Культура
14:41, 24 сентября 2013

Принцессы тоже Майли Сайрус и другие ушедшие в отрыв диснеевские звезды

Иван Сорокин (специально для «Ленты.ру»)
Майли Сайрус

Поп-певица Майли Сайрус — сейчас главная героиня и музыкальных, и желтых СМИ. Всему виной — ее запоминающийся и крайне откровенный танец на церемонии MTV VMA и последовавший за ним клип «Wrecking Ball», где обнаженная артистка оседлала ядро, которым ломают здания. Пикантности ситуации добавляет то, что 20-летняя Сайрус — бывшая Ханна Монтана, звезда одноименного диснеевского сериала о простой школьнице, которая скрывает, что одновременно живет жизнью поп-звезды.

Скандалам вокруг юных старлеток, достигших популярности под крылом всемогущей компании Walt Disney, а впоследствии выросших несколько быстрее, чем того хотелось публике, уже добрых полвека. Еще в начале пятидесятых Уолт Дисней лично упрашивал Аннет Фуничелло, главную звезду первого созыва шоу Mickey Mouse Club, не сниматься в фильмах о пляжном веселье в раздельном купальнике. Фуничелло, разумеется, не послушалась, а ее пупок появлялся все настойчивее в каждой новой ленте — так она стала первопроходцем нового поджанра подросткового кино и положила начало своеобразной традиции, согласно которой любая «диснеевская принцесса» рано или поздно покидает удобные карьерные рельсы и начинает заниматься вещами, никак не вяжущимися с культивируемым образом компании.

Один из классических примеров — это актриса Ким Ричардс, которая снималась в целом ряде диснеевских фильмов в семидесятых, а по состоянию на сегодняшний день является хроническим алкоголиком и постоянно присутствует на телеэкранах в реалити-шоу «Настоящие домохозяйки Беверли-Хиллс». Всем известны и перипетии личной жизни Бритни Спирс и Кристины Агилеры — двух «мышкетеров» из популярной в начале девяностых возрожденной версии «Клуба Микки Мауса». Но если в их случае неожиданное поведение можно объяснить давлением музыкальной индустрии в период наивысшей популярности поп-музыки для тинейджеров, то плеяда диснеевских звездочек нулевых сходит с тех самых рельсов будто по расписанию (и часто — похожими способами). «Лента.ру» собрала коллекцию самых ярких диснеевских актрис последнего десятилетия и постаралась отследить точку невозврата в каждом случае.

1. Линдсей Лохан

До: прославившаяся в двенадцать лет ролью в семейной комедии «Ловушка для родителей» рыжая девочка ирландско-итальянского происхождения на короткий период стала не просто главной звездой Диснея, но чуть ли не самой известной актрисой-подростком в мире. Кассовым хитам сопутствовала любовь критики (в особенности это относится к картине «Дрянные девчонки», вознесшей еще и Рейчел Макадамс с Амандой Сайфред и ставшей первым мейнстримовым успехом Тины Фей). Дебютный музыкальный альбом Лохан стал платиновым.

Точка невозврата: не хочется скатываться в любительскую психоаналитику, но все широко известные неудачи Лохан (аресты за вождение в нетрезвом виде, многочисленные курсы лечения от алкогольной и наркотической зависимости, отказы продюсеров снимать ее в связи с невозможностью обеспечить страховку, «Золотая малина», сомнительная пластическая хирургия) начались после того, как ее родители расстались. В 2005 году Линдсей была самой многообещающей молодой актрисой Голливуда; в 2009-м про ее карьеру уже говорили как про закончившуюся.

На сегодня: случившееся в этом году появление Лохан в ведущей роли у важного режиссера Пола Шредера («Каньоны») подтверждает ее статус главного трагического символа поколения. Ее судебные тяжбы продолжаются — а пока она закрепляет репутацию актрисы, подходящей только режиссерам-авторам (зачастую тяготеющим к эротике).

