Россия
17:28, 27 сентября 2013

Облупившееся правосудие Россия защитила свои претензии на Арктику в мурманском суде

Антон Ключкин
«Арктик Санрайз» в порту Мурманска
Фото: Игорь Подгорный / Greenpeace

Акция активистов Greenpeace на буровой платформе «Приразломная» в Арктике принесла однозначную выгоду лишь Ленинскому районному суду Мурманска, где проходил процесс над экипажем ледокола «Арктик Санрайз». После того как фото здания суда появились в СМИ, местные власти решили отремонтировать его фасад. «На всех сайтах фотографии облупившегося здания. Это позор», — заявил источник агентства FlashNord в администрации города. Другие итоги акции выглядят гораздо более сомнительно: Россия обошлась с надоедливыми экологами непривычно жестко, и это ставит под сомнение как адекватность российской судебной системы, так и планы российских компаний в Арктике.

Для «Газпрома» разработка Приразломного месторождения в Печорском море, в 60 километрах от северного побережья, должна была стать рывком в новую для компании арктическую эпоху добычи углеводородов. В проект, частью которого стала постройка первой российской морской арктической платформы «Приразломная», уже инвестировано 3 миллиарда долларов.

Greenpeace неоднократно критиковал планы «Газпрома», а в последнее время, после того как мировые нефтяные гиганты ExxonMobil, Eni и Statoil заключили соглашения с российской государственной «Роснефтью» об освоении арктических морских месторождений, стал делать это еще активнее. Работы по добыче углеводородов на шельфе в России имеют относительно короткую историю и сопряжены, как полагают экологи, с высокими рисками, так как ликвидировать вероятные разливы нефти в столь удаленных от берега местах, теоретически, будет довольно затруднительно.

Опасения экологов не безосновательны. В 2010 году взрыв на принадлежащей компании BP глубоководной платформе в Мексиканском заливе привел к разливу миллионов баррелей нефти, а глава французской Total Кристоф де Маржери осенью 2012 году призвал коллег по цеху отказаться от бурения в Арктике из-за высоких репутационных рисков. По его словам, если произойдет разлив нефти и экология понесет серьезный ущерб, это навсегда подорвет репутацию любой компании. Затем, в феврале 2013 года, нефтяная компания Royal Dutch Shell объявила, что не станет бурить в этом году нефтяные скважины на шельфе Аляски. Компания приостановила работы после того, как 31 декабря 2012 года ее буровая установка Kulluk оторвалась во время шторма от буксировочного судна, начала дрейфовать и в результате села на мель. При этом Shell признавала, что пока еще никто «толком не знает, как очищать нефть с плавающих ледяных массивов и битого льда».
box#1424692

Российские, как, кстати, и норвежские власти, впрочем, пока не спешат отказываться от намеченных планов по разработке участков в Арктике. Ожидается, что промышленная эксплуатация буровой платформы «Газпрома» в Печорском море начнется уже в конце этого года. «Приразломную» строили около 15 лет — это первая в мире платформа, предназначенная для разработки месторождения на шельфе Арктики. Сейчас на ней ведутся пусконаладочные работы, после чего можно будет приступать к бурению.

При этом сроки сдачи «Приразломной» неоднократно переносились — «Газпром» объяснял эти задержки финансовыми и техническими причинами. Кстати, в 2012 году компании уже доводилось останавливать работы на платформе из-за визита Greenpeace: тогда активисты организации добрались до «Приразломной» и с помощью тросов закрепили на ее бортах палатки, в которых провели 15 часов, прежде чем убраться восвояси. Все это время сотрудники платформы поливали экологов водой из брандспойтов.

И все же до нынешнего инцидента с «Арктик Санрайз», члены экипажа которого после акции 18 сентября оказались в мурманском СИЗО, Россия предпочитала уклоняться от прямых столкновений с Greenpeace. Первая акция экологов на «Приразломной», к примеру, привлекла к себе гораздо меньше внимания, потому что в 2012 году экологов попросту отпустили. Тогда в ФСБ РФ акцию Greenpeace назвали «очередным этапом действий международных экологических организаций по нанесению репутационного ущерба Российской Федерации в Арктике», но уголовного дела никто возбуждать не стал. Но теперь, после того как «Газпром», завершив 15-летнее строительство, приготовился к запуску «Приразломной», «Роснефть» обеспечила себе арктическое партнерство, а Москва в открытую постулировала свои интересы в Арктике, власти России решили раз и навсегда отбить у экологических активистов всякое желание околачиваться возле нефтяных платформ.

В итоге российские пограничники захватили принадлежащий Greenpeace ледокол, после чего сопроводили его в Мурманск, где экипаж посадили в СИЗО, а затем отдали под суд за пиратство, по статье УК, предусматривающей наказание вплоть до 15 лет тюремного заключения. Президент России Владимир Путин, выступая на арктическом форуме, лишь подлил масла в огонь, обвинив экологов в попытке захвата платформы и нарушении норм международного права. Завершилось все это действо позорным процессом в Ленинском районном суде Мурманска, который, избирая меру пресечения, отправил активистов Greenpeace за решетку — вместе с фотокорреспондентом «Ленты.ру» Денисом Синяковым. Сейчас часть из них арестована на два месяца, а еще часть - дожидается ареста. Ну а каким в итоге будет приговор, остается только гадать.

Российский МИД, комментируя ситуацию, заявил, что действия экологов «носили агрессивный и провокационный характер и имели внешние признаки экстремистской деятельности, способные привести к гибели людей и другим тяжелым последствиям». В «Газпроме», в свою очередь, уверяют, что во время акции Greenpeace у платформы «Приразломная» велись подводные работы, а действия экологов представляли угрозу для водолазов. Но международный скандал это уже не остановило: Нидерланды потребовали освободить активистов и судно, которое ходит под флагом королевства, а Greenpeace получил лишний повод заявить на весь мир об опасности добычи нефти в Арктике. Российские СМИ, в свою очередь, устроили акции протеста, защищая законное право коллеги-журналиста беспрепятственно осуществлять свою работу.

Интерес России к работе в Арктике вполне понятен — в регионе сосредоточено 13 процентов мировых неосвоенных запасов нефти и 30 процентов — природного газа. Но способы, с помощью которых российские власти, по-видимому, намерены пресекать дальнейшие акции экологов в отношении отечественных компаний, никак нельзя назвать разумными. Вместо того чтобы доказывать обоснованность и состоятельность претензий отечественных компаний на освоение арктических богатств, власти России в который уже раз предпочли действовать грубо, усадив наиболее яростных критиков в СИЗО, а всем остальным ответив гробовым молчанием.

Акция Greenpeace, как бы кто к ней ни относился, не заслуживала ни обвинений в пиратстве, ни судебных решений, на месяцы оставляющих весь экипаж ледокола, включая врача, кока и журналиста-фотографа, за решеткой. Репрессивный аппарат — инструмент, конечно, удобный, но универсальность, с которой российские власти пускают его в ход, вызывает все больше вопросов. Здание Ленинского районного суда в Мурманске благодаря этой истории уже обновило свой фасад, а вот для того, чтобы восстановить репутацию российского правосудия, потребуется куда более капитальный ремонт.

< Назад в рубрику