Джозеф Гордон-Левитт начал сниматься еще в детстве (например, дебютировал он в ленте 1992 года «Бетховен») и к 32 годам заработал статус одного из самых интересных актеров своего поколения. Теперь он решил, что называется, расширить сферу деятельности и всерьез взялся за режиссуру — поставил дебютную полнометражку, комедию «Страсти Дон Жуана» (оригинальное название — «Don Jon»). Он также сам написал сценарий этой ленты да еще и исполнил в ней главную роль. Говорят, Кристофер Нолан, у которого Гордон-Левитт ранее снимался в «Начале» и третьем фильме о Бэтмене, предостерегал молодого коллегу — дескать, сложно руководить процессом, находясь перед камерой. Но у Гордон-Левитта получилось столь впечатляюще, что теперь можно говорить не только о талантливом актере, но и о подающем надежды новом режиссере.
Главный герой «Страстей Дон Жуана» — Джон Мартелло, 30-летний самоуверенный мужчина. Круг интересов Джона довольно ограничен — впрочем, он не стесняется этого, а скорее гордится. Список важных для него вещей герой Гордона-Левитта оглашает в самом начале картины: это его собственное тело, квартира, машина, семья, друзья, телки, порно и церковь. Представления Джона о духовности, кстати, те же, что и у многих современных россиян. Еженедельные походы в церковь и исповеди вовсе не мешают герою набираться в баре и снимать телок для секса без обязательств. Молитвы Джон читает прямо в тренажерном зале, пока качает железо — и действительно, чего зря время терять.
Однако однажды Джон встречает вроде бы настоящую любовь — девушку, которую он сам оценивает на 11 баллов по 10-балльной шкале. Избранницу в исполнении Скарлетт Йоханссон зовут Барбара Шугармен. Она не расстается со жвачкой, любит сопливые мелодрамы и не дает Джону до тех пор, пока тот не познакомится с ее родителями. Далее начинается почти счастливая, пускай и скучноватая, семейная жизнь — однако есть и отягчающие обстоятельства: порно Джону продолжает нравиться больше, чем секс — даже с учетом того, что речь идет о сексе с девушкой мечты. В итоге лодка разбивается о порноролики из интернета — ну и о быт, конечно, тоже. Джон, впрочем, не особо печалится и бывшую девушку вспоминает злобным «Да пошла она» — что объяснимо, ведь ролики все равно лучше секса.
В пересказе лента «Страсти Дон Жуана» может показаться чем-то вроде тупых молодежных комедий — однако на самом деле это почти полная их противоположность. Все потому, что Гордон-Левитт не стесняется быть более глупым, нелепым и отталкивающим, чем рядовые комедийные персонажи — и в результате выглядит заметно более умным и смешным.
Впрочем, за смех в «Страстях Дон Жуана» отвечает в первую очередь Йоханссон. И дело не в том, что у нее открылся великий комедийный талант — просто актрисе достался идеальный персонаж. Йоханссон играет кого-то вроде ее же героини из «Мира призраков» — с поправкой на то, что Ребекка из фильма 12-летней давности подросла, переехала в город побольше и набралась наглости. Барбара убеждена, что ее представления о прекрасном — самые прекрасные в мире, и поэтому пытается навязать их Джону. Для начала она тащит своего молодого человека в кино, где идет несуществующая мелодрама с Энн Хэтэуэй и Ченнигом Татумом (притом что на постере «фильма в фильме» указаны вымышленные имена актеров). Затем следуют совсем уж невероятная сцена с проводами Барбары до дверей квартиры (Йоханссон в ней искусно сочетает напускную целомудренность и сногсшибательную распущенность), посиделки с друзьями в баре и знакомство с родственниками Джона — матерью (в исполнении Гленн Хедли, которую российские зрители помнят по «Отпетым мошенникам»), отцом и сестрой. Все это правда забавно.
Отдельно хочется остановиться на Бри Ларсон в роли Моники, сестры Джона. Весь фильм она с отсутствующе-скучающим видом отправляет смски каким-то невидимым собеседникам — и только в финале произносит две важные фразы. Прием избитый, но в фильме Гордона-Левитта он, несмотря на это, удачен и смешон. Как и многие другие шутки — то есть дело не в том, кто остроту первым придумал, а в том, кто применил ее к месту.
Так или иначе, смешная часть фильма более-менее представлена в трейлере — но у ленты Гордона-Левитта есть еще и лирическая составляющая, в рекламном ролике проигнорированная, что и к лучшему. Ответственная за лирику — Джулианна Мур. Рассказывать о том, какого именно персонажа играет актриса, не хочется; лучше просто отметить, что играет она отлично — впрочем, как и почти всегда.
Но не нужно думать, что лирика — это неизбежный счастливый конец со свадьбой. Джону открываются некоторые истины, однако это не значит, что сам он принципиально меняется — например, становится менее эгоцентричным. В этом смысле комедия Гордона-Левитта — вообще особый случай. Она не только смешная, но еще и немного грустная (что вообще делает любую комедию только лучше), а также — сюрприз! — жизненная.