2. Хилари Дафф

До: Дафф — первая диснеевская телеактриса нового образца: поющая звезда собственного сериала, часто гостящая в других сериалах, олицетворяющая американскую идею «правильности», но и не забывающая проявлять непокорность. «Шоу Лиззи Макгуайр», выходившее в течение трех лет в начале века, опробовало новый формат ситкома для подростков: Лиззи в исполнении Дафф много времени посвящала внутренним монологам, а остроумный визуальный стиль (частью которого являлась анимация), по признанию создателей, наследовал фильму «Беги, Лола, беги». Быстро начавшая музыкальную карьеру Дафф в какой-то момент так часто мелькала на экранах и обложках подростковых журналов, что издания о поп-культуре всерьез рассуждали о том, что у девочек-тинейджеров нет никакой возможности ее не любить.

Точка невозврата: бунт против системы у Дафф выразился в совсем уж банальной форме — в 2007 году она перекрасила волосы в черный цвет и стала сниматься в раздетом виде для мужских журналов (в музыке как раз в это же время авриллавиноподобный гитарный поп сменился более танцевальными вещами). Как бы то ни было, даже это позволило ей избавиться от образа Лиззи Магуайр — а дальше бунт прекратился: Дафф вышла замуж за хоккеиста и родила ребенка; сейчас она много занимается благотворительностью.

На сегодня: несмотря на то что на пике популярности Дафф в большей степени воспринималась как певица, нежели как актриса, самые интересные вещи в ее карьере происходят именно на кинематографическом фронте. Лет пять назад Хилари начала аккуратно сниматься в среднебюджетных фильмах, расположенных где-то на границе между откровенно коммерческим и откровенно авторским кино — и пока что чувствует себя в этой нише как дома. Другой большой успех Дафф — серия романов для подростков.

3. Ванесса Хадженс

До: первая серия «Школьного мюзикла» сделала своих героев звездами буквально в одночасье — и в первую очередь это относилось к приторно сладкой (но весьма убедительной) паре, состоявшей из скромняги Хадженс и рокового спортсмена Зака Эфрона. С годами популярность разных серий «Мюзикла» только росла (не в последнюю очередь благодаря тому, что модель фильмов использовали в сериале «Лузеры» — пусть его создатели и активно это отрицают), вплоть до того, что последняя серия вышла не в виде телевизионного фильма, а в кинотеатрах. В то же время Хадженс оказалась единственной выпускницей киносериала, сумевшей конвертировать этот успех в музыкальную карьеру — за пределами туров с песнями из фильмов.

Точка невозврата: многим хочется считать таковой слив нескольких фотографий обнаженной Хадженс, случившийся в 2007 году, когда актрисе было 19 лет. Но даже компания Walt Disney вряд ли согласится с такой интерпретацией: они простили ее тут же (слегка пожурив) и не сократили ее роль в готовившейся тогда третьей серии «Школьного мюзикла». С другой стороны, расставание с Эфроном в 2010 году больше похоже на соответствующий верстовой столб: их роман всегда выглядел менее правдоподобно в жизни, чем на экране — ходили даже слухи о том, что он предусмотрен контрактом с Disney.

На сегодня: российской публике Хадженс стала известна уже в своем повзрослевшем образе — справедливости ради отметим, что в нем она выглядит гораздо более естественно (и есть ощущение, что диснеевский период для Ванессы был скорее прелюдией). В фильмографии актрисы между Блондинкой из эксплуатационного боевика Зака Снайдера «Запрещенный прием» и Сересой из эксплуатационного боевика Роберта Родригеса «Мачете убивает» удачно уместился фильм, благодаря которому она приобрела совершенно новую, предельно скандальную известность. Это «Отвязные каникулы» Хармони Корина о преступающих все возможные нормы студентках колледжа — одна из лучших картин 2013 года.

