Россия
15:50, 8 октября 2013

Пожизненно подследственный Банкир, избивший друга дочери Путина, стал фигурантом нового дела

Татьяна Зверинцева
Матвей Урин
Фото: Василий Шапошников / Коммерсантъ

На днях стало известно, что в отношении бывшего банкира Матвея Урина возбуждено новое уголовное дело. Урин был арестован в 2010 году после того, как во время дорожного конфликта избил голландца, которого называют другом дочери Владимира Путина. К настоящему времени банкиру вынесли два приговора — по делу об избиении и по делу о мошенничестве. Он получил в общей сложности семь с половиной лет лишения свободы. Теперь выясняется, что следователи и прокуроры не собираются останавливаться на достигнутом.

14 ноября 2010 года Урин, по его собственным словам, «оказался не в то время не на той дороге». 34-летний преуспевающий владелец нескольких банков в сопровождении охранников ехал по Рублевскому шоссе на «Мерседесе» и «Фольксвагене». Кортежу чем-то помешал водитель «БМВ», передвигавшийся без охраны и выглядевший достаточно скромно. Урин с охранниками вынудил «БМВ» остановиться. Водителя вытащили из машины и избили бейсбольными битами, нанеся закрытую черепно-мозговую травму. Кроме того, охранники битами повредили «БМВ», нанеся ущерб на сумму 500 тысяч рублей.

Через несколько часов, когда Урин и охранники, вероятно, уже забыли о своем «развлечении», «Мерседес» и «Фольксваген» остановили на Новом Арбате. Банкира с телохранителями задержали. Оказалось, что избитый водитель — не кто иной, как 30-летний гражданин Нидерландов Йоррит Фаассен, бывший член правления компании «Стройтрансгаз». СМИ называют Фаассена «другом» старшей дочери Владимира Путина, 25-летней Марии. Из многих публикаций следует, что речь идет не просто о дружеских, а фактически о семейных отношениях. При этом некоторые источники утверждают, что фраза: «Кто нас обидит — трех дней не проживет», приписываемая Путину, касалась именно его семьи.

Практически сразу после ареста «банковская империя» Урина рассыпалась, как карточный домик. По различным причинам у банка «Монетный дом», Уралфинпромбанка, Славянского банка, Донбанка и Традо-банка были отозваны лицензии. В январе 2011 года на Урина завели дело о подделке векселей Традо-банка на сумму 214 миллионов рублей. Однако в расследовании возникли трудности, и как минимум до 2012 года дело приостановили.

Сообщалось, что приговор охранникам Урина якобы был вынесен в рекордно короткий срок: уже в декабре 2010 года (некоторые СМИ даже внесли в список приговоренных самого банкира). При этом ни имена охранников, ни сроки заключения не назывались. Чем был вызван этот фальстарт — так и осталось неясным. Официальное сообщение о первом приговоре было опубликовано лишь в апреле 2011 года. Согласно решению суда, Урин должен был отбыть в колонии три года. Водитель Сергей Уперенко, а также охранники Сергей Карпов, Николай Куприянов, Алексей Черкасов, Андрей Фролов, Алексей Кузнецов и Андрей Семидотченко получили от двух до четырех лет.

После этого охранников оставили в покое, а вот приговор Урину в июне 2011 года отменили «ввиду чрезмерной мягкости». По итогам пересмотра дела в ноябре 2011 года срок был увеличен до четырех с половиной лет. А в марте 2013 года Урину вынесли второй приговор. Он был признан виновным в хищении 16 миллиардов рублей у пяти банков (неясно, трансформировалось таким образом дело о подделке векселей или же то дело было закрыто и вместо него возбудили новое). Срок лишения свободы был увеличен до семи с половиной лет.

Об обжаловании приговора СМИ не сообщали. Поэтому можно было ожидать, что через 10 дней приговор вступит в силу и Урина отправят в колонию. В СМИ попадало мало информации об условиях содержания банкира, однако по косвенным данным можно предположить, что этапирование «на свежий воздух» было бы для него желанным событием. Изначально Урина содержали в Лефортовском СИЗО, которое считается «элитным»: сравнительно хорошие бытовые условия в сочетании со строгим соблюдением официальных правил (ни запрещенных предметов, ни веревочного «телеграфа», ни воровских «понятий»). Но впоследствии (точная дата неизвестна) он был переведен в Бутырское СИЗО, