Европейский авиастроительный концерн Airbus с опозданием на четыре года передал первый серийный военно-транспортный самолет A400M заказчику. Транспортник получили ВВС Франции, еще три самолета такого типа будут переданы им до конца года. Начало поставок A400M — это важный этап амбициозного европейского проекта, разработка которого, сопровождавшаяся серьезными трудностями, велась на протяжении почти 30 лет. За это время государства-участники проекта успели несколько поостыть к новому транспортнику, а сам проект самолета значительно выбился из графика и бюджета.
Проект нового военно-транспортного самолета европейской разработки стартовал в 1982 году. Тогда он носил название FIMA — Future International Military Airlifter, международный военно-транспортный самолет будущего. Изначально в проекте принимали участие французская компания Aerospatiale, британская British Aerospace, американская Lockheed и немецкая Messerschmitt-Bolkow-Blohm. Эти предприятия должны были разработать самолет на замену устаревшим транспортникам C-130 Hercules и Transall C-160.
С первыми трудностями программа FIMA столкнулась практически сразу: государства-участники проекта долгое время не могли договориться о единых технических требованиях к новому самолету. В 1989 году на стадии проработки этих требований американцы вышли из проекта. Компания Lockheed посчитала, что для нее выгоднее и целесообразнее будет и дальше развивать семейство транспортников C-130 Hercules (их планировалось усовершенствовать до версии C-130J Super Hercules, что и было сделано к 1996 году), а не вкладываться в европейский проект с неопределенной судьбой и техническими параметрами. После выхода Lockheed из проекта его головным разработчиком стал уже концерн Airbus. Тогда же к работе примкнули итальянская компания Alenia Aermacchi и испанская CASA, а сам проект из FIMA переименовали в A400M.
Фактически до середины 1990-х годов проект перспективного транспортника в общих чертах существовал только на бумаге и в головах инженеров, поскольку страны, участвовавшие в разработке (Франция, Великобритания, Германия, Италия и Испания), по-прежнему не могли согласовать базовые требования к новому самолету. Окончательное соглашение между государствами было достигнуто только к середине 1990-х, когда власти определились с базовыми параметрами A400M, решив самостоятельно наращивать возможности самолета уже после получения серийных образцов. Достижение этой договоренности позволило наконец инженерам Airbus и смежников приступить к детальной проработке A400M.
В 2002 году Airbus объявил тендер на поставку двигателей для перспективного транспортника. В конкурсе приняли участие американская компания Pratt & Whitney и европейский консорциум EuroProp International. Они предлагали турбовинтовые двигатели PW180 и TP400-D6. Победитель (им стал европейский консорциум) был объявлен в 2003 году, причем тогда сообщалось, что Airbus склонялся к американским силовым установкам, но по политическим причинам выбор был сделан в пользу европейских. Поставка первых четырех силовых установок для прототипа самолета состоялась в 2008 году, после чего начались наземные испытания опытного образца транспортника.
В 2003 году сформировалось и ядро государств-участников проекта A400M, готовых финансировать разработку самолета, а затем закупить новые транспортники для своих ВВС. Соглашение о сотрудничестве подписали восемь стран: Германия, Франция, Италия, Испания, Великобритания, Турция, Бельгия и Люксембург. Они также разместили предварительные заявки на поставку 212 новых самолетов. Позднее окончательная стоимость программы разработки A400M и поставки транспортников была определена на уровне 20 миллиардов евро.
Однако на этом неприятности проекта перспективного самолета не закончились. По итогам первых испытаний в 2008 году выяснилось, что инженеры не смогли добиться слаженной работы всех четырех двигателей опытного образца A400M. В частности, производителю не удавалось синхронизировать старт силовых установок и распределить выдаваемую ими мощность. При этом следует отметить, что в конце 2008 года американская компания Lockheed Martin провела успешные испытания транспортника C-130J с двигателями TP400, аналогичными тем, что были выбраны для A400M. В конфигурации с этими силовыми установками американцы планировали продвигать Super Hercules на европейский рынок.
Позднее инженеры Airbus сумели синхронизировать работу двигателей A400M, но обнаружились технические неполадки в некоторых узлах самолета. Кроме того, в 2009 году выяснилось, что сам транспортник получился на 10,8 тонны тяжелее, чем требовалось, а значит, не будет соответствовать техническим требованиям по грузоподъемности. Когда были исправлены эти недоработки, снова обнаружились неполадки в работе силовых установок. Чтобы устранить их, пришлось переписывать и заново устанавливать программное обеспечение, контролирующее работу двигателей.
Все эти трудности закономерно привели к тому, что сроки поставки транспортников заказчикам были сорваны. Согласно первоначальному графику, новые самолеты первой должна была получить Франция в 2008 году, потом Турция. Полностью же выполнить заказ на A400M Airbus планировала в 2020-м. В 2005-м к проекту присоединилась ЮАР, планировавшая приобрести восемь самолетов за 837 миллионов евро. Спустя четыре года эта страна отказалась от покупки транспортников и забрала аванс за непоставленные самолеты, но в числе участников проекта осталась — южноафриканская компания Denel выпускает для A400M некоторые детали.
Покинула проект и Италия, власти которой объявили, что не располагают достаточными средствами для покупки транспортников, дата поставки которых заказчикам к тому же четко не определена. После этого количество заказанных самолетов снизилось до 184 единиц.
