Интернет и СМИ
19:50, 26 сентября 2013

На словах я Лев Толстой В соцсетях «оживают» великие люди прошлого

Виктор Степанов
Лев Толстой
Фото: архив РИА Новости

В начале этой недели стало известно, что администрация Кронштадтского района Санкт-Петербурга завела в Твиттере аккаунты от лица Николая Гумилева и Иоанна Кронштадтского. По мнению чиновников, микроблоги с цитатами из произведений поэта и высказываниями святого должны пробудить интерес жителей Кронштадта к знаменитым землякам. Это далеко не первый случай, когда пользователи Сети пытаются пробудить интерес к историческим персонажам с помощью социальных сетей. Пародийные или вполне серьезные страницы в Фейсбуке и Твиттере есть у героев Гражданской войны в США, английского секретаря XVII века, известных писателей и даже убитого большевиками российского императора.

Великие личности прошлого регулярно «оживают» в интернете как в исключительно развлекательных целях, так и в рамках проектов, наделенных определенным образовательным смыслом.

Например, в 2005 году, когда американские старшеклассники могли зарегистрироваться в Фейсбуке только по специальному приглашению, а до запуска Твиттера оставалось еще больше года, в российском «Живом журнале» появилось сообщество под названием «Настоящая мировая история». Участники регистрировались под именами известных деятелей прошлого и разыгрывали между собой «сценки» от их лица. На страницах исторического «ЖЖ» проходило общение между Брежневым и Сталиным, Сталиным и Гитлером, Лермонтовым и Пушкиным, Галилео Галилеем и инквизицией. Никаких ограничений на использование только настоящих цитат в сообществе не существовало — модераторы требовали от постов лишь свежести, остроты и нетривиальности. Постепенно эти нехитрые критерии стали выполняться все хуже, и к 2007 году жизнь в сообществе практически угасла.

В 2009 году совершенно противоположную по замыслу попытку перенесения истории на страницы соцсетей предприняла Сара Ромейн (Sara Romeyn) — американская учительница из штата Мэриленд. Ромейн попросила своих учеников сдавать исследовательские проекты по истории США не в форме привычных письменных отчетов, а в виде страниц в Фейсбуке. Школьникам предписывалось выбрать себе исторического персонажа XIX века, зарегистрировать его в соцсети и некоторое время вести страницу от его имени. Нетривиальным и свежим здесь был только сам педагогический прием — в отличие от публикаций в сообществе «Настоящая мировая история», статусы и посты в таких аккаунтах должны были содержать лишь реальную историческую информацию и во всех подробностях отражать факты биографии выбранного персонажа. В конце учебного семестра ученики должны были показать небольшую видеопрезентацию страницы своего героя в Фейсбуке и рассказать о том, как они вели ее и какие комментарии и отзывы получали от других пользователей.

Еще одна просветительская попытка перенести в соцсеть жизнь реального исторического персонажа — это твиттер-аккаунт английского чиновника морского ведомства Сэмюэля Пипса, появившийся в 2009 году. Создатель микроблога Фил Гифорд (Phil Gyford) выкладывал в соцсеть фрагменты дневника Пипса, жившего в XVII веке и служившего у английского короля секретарем по военно-морским делам. Проект микроблога вырос из масштабной исследовательской работы Гифорда, посвященной жизни Пипса, которой автор занимался более шести лет. Дневник Сэмюэля Пипса был весьма популярен в Великобритании еще задолго до появления интернета и считается одним из самых лучших описаний повседневной жизни лондонцев периода стюартовской Реставрации. Воспоминания чиновника морского ведомства многократно переиздавались, и твиттер-реконструкция его текстов с самого начала была практически обречена на успех. В твиттере Пипс рассказывает о том, как впервые попробовал удивительный китайский напиток под названием чай, как вел беседы о военной мощи испанского и французского флота, а также периодически жалуется богу на «ограниченность собственных чувств» (Пипс обладал плохим зрением, на протяжении долгих лет страдал от болей в глазах и постоянно боялся окончательно ослепнуть).