4. Деми Ловато

До: Ловато получила свой собственный ситком относительно поздно для «диснеевской принцессы» — сериал о съемках сериала «Дайте Санни шанс» появился, когда Деми было уже почти семнадцать. До этого она сыграла главную роль в телефильме «Camp Rock: музыкальные каникулы», эдакой рок-версии «Школьного мюзикла», вместе с тогдашними диснеевскими суперзвездами братьями Джонас (артистка держалась братьев еще какое-то время — вплоть до совместных туров и записей). Еще раньше, в совсем юном возрасте, Ловато пересекалась на телевидении с другой «диснеевской принцессой», Селеной Гомес: они играли роли «друзей» фиолетового динозавра Барни в уже классической детской передаче.

Точка невозврата: в 2010 году Ловато подралась с одной из своих танцовщиц за сценой, после чего отменила последующие концерты в туре и поступила на лечение в клинику. С тех пор певица дала несколько крайне откровенных интервью про свое биполярное расстройство (такой диагноз ей поставили после инцидента), про склонность к нанесению себе увечий и булимию. Деми мгновенно уволилась с канала «Дисней» и отдалилась от актерской работы; результатом этого периода жизни актрисы стал ее первый большой хит — отличная баллада «Skyscraper», вышедшая в 2011 году и посвященная негативному влиянию прессы.

На сегодня: несмотря на то что свежий диск Ловато продолжает показывать выдающиеся результаты на американском рынке, текущая карьера певицы выглядит странновато. Деми пытается усидеть на двух стульях: на последних альбомах взрослые баллады о чувствах соседствуют с очевидно подростковыми танцевальными номерами, а ее голосовые данные (Ловато — объективно сильнейшая вокалистка из всех в этом списке) скрыты автотюном и бэк-вокалом. Казалось бы, нервный срыв и его последствия должны были послужить водоразделом — но Ловато почему-то не торопится сбросить образ принцессы (подтверждением тому служат ее благостные появления в качестве судьи в текущих выпусках вокального реалити-шоу «The X Factor»).

5. Селена Гомес

До: родившаяся в Техасе актриса кукольной внешности довольно незаслуженно была известна в России в первую очередь как многолетняя пассия самого популярного тинейджера современности — Джастина Бибера. При этом Гомес не только выпускает собственную музыку с 2009 года (впрочем, большой международный хит появился у нее только пару лет назад — это была вездесущая «Love You Like A Love Song»), но и уже много лет демонстрирует свои впечатляющие комедийные таланты — во многом благодаря им ситком «Волшебники из Вейверли-Плейс», завершившийся в прошлом году, стал одним из самых успешных проектов канала «Дисней» последней пятилетки.

Точка невозврата: январское появление Гомес в шоу Леттермана уже после расставания с Бибером. Долгожитель вечернего эфира рассказал Селене, что своими словами заставил Бибера плакать. В ответ Гомес произнесла следующее: «Ну, стало быть, нас тут таких двое». Интернет сказал «воу!», а певица изящно сменила амплуа на остроумную стерву.

На сегодня: удивительно, насколько мало потерь понесла Селена при переходе в категорию взрослых артистов. В отличие от своей партнерши по «Отвязным каникулам», Ванессы Хадженс, Гомес даже толком не раздевается в этом фильме — не говоря уж о том, что весь фейерверк насилия начинается уже после того, как героиня Селены покидает место действия. Клипы Гомес становятся все сексуальнее — но при этом ей удается избежать разочарования фанатов и гнева их родителей, которые преследуют Хадженс и Майли Сайрус. Кажется, Гомес имеет наилучшие шансы выйти из диснеевского детства со здоровой психикой — вот только хитов уровня «Love You Like A Love Song» на горизонте пока что, к сожалению, не наблюдается. Что, конечно, не успокаивает тысячи девочек-фанатов, которых визовый отдел посольства РФ лишил удовольствия увидеть кумира: концерт Гомес, который должен был состояться в Москве на этой неделе, отменили из-за бюрократических препон.

6. Майли Сайрус

До: дочь Билли Рей Сайруса, исполнителя невыносимого кантри-хита «Achy Breaky Heart» и секс-символа американского юга, Майли получила роль поп-звезды Ханны Монтаны в одноименном ситкоме практически случайно: она не подходила каналу ни по возрасту, ни по внешним данным. Но в итоге Сайрус так понравилась агентам по кастингу, что шоу буквально перестроили под нее: главную героиню, совмещающую жизнь поп-звезды и обычной школьницы, теперь тоже звали Майли, а Билли Рей в новой версии ситкома играл роль отца героини. Думается, что руководство канала не пожалело о таком решении: шоу стало не только самой популярной передачей «Диснея», но и полномасштабным культурным феноменом. Альбомы Ханны-как-персонажа попадали на первые места чартов Billboard (то же потом происходило и с дисками самой Майли), фильмы ставили кассовые рекорды, сопутствующие товары оказывались в рюкзаках всех школьников. Гитарный поп-рок Монтаны буквально стал золотым стандартом канала: песни в таком ключе потом записывали абсолютно все герои «Диснея». Сама же Майли не только отметилась камео везде где можно, но и озвучила главного человеческого персонажа милого полнометражного мультфильма «Болт».

Точка невозврата: после завершения карьеры «диснеевской принцессы» Сайрус какое-то время не могла найти себя: танцевальная эстетика альбома «Can’t Be Tamed» оказалась менее популярной, чем прежняя ипостась Майли, а первая «взрослая» роль (в римейке французского ромкома «LOL») оставила критику равнодушной. Майли уже несколько лет периодически показывала миру, что ей очень хочется окончательно распрощаться с диснеевской эстетикой: автопортреты в душе; слившееся видео, где Сайрус с друзьями передают друг другу нечто, подозрительно напоминающее бонг; выступление на премии Teen Choice в 2009 году, где Майли исполнила подобие танца на шесте. Пожалуй, последней каплей стал мини-клип, появившийся этой весной: в нем актриса, незадолго до того радикально изменившая внешний вид (Майли постриглась, перекрасилась и стала одеваться как жительница Уильямсбурга), напялила костюм единорога и станцевала в нем танец тверк, предполагающий активное вращение задом — после него стало ясно, что Ханны Монтаны больше нет и не будет.

На сегодня: два сингла Сайрус с предстоящего альбома «Bangerz» — остроумный электропоп «We Can’t Stop» и похожая на лучшие треки Бонни Тайлер баллада «Wrecking Ball» — тянут на одно из главных событий года в области поп-музыки (и уж точно это самые интересные синглы в ее сольной карьере). Но широкой публике всего этого не видно за бесконечными картинками-мемами и анимированными гифами, сделанными из самих клипов и выступления Майли на MTV VMA (теги «пенопластовый палец», «кукла медведя», «латексный купальник», «Терри Ричардсон», «лизать кувалду»). Певица давно выглядела как человек, которому хочется раздеться целиком — но казалось, что мешают некие навязываемые барьеры. Теперь же барьеров нет и в помине — а гиперсексуализированная Майли в силу абсурдности декораций и обстоятельств становится уже не моделью из мужского журнала, а арт-объектом (чему свидетельством и многочисленные заимствования из передового искусства, которые арт-критики обнаруживают в клипе на «We Can’t Stop»). «Bangerz» может оказаться как большим успехом, так и оглушительным провалом — но статус самого противоречивого персонажа года Сайрус уже себе заработала. Самое время вспомнить, что в свидетельстве о рождении у Майли фигурирует имя Дестини Хоуп (Майли — сокращенная форма детского прозвища артистки, «Смайли») — потому что слова «судьба» и «надежда» неизбежно присутствуют в большинстве обсуждений будущего артистки.

< Назад в рубрику