Начиная с 2009 года сроки поставки первых серийных самолетов регулярно переносились. Так, в 2009-м концерн EADS, которому принадлежит Airbus, объявил, что транспортники будут переданы Франции в 2012 году, а позднее еще сдвинул сроки — на 2013-й.
Несколько приободрились заказчики A400M в декабре 2009 года, когда транспортник все же совершил первый полет. Однако скорых поставок покупателям все равно не ожидалось. Самолету предстояло пройти интенсивную программу испытаний, включая тесты на прочность, десантирование и аварийную посадку, а также получить различные сертификаты, необходимые для его эксплуатации в европейском воздушном пространстве.
В 2008 году проекту A400M в очередной раз не повезло — разразился глобальный финансово-экономический кризис, из-за которого многие страны Европы начали сокращать военные расходы. В последующие два года количество заказанных транспортников сократилось до 174 единиц. Согласно действующему плану, Германия намерена приобрести 53 A400M (а не 60, как планировала изначально), а затем перепродать 13 из них. Франция пока по-прежнему ожидает поставки 50 самолетов, а Испания — 27 A400M. При этом последняя намерена оставить в составе своих ВВС всего 14 транспортников, а остальные 13 — перепродать. Великобритания сократила объем покупки A400M с 25 до 22 самолетов. Турция, Бельгия и Люксембург свои планы никак не изменили — эти страны должны получить десять, семь и один транспортник соответственно. Год завершения поставок A400M основным заказчикам пока не изменился — 2020-й. Общая стоимость программы разработки европейского транспортника превысила оговоренный бюджет на 6,2 миллиарда евро.
На протяжении последних нескольких лет скептики прогнозировали скорое закрытие проекта A400M, указывая на постоянно растущую стоимость самолетов, регулярный перенос сроков поставки заказчикам и наличие на рынке уже готовых транспортных летательных аппаратов схожего класса. Однако в 2011 году стало понятно, что проект все же будет доведен до конца: государства, ожидающие поставки перспективных самолетов, хотя и сократили объем заказов на них, все же проявили твердость и от проекта не отказались, а Airbus наконец развернул серийное производство, пообещав передать Франции первый A400M в 2013 году после всех необходимых испытаний.
Важный для европейской авиастроительной промышленности день настал 1 августа 2013 года. Тогда концерн Airbus передал ВВС Франции первый серийный транспортник. Впрочем, это событие осталось в тени. Причина, по которой поставка первого самолета заказчику не афишировалась, пока неизвестна. Вероятно, производитель и получатель хотели провести дополнительные испытания A400M, прежде чем формализовать состоявшуюся поставку. Официальная церемония передачи транспортника Франции состоялась 30 сентября 2013 года и с большой помпой прошла на заводе Airbus в испанской Севилье.
Перед гостями, в числе которых, помимо руководства Airbus, были представители военных ведомств стран — заказчиков A400M и министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан (к слову, уже совершивший перелет на новом самолете), развернули масштабное лазерное шоу с прямой трансляцией на сайте европейского концерна. На темной сцене появлялись изображения различных деталей самолета, проектируемых лазерными установками, и постепенно из них складывался A400M (изображение при этом транслировалось на установленный на сцене серийный самолет, невидимый в темноте).
После того как самолет «проявился», у него «закрутились» винты и A400M «взлетел». То есть сам-то транспортник остался на месте — вращение лопастей имитировалось лазерами, а на экране позади самолета и на сцене под ним появлялось изображение сначала взлетно-посадочной полосы, затем облачного неба и различных ландшафтов. Все это создавало иллюзию того, что транспортник действительно оторвался от сцены и отправился в полет. После шоу последовали выступления представителей руководства Airbus и министерства обороны Франции, суть которых можно свести к двум тезисам: «A400M — передовой и хороший транспортник» и «Мы очень рады, что этот день настал».
Впрочем, без ложки дегтя не обошлось. Министр обороны Франции объявил, что его ведомство готово в 2014-2019 годах приобрести лишь 15 новых транспортников и намерено сократить общий объем покупки таких самолетов до 35 единиц. Эти планы пока официально не утверждены; проект сокращения оборонных расходов страны в настоящее время находится на рассмотрении французского парламента. Помимо уже полученного A400M Франция в 2013 году примет еще три таких самолета, причем два из них — уже в ближайший месяц. В это же время первый транспортник будет передан и Турции. Европейский концерн планирует в 2014 году собрать десять новых самолетов, а начиная с 2015 — производить по 30 A400M в год.
Взаимоотношения Европы с Америкой — одним из основных поставщиков военной техники на местный рынок — в последние более чем десять лет были несколько напряженными, несмотря на то что многие европейские страны состоят в НАТО или сотрудничают с альянсом. Так, между Евросоюзом и США неоднократно возникали разногласия относительно поставки американской продукции на европейский рынок и европейской ─ на американский в рамках правил Всемирной торговой организации. В 2008 году это противостояние усугубилось тем, что Пентагон, выбравший Airbus победителем тендера на разработку новых самолетов-заправщиков KC-X, по требованию правительства отказался от своего решения и объявил новый тендер на поставку летающих танкеров. Его в 2011 году выиграл уже американский концерн Boeing.
Такого рода споры с лидером мирового рынка вооружений и военной техники придавали Европе сил не забрасывать проект транспортника A400M, реализация которого продвигалась с завидным упорством, несмотря на рост стоимости, технические сложности и регулярный перенос сроков поставки. И в конечном итоге терпение и упрямство европейцев, похоже, сделали свое дело — A400M начал поступать к заказчикам.