Через два года после появления в Твиттере Пипса своя страница появилась у 35-го президента США Джона Ф. Кеннеди. По случаю 50-летия с момента инаугурации Кеннеди аккаунт президента решили завести сотрудники библиотеки его имени. В своем первом твите президент сообщил о том, что официально вступил в должность, а вскоре рассказал, что получил поздравления от советского лидера Никиты Хрущева. Проект твиттера Кеннеди существует вот уже больше двух лет. За это время его подписчиками стало более 19 тысяч пользователей соцсети. Однако, судя по всему, вскоре страница Кеннеди перестанет обновляться — сейчас в твиттере описываются события сентября 1963 года, а в конце ноября 1963-го во время визита в Даллас Джон Кеннеди был застрелен.

С ростом популярности Твиттера в России свои страницы стали «заводить» и выдающиеся персонажи отечественной истории. Как и страницы Пипса и Кеннеди, некоторые из таких аккаунтов основывались на подлинных дневниковых записях. Другие же (например, микроблог Владимира Ленина) стали популярными благодаря интересным, но полностью выдуманным цитатам и постам. Завоевать сердца пользователей удавалось не всем — так, разместив больше 800 твитов и собрав около 800 подписчиков, социальную сеть покинул «московский губернатор и городской голова» Владимир Михайлович Голицын, живший в конце XIX — начале XX века.

В числе самых активных пользователей Твиттера другой известный персонаж переломной для страны эпохи — император Николай Второй. Этот микроблог основан исключительно на записях дневников царя и не допускает исторических вольностей. Всего с момента основания в блоге появилось более семи тысяч записей. Сейчас «трансляция» дневников Николая Романова успешно добралась до 1913 года. Не подозревающий еще о грядущей революции и собственном расстреле Николай Александрович сообщает 17 тысячам своих подписчиков о том, как «играл в теннис», «обедал на яхте», «отправлял детей на базар» и «читал после обеда вслух».

Популярными микроблогерами часто становятся и классики русской литературы. Среди таких аккаунтов больше всего подписчиков удалось собрать Льву Толстому и Федору Достоевскому. У обоих чуть больше 20 тысяч фолловеров, однако графу Толстому для достижения этого числа потребовалось почти в четыре раза больше твитов, чем Федору Михайловичу. В своем первом твите, опубликованном еще в феврале 2011 года, Достоевский жалуется на «слабость и не совсем чистый язык», далее почти на протяжении месяца рассказывая во всех подробностях о малейших изменениях в состоянии собственного здоровья (от «зубной боли» до «вялости» и «расcтройства нервов»). Твиты Толстого в целом куда интереснее и содержательнее — превращенные в короткие статусы переживания, наблюдения и мысли из дневника писателя порой очень удачно сопровождают актуальную новостную повестку сегодняшнего дня. Посты о походах в баню и работе в полях чередуются у Льва Николаевича с замечаниями о необходимости разъяснить людям, почему Христос не трудился, и рассуждениями о том, что важные признаки современного времени — отсутствие «уважения и повиновения из-за страха» и «выступившая свобода».

Заведенные петербургскими чиновниками в сентябре 2013 года аккаунты Николая Гумилева и святого Иоанна Кронштадтского также основаны на реальных цитатах и высказываниях. Жившие в Кронштадте «владельцы» этих страниц пока твитят в основном о вере, боге и духовности. Однако выбор Гумилева и Иоанна Кронштадтского в качестве «героев» новых твиттер-аккаунтов чиновники объясняют исключительно фактом их рождения на территории Кронштадта.

У эксперимента администрации Кронштадтского района было много и других предшественников — выдуманные или основанные на реальных фактах страницы исторических персонажей создавались и продолжают создаваться в интернете в огромном количестве. В конечном счете популярность таких страниц зависит не столько от популярности личностей, которым они «принадлежат», сколько от таланта и энтузиазма реальных авторов, их ведущих.

< Назад в рубрику