С началом обильных дождей на российских дорогах окончательно наступила осень — сезон, когда из всех видов аварий на первый план выходят ДТП с участием пешеходов. Несмотря на положительный тренд последних лет — снижение случаев гибели пешеходов, в целом по стране на них по-прежнему приходится каждая пятая авария со смертельным исходом. «Лента.ру» решила разобраться в статистике смертности самых незащищенных участников дорожного движения и в тех мерах, которые принимаются для их спасения.
В сентябре Госавтоинспекция выступила с предложением изменить правила дорожного движения (ПДД) в части, касающейся пешеходных переходов. В пункте правил 14.1 сказано, что водитель при приближении к нерегулируемому пешеходному переходу обязан «снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов», Эту формулировку решили сменить на более ясную, с точки зрения ГИБДД: «Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть или вступившим на нее для осуществления перехода».
Несмотря на то что общий смысл этого пункта правил останется прежним, рекомендованное изменение способно повлиять на поведение водителей. Новая формулировка устанавливает однозначную иерархию: пешеход на переходе становится главным, ему должны уступить. Когда же водитель «пропускал» пешехода, он сам оставался «хозяином» дороги.
Сложность с инициативой ГИБДД, как обычно, кроется в том, что даже полезные изменения ведомство далеко не всегда грамотно преподносит целевой аудитории. Водитель со стажем, который последний раз открывал книжечку ПДД перед экзаменом на права или после очередной встречи с инспектором, вряд ли следит за сухими пресс-релизами МВД. Более того, Госавтоинспекция не предложила никаких изменений в штрафах за нарушение правил проезда пешеходных переходов, а значит у автомобилистов отсутствует и материальная заинтересованность в том, чтобы прислушиваться к подобным новшествам. На мелкие исправления в ПДД обычно реагируют только преподаватели автошкол и их ученики, которым надо переучивать билеты к теоретическому экзамену.
В том, что ГИБДД предложила изменить правила пересечения пешеходных переходов именно сейчас, в сентябре, есть своя логика. Дело в том, что осень (а точнее, период с сентября по декабрь) — самый опасный для пешеходов сезон. Прежде всего, осенью заметно сокращается световой день, а водители хуже справляются с дорожной ситуацией, когда начинаются дожди. Зависимость количества дорожно-транспортных происшествий в России от погодных условий вообще хорошо отражает «сезонную» манеру поведения отечественных водителей. Они стараются не лезть на рожон в зимний период, когда состояние дорог самое плохое, и, наоборот, разгоняются до предела и провоцируют наибольшее число аварий летом, чувствуя уверенность на сухой и менее загруженной дороге. Перестроиться к осени многие из них просто не успевают.
Кроме того, в сентябре на дорогах (в первую очередь, городских) значительно увеличивается число пешеходов, причем из наиболее уязвимых возрастных групп: школьники и студенты возвращаются с каникул, а люди старшего возраста приезжают с загородных дач. В итоге период повышенной пешеходной аварийности заканчивается только с началом зимы, когда российские дороги существенно «замедляются» под толстым слоем снега и все участники движения окончательно привыкают к сезонным переменам. Недаром именно в августе из года в год появляются сообщения о плановых и внеплановых рейдах ГИБДД «Внимание, школа!» и им подобных. Они преследуют одну простую цель: напомнить водителям и пешеходам, что осень как и всегда грозит потенциальными опасностями, поэтому надо проявлять максимальную осторожность.
Статистика демонстрирует, что за последние годы ситуация с гибелью пешеходов на дорогах России меняется в положительную сторону. Хотя конкретных цифр о погибших пешеходах ГИБДД не дает, скрывая их в общих данных по ДТП и пострадавших «из-за нарушения ПДД пешеходами», очевидно, что в первую очередь пострадавшими в таких авариях являются не автомобилисты (если, конечно, речь не идет о случаях, когда автомобилист, скажем, врезается в дерево, пытаясь объехать выбежавшего на дорогу человека).
С 2004-го по 2012 год общее количество таких аварий и травмированных в результате ДТП людей снизилось в России на 45 процентов. Число погибших упало на 43 процента. Причем за весь восьмилетний период количество жертв от года к году не повышалось. Самый заметный спад (10-15 процентов) пришелся на 2008-2009 годы, когда в стране ввели дорожные камеры и ужесточили ответственность за нетрезвую езду и превышение скорости. Стабильное снижение смертности (без колебаний в сторону увеличения) демонстрируют регионы Центрального федерального округа: Московская, Тверская и Пензенская области, а также обе столицы — Москва и Санкт-Петербург, города, где наиболее развиты службы скорой помощи, а расстояния от больниц до места ДТП не такие значительные.
В итоге в 2012 году в России количество погибших в авариях с участием пешеходов составило 4998 человек, или 17,9 процента от общего числа погибших на дорогах россиян. Для сравнения, в 2004 году погибших было почти 9 тысяч. По этому показателю Россия, впрочем, до сих пор «опережает» США: там почти в шесть раз больше автомобилей, в три раза больше машин на душу населения, но при этом в 2011 году на дорогах погибло 4432 пешехода.
Не последнюю роль в снижении смертности пешеходов за последние годы сыграла реализация Федеральной целевой программы (ФЦП) «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». В частности, для школ и детских садов разработали брошюры «с использованием креатива и слоганов по безопасности дорожного движения». Применялись и другие пропагандистские методики.
Но реализация программы не ограничилась только образовательной составляющей. На дорогах устанавливали новые ограждения, мачты освещения, интеллектуальные системы управления движением. Только на строительство надземных и подземных пешеходных переходов в городах за шесть лет было потрачено почти 8 миллиардов рублей. Всего в инфраструктуру в рамках проекта было капитально вложено 24 миллиарда рублей (половина бюджета программы).
Однако финансирование продолжения этой программы до 2020 года 23 сентября было сокращено в три раза относительно первоначальных планов: бюджет ФЦП сократили с 99 до 32 миллиардов рублей. Причем, по имеющейся информации, сэкономить решили как раз на инфраструктурных составляющих проекта — правительство намерено сосредоточиться на пропаганде.
Эффективность такой пропаганды, будь то упомянутые поправки в ПДД, о которых узнают только ученики автошкол, или пресловутые пластилиновые мультфильмы о необходимости пристегиваться, вызывает вопросы. Возможно ГИБДД удастся найти подход, который поможет достучаться до российского водителя, потому что жизнь многих пешеходов зависит как раз от тех, кто сидит за рулем. На фоне общего снижения пешеходной смертности, один статистический показатель продолжает неуклонно расти: количество людей, которых сбили на нерегулируемых переходах.