сколько именно «мусульман» боевики отпустили, неизвестно, однако, скорее всего, их было немного: среди посетителей торгового центра было большое число туристов из стран Запада, а абсолютное большинство кенийского населения исповедует христианство.
Как говорят очевидцы, преступники были вооружены в основном автоматами Калашникова. Поначалу все думали, что на торговый центр напали грабители. То, что на самом деле это террористы, стало ясно только после того, как полиция, из-за пробок приехавшая лишь через полчаса после начала стрельбы, стала опрашивать свидетелей. Окончательно эта версия подтвердилась, когда ответственность за нападение взяла на себя исламистская группировка из Сомали «Аль-Шабаб». По словам террористов, акция стала местью за мусульман, погибших в боях с африканскими, в том числе кенийскими, миротворцами.
С самого начала ни одна из сторон не собиралась идти на переговоры. Боевики не захотели вести диалог с властями, а те, в свою очередь, заявили, что им нечего обсуждать с террористами. По мнению аналитиков, преступники пришли в торговый центр, чтобы убивать, а заложников взяли только ради привлечения к себе максимального внимания.
Рано утром 22 сентября кенийские военные начали операцию по освобождению пленников, утверждая, что действовать будут максимально осторожно. На помощь местным властям пришли израильтяне (несколько магазинов в торговом центре принадлежат выходцам из Израиля). По одним данным, речь идет о консультантах, по другим — о военных, которые, как утверждают некоторые журналисты, приняли участие в противостоянии. Кроме того, кенийцев консультировали американские эксперты.
Вскоре после начала операции военные объявили, что большая часть заложников освобождена. Боевики между тем, выйдя на связь, пообещали, что, если здание попытаются взять штурмом, они убьют всех оставшихся пленников. В том, что террористы способны на такое, сомневаться не приходилось: во время первых стычек захватчики несколько раз прикрывались «живым щитом» из заложников. Тем не менее угрозы террористов военных не остановили, и в ночь на вторник они пошли в наступление.
Поначалу казалось, что кризис преодолен: по словам военных, трое боевиков были убиты, еще десять задержаны, а все заложники освобождены. Однако вскоре выяснилось, что террористов из торгового центра так и не выкурили, а в руках у них остаются живые люди. При этом ликвидация еще шестерых захватчиков, о которой стало известно утром во вторник, ситуацию не изменила. На момент сдачи этого материала операция продолжалась. Помимо девяти террористов, жертвами противостояния стали не менее 65 человек — 62 пленника и три сотрудника органов безопасности. Сколько именно человек остается в здании, неизвестно — это касается как боевиков, так и заложников.
Впрочем, некоторые сведения о террористах все же появились. Согласно первым заявлениям «Аль-Шабаб», опубликованным в твиттере (сейчас этот аккаунт заблокирован), в нападении на торговый центр в Найроби приняли участие три члена сомалийской общины из США, а также жители Финляндии, Канады, Великобритании, Сомали и Кении. Все обнародованные имена были мужскими. Позднее в новом аккаунте группировки было объявлено, что «те, кто описывает захватчиков как американцев и британцев, понятия не имеют о происходящем в торговом центре "Уэстгейт"».
Тем временем имена предполагаемых террористов появились и на сайте кенийского издания The Kenian Daily Post. По версии газеты, помимо 12 мужчин в нападении участвовала одна женщина — подданная Великобритании Саманта Льютуэйт. Косвенно эти сведения подтверждаются показаниями свидетелей, по словам которых среди боевиков была белая женщина, говорившая по-английски с британским акцентом. Как считают кенийские спецслужбы, она могла входить в число предводителей группы террористов, а также организаторов нападения. По некоторым данным, Льютуэйт была в числе первых трех убитых боевиков.
29-летняя британка, известная также как «белая вдова», — бывшая жена Джермена Линдси, в 2005 году взорвавшего бомбу в лондонском метро. Вскоре после лондонских терактов Льютуэйт, еще в 17 лет принявшая ислам, уехала в Сомали, где присоединилась к местным боевикам. В 2012 году она участвовала в нападении на бар в Момбасе, в результате которого погибли три человека. Кроме того, ее подозревают в подготовке ряда сорвавшихся терактов в отелях и ресторанах города. В связи с этим Льютуэйт объявили одним из самых разыскиваемых террористов Восточной Африки. За ее поимку власти США пообещали пять миллионов долларов.
Пока что информация о причастности к нападению жителей США и Великобритании официально не подтвердилась: власти обеих стран только начали проверять эти сведения. Впрочем, в США, в районе Миннеаполис — Сент-Пол, откуда, предположительно, прибыли некоторые участники нападения, проживает обширная сомалийская община (около 80 тысяч человек) — самая большая за пределами Африки. В последние годы «Аль-Шабаб» активно вербовала там новых джихадистов.
Для Кении теракт подобного масштаба является беспрецедентным. Ничего подобного террористам не удавалось организовать с 1998 года: тогда участники «Аль-Каеды» напали на посольство США в Найроби, убив более 200 человек. Тот теракт, по мнению американских властей, организовал лично Осама бин Ладен. В мае 2001 года по делу о взрыве в Кении к пожизненному заключению в США были приговорены четыре человека, связанные с «Аль-Каедой».
С тех пор кенийским властям удавалось успешно предотвращать крупные теракты. В частности, в сентябре прошлого года было объявлено о срыве атаки террористов на некое общественное место в Найроби. Большинство акций боевиков (в основном сомалийских) в Кении в последние годы были связаны с похищениями иностранных туристов. Как правило, за их освобождение похитители требовали выкуп. В связи с этим власти советовали отдыхающим прибегать к услугам вооруженной охраны.
Несмотря на высокий уровень преступности, по уровню террористической угрозы Кения считается более безопасным местом по сравнению со своими соседями. Поэтому в стране развивается туризм, который является одним из основных источников иностранной валюты. Кроме того, в Найроби расположены офисы десятков международных компаний и организаций, в числе которых Программа ООН по окружающей среде, а также главное отделение ООН в Африке и на Ближнем Востоке. Местная фондовая биржа считается одной из крупнейших в Африке.
Торговый центр «Уэстгейт», на который было совершено нападение, расположен в престижном районе Найроби. Он пользовался популярностью не только среди кенийцев, но и среди многих иностранцев — экспатов и туристов. В результате среди жертв террористов оказались жители десяти стран, в том числе Великобритании, Канады, Франции, Нидерландов и Южной Кореи. Опасаясь, что теракт ударит по туристической сфере, президент Кении Ухуру Кеньятта уже попросил власти иностранных государств не отговаривать своих граждан от поездок в африканскую страну. Впрочем, его призывы, скорее всего, тщетны: нападение на торговый центр наверняка нанесет серьезный удар как по экономике Кении, так и по ее имиджу.