Экономика
21:03, 1 октября 2013

Отпуск по уходу за бюджетом Что будет c США после приостановки работы госучреждений

Александр Ратников
Капитолийский холм в Вашингтоне, США
Кадр: Fallout 3

Первое октября 2013 года США встретили без бюджета. Это означает, что в ближайшее время свыше 800 тысяч чиновников отправятся в неоплачиваемые отпуска, а экономика страны недосчитается 300 миллионов долларов за каждый день простоя государственных учреждений. В то время как СМИ пугают обывателей закрытием парков и музеев, осторожные эксперты напоминают, что с 1976 года временная приостановка работы госучреждений из-за отсутствия средств случалась 17 раз, но это не помешало Соединенным Штатам остаться сверхдержавой. «Лента.ру» изучила, что может измениться в 2013 году.

Dura lex sed lex

Формальным основанием для приостановки работы части государственных органов стало отсутствие бюджета. Новый финансовый год начинается в США 1 октября — к этому времени бюджет должен быть одобрен Конгрессом. В 2013 году Палата представителей, большинство в которой принадлежит республиканцам, согласилась принять основной финансовый документ на следующий год только при условии переноса реформы здравоохранения с 2014 на 2015 год, что было неприемлемо для демократов и Барака Обамы.

Республиканская партия, и особенно ее консервативное крыло, близкое движению «Чаепитие», выступает с последовательной критикой преобразований в медицинской сфере, которые, в свою очередь, являлись ключевыми пунктами предвыборной программы Обамы в 2008 году. На их законодательное закрепление и дальнейшую защиту в судах и Конгрессе ушла значительная часть первого срока президента.

Дискуссии о путях развития системы здравоохранения в США шире рамок традиционного противостояния демократов и республиканцев. Сама реформа при этом стала ассоциироваться исключительно с именем президента и даже получила шутливое прозвище Obamacare (по образцу программы медицинской помощи Medicare). В то время как противники администрации из числа республиканцев, консерваторов и либертарианцев противятся вмешательству государства в экономику, которое произойдет в случае реализации положений реформы, для демократов и сторонников президента они стали воплощением в жизнь долгожданных прогрессивных мер.

Таким образом, предстоящее голосование по новому бюджету на 2014 финансовый год предоставило республиканцам в Палате представителей удобную возможность вновь заявить о своем несогласии с готовящимися преобразованиями и потребовать их ревизии. Выдвинутые ими требования немыслимы для Обамы — отмененные (или видоизмененные до неузнаваемости) положения реформы нивелируют все, что он обещал по поводу создания системы доступной медицинской помощи в ходе избирательных кампаний 2008-го и 2012 года. Именно на это, скорее всего, рассчитывают оппоненты Обамы — лидер республиканского большинства в Палате Эрик Кантор и спикер Палаты представителей Джон Бейнер.

Правда, положение президента небезнадежно. Большинство в Сенате, верхней палате Конгресса, принадлежит его однопартийцам — демократам. Они с легкостью могут «убить» все неугодные им инициативы республиканцев, но принять бюджет в одиночку им не позволяет закон. Нежелание обеих сторон договариваться и привело сначала к задержке с принятием бюджета, а затем и к временной приостановке работы части ведомств.

Семнадцать лет назад

В предыдущий раз конфликт между демократами и республиканцами вызывал остановку работы части госучреждений в 1995-1996 годах — во время президентства Билла Клинтона, который, как и Обама, был демократом. В ноябре 1995 года федеральные ведомства были вынуждены обходиться без бюджета в течение пяти дней, а затем вновь — с середины декабря 1995-го по 6 января 1996 года. 17 лет назад противостояние двух основных американских политических сил было также вызвано различными подходами к бюджетной политике. В итоге администрации и Конгрессу удалось договориться, а каждая сторона в дальнейшем приписывала победу себе.

По данным The Washington Post, за 28 дней отсутствия финансирования до 800 тысяч американских госслужащих были отправлены в неоплачиваемые отпуска. Если отвлечься от сухих цифр, то последствия прекращения финансирования государственных ведомств зачастую оказывались самыми неожиданными. Например, в Вашингтоне в 1995 году несколько дней не убирали мусор, так как на эти цели не были выделены средства. Кроме того, оказались закрыты национальные парки и государственные музеи. Согласно расчетам Исследовательской службы Конгресса, общий ущерб экономике составил 1,4 миллиарда долларов. В 1990-е годы Соединенные Штаты могли позволить себе относительно небольшие потери на фоне экономического бума, но в 2013 году ситуация изменилась.

Что теперь будет?

Временная приостановка работы федеральных ведомств затронет все учреждения по-разному, но не следует ожидать полной остановки всей американской государственной машины. В условиях нехватки средств приоритетом для чиновников станет защита и сохранение человеческой жизни и собственности. Эта норма закреплена в Законе о противодействии дефициту (Anti-Deficiency Act), который был принят в конце XIX века, в видоизмененном виде сохранился до конца XX века и применяется до сих пор.

