Неглубокий космос

Альфонсо Куарон снял технически совершенный фильм «Гравитация»

Кадр из фильма «Гравитация»
Кадр из фильма «Гравитация»

Мексиканец Альфонсо Куарон — кинематографист разноплановый: его фильмография, в частности, включает осовремененную экранизацию «Больших надежд» Диккенса, молодежную драму «И твою маму тоже», одну из картин о Гарри Поттере, а также фантастическую ленту «Дитя человеческое», выдвигавшуюся на три «Оскара» (но не получившую ни одного). Теперь Куарон вновь взялся за фантастику — и, если судить по многочисленным восторженным отзывам критиков, у его новой работы «Гравитация» есть все шансы снова привлечь внимание Американской киноакадемии.

Главная героиня «Гравитации» — инженер Райан Стоун (Сандра Буллок), впервые оказавшаяся в космосе. По долгу службы ей приходится покинуть шаттл и заняться ремонтом внешнего оборудования — притом что она, вообще-то, привыкла работать в лаборатории, а не в невесомости и вакууме. По стечению обстоятельств именно в этот момент русские решают уничтожить один из своих спутников, обломки которого начинают носиться по орбите с бешеной скоростью, уничтожая все на своем пути. Далее события развиваются довольно предсказуемо: осколки уничтожают американский шаттл, весь экипаж гибнет, выживают только двое — Стоун и ее напарник Мэтт Ковальски (Джордж Клуни). Кислород в скафандрах заканчивается, связь с Хьюстоном прервана, обломки спутника заходят на второй круг, но где-то вдалеке маячит российская космическая станция, на которой вроде как могла остаться спасательная капсула. Жизнь в открытом космосе невозможна (об этом зрителям на всякий случай напоминает титр в самом начале фильма). Стоун и Ковальски, разумеется, готовы буквально на все, чтобы вернуться на Землю.

Про многие фильмы говорят, что их вроде бы следует смотреть исключительно в 3D и — желательно — на большом экране. В подавляющем большинстве случаев к таким заявлениям лучше относиться со скепсисом. Однако «Гравитация» — это как раз тот случай, когда раскошелиться на билеты в кинотеатр IMAX очень даже следует. Фильм Куарона выглядит дорогим (его бюджет — 80 миллионов долларов США) — но не таким, как, скажем, «Трансформеры», где каждый кадр забит взрывами, конечностями инопланетных роботов и прочим мусором. «Гравитация» довольно сдержанна в изобразительных средствах, что, в общем-то, и понятно: кругом открытый космос, все черным-черно, и даже актеры большую часть времени прячутся в скафандрах.

Но даже этих средств Куарону и его постоянному оператору Эммануэлю Любецки хватает, чтобы сделать самый зрелищный фильм текущего года — а то и целой пятилетки. Космос в «Гравитации» прекрасен — но также холоден, опасен и страшен. Камера то забирается прямо в шлем инженера Стоун — и зрители тогда не слышат ничего, кроме ее сбивчивого дыхания — то совершает немыслимые пируэты вокруг двух потерявшихся в темноте человеческих фигурок и обломков космических станций. (Отметим справедливости ради, что в случае с «Гравитацией» довольно сложно сказать, что именно является заслугой оператора, а что — специалистов по компьютерной графике; но это в любом случае уже детали.)

Еще один довод в пользу похода на «Гравитацию» в хороший кинотеатр — звук. Во многих сценах он создает эффект присутствия (например, в самом начале кажется, что переговоры астронавтов с Хьюстоном доносятся у вас из-за спины или вообще откуда угодно, но точно не с экрана). Написанный Стивеном Прайсом саундтрек эффектно использует переходы от громкого к тихому и то подчеркивает одиночество и удаленность астронавтов от Земли, то пугает воем и грохотом. В общем, «Гравитация» — это практически совершенный фильм-катастрофа, заставляющий зрителя весь сеанс сидеть на краю стула и нервно грызть ногти.

Другое дело, что в ленте Куарона, кажется, нет скрытых глубин, которые обнаруживают особо впечатлительные критики. Красота, как говорится, в глазах смотрящего. Понятно, что если начать приглядываться, знаки можно обнаружить где угодно. Например, когда героиня Буллок наконец-то добирается до станции, скидывает скафандр и повисает в невесомости в позе эмбриона, все желающие могут решить, что перед ними символ перерождения (цилиндрическая капсула, в которой оказывается инженер Стоун, видимо, символизирует матку). Однако приходится признать, что иногда Буллок — это просто Буллок. Она отлично выглядит в нижнем белье в невесомости — и Куарон этим пользуется. Точно так же он пользуется тем фактом, что жидкость в невесомости собирается в подвижные летающие шарики — когда Стоун плачет, слезы мерцают в воздухе перед ее лицом. Сцена, полная драматизма? Пожалуй, нет. Сногсшибательно красивый кадр? Да, безусловно.

Условно говоря, «Солярис» Тарковского — фильм не только (и не столько) о желеобразном разумном существе, занявшем целую планету. «Гравитация» Куарона — кино о том (и только о том), как Сандра Буллок пытается вернуться на Землю из безвоздушного пространства. Что само по себе неплохо — поскольку припомнить космический триллер, который бы выглядел и звучал лучше «Гравитации», что-то не получается.

подписатьсяОбсудить
Как купить мушкет
Где приобретают «старинное» оружие и как из него стреляют
Обыски в офисе Главного следственного управления Следственного комитета РоссииСлед Шакро
Как перестрелка у московского кафе привела к задержанию высокопоставленных чинов
Сокрытое в волнах
Сколько ядерных бомб потеряно в Мировом океане
В прицеле — юг
Как российская армия отреагирует на дестабилизацию ближайших соседей
Чудаки пришли к успеху
10 самых необычных аккаунтов в Instagram
«Она определенно сошла с ума»
Мужья любительниц Instagram поделились своей болью
Убить за селфи
История «пакистанской Ким Кардашьян», которую задушил родной брат
Пигмент патриотизма
Фотоподборка о любви к Отчизне, выраженной россиянами в татуировках
Commuters brave rush hour on the northern line on the London underground in London, Britain August 5, 2015. Londoners face major transport disruption from Wednesday evening as train drivers and staff on the underground rail network walk out for the second time in less than a month. Unions are angry over plans to introduce a new night service from September and weeks of talks with transport bosses have failed to clinch a deal over pay and conditions.  REUTERS/Dylan Martinez   - RTX1N6X4«Одиночество за границей привело меня к неврозу»
История жительницы Краснодара, переехавшей в Лондон
Немаленький домик
Длительный тест MINI Cooper S Clubman: итоги, выводы и три цилиндра
Слово из трех букв
«Красная Свинья», седан, обгонявший Lamborghini, и другие безумные машины AMG
Госстандарт
Интересные машины, разработанные специально для Китая
Метры у метро
Московские новостройки, рядом с которыми скоро откроют станции подземки
Тиснули на славу
Как выглядит первое в мире здание, напечатанное на 3D-принтере
Вот это номер!
«Тайный арендатор» в многофункциональном комплексе «Ханой-Москва»
Жить стало веселее
Новая редакция «сталинского рая» на ВДНХ
Любовь по залету
Аэропорты мира, которые не захочется посещать добровольно
Rolling Acres Огайо, СШАЗакрыто навсегда
Как выглядят торговые центры-«призраки», потерявшие покупателей