Прекращение работы государственных ведомств не должно повлиять на национальную безопасность, включая дипломатическую сферу. Кроме того, оно не коснется многолетних социальных программ, включая медицинские Medicaid и Medicare. В законе сделана оговорка, что финансирование программ помощи будет производиться лишь при наличии в казне средств. Все государственные служащие могут выполнять свои обязанности только при условии, что от них зависит безопасность жизни и неприкосновенность собственности граждан США.

В практическом выражении это означает, что администрация США и Конгресс временно — до 15 октября — сохранят финансирование для 1,4 миллиона военнослужащих. Гражданскому персоналу Пентагона угрожает неоплачиваемый отпуск. По некоторым оценкам, до 400 тысяч гражданских специалистов оборонного ведомства рискуют временно лишиться работы и соответствующего заработка. Ожидается, что Государственный департамент продолжит функционировать. Внешнеполитическое ведомство сделало оговорку, что часть его представительств размещена в государственных зданиях, техническая поддержка которых может быть приостановлена из-за нехватки средств. Посольства и консульства Соединенных Штатов по всему миру продолжат работу в штатном режиме. На первых порах временное прекращение финансирования государственных учреждений США окажет минимальное влияние на иностранных граждан и туристов.

Для рядовых американцев последствия могут быть гораздо серьезнее. Прежде всего, по различным оценкам, до 700 тысяч человек могут быть отправлены в неоплачиваемые отпуска. Министерство торговли временно сократит свыше 40 тысяч человек, как и Министерство здравоохранения. Министерство внутренней безопасности (Department of Homeland Security) будет вынуждено временно отказаться от услуг свыше 31 тысячи человек, хотя и сохранит 86 процентов своего персонала, необходимого для правоохранительной деятельности. В самом Белом Доме в неоплачиваемый отпуск отправятся 1265 человек, а хозяйственной частью резиденции американского президента будут заведовать лишь 15 человек.

Сокращение персонала в Налоговой службе (IRS) может привести к перебоям при обработке налоговых деклараций. Центры по предотвращению инфекционных заболеваний минимизируют свою деятельность, ограничив проверки пищевых продуктов. Как и в 1995-1996 годах, государственные музеи не будут функционировать, а национальные парки и заповедники закроются для посещения. Нехватка финансирования приведет к приостановке работы NASA — Аэрокосмическое ведомство оставит на рабочем месте лишь персонал, занятый управлением полетами. Как иронично отметили блогеры, в случае приближения к Земле опасного астероида NASA даже не сможет предупредить об этом через твиттер.

Помимо этого, кризис в Вашингтоне представляет собой угрозу для всей американской экономики. Оценки макроэкономических последствий простоя госучреждений разнятся, однако все специалисты сходятся на том, что они будут негативными. Консалтинговое агентство IHS Inc. прогнозирует, что ВВП США недосчитается 300 миллионов долларов за каждый нерабочий день государственных учреждений. По оценке Goldman Sachs, которую привела BBC News, за три недели простоя государственной машины экономика США уменьшится на 0,9 процента. Вряд ли этого хотят как демократы, так и республиканцы. В 1996 году ведущие политические партии смогли договориться — не в последнюю очередь благодаря приближающимся президентским выборам. Ни одна из партий не рискнула затягивать непопулярный период и злить потенциальных избирателей.

Вблизи обрыва

В 2013 году противостояние демократов и республиканцев протекает куда ожесточеннее, чем 17 лет назад, а президентские выборы пройдут лишь в 2016 году. Таким образом, сравнение нынешнего кризиса с тем, что было в 1995-1996 годах, может оказаться не совсем корректным. В прошлый раз Конгресс перед остановкой правительства успел одобрить траты на военное строительство, сельское хозяйство, энергетику и водоснабжение — всего 3 из 13 расходных статей (Appropriation Bill) бюджета (.pdf). В 2013 году американские законодатели не одобрили ни одну из статей, оставив государственным учреждениям лишь минимум средств.

Главное, что отличает для Соединенных Штатов нынешнюю ситуацию от периода семнадцатилетней давности — это огромный государственный долг. В конце сентября он превышал 16,9 триллиона долларов при разрешенном лимите в 16,7 триллиона. Министерство финансов прибегло к экстренным мерам, чтобы оплатить счета, но и эти ресурсы будут исчерпаны к 17 октября. Для увеличения лимита заимствований и выпуска новых долговых обязательств министерству потребуется согласие Конгресса. В противном случае крупнейшая в мире экономика может объявить первый в своей истории дефолт. Обозреватели сходятся во мнении, что временная приостановка работы государственных ведомств по своим последствиям не идет ни в какое сравнение с отказом государства платить по своим обязательствам.

Единственным условием для возобновления деятельности государственных учреждений выступает компромисс между республиканцами и демократами. Если его удастся достичь, речь может пойти и о более масштабном соглашении по поводу повышения лимита государственного долга. Пока американцы ждут инициативы от Конгресса. В сентябре его деятельность одобрили лишь десять процентов граждан, в то время как рейтинг президента колеблется на уровне 45 процентов. Но вряд ли это успокаивает Обаму, перед которым замаячила реальная перспектива войти в историю в качестве первого главы США, объявившего дефолт.

< Назад в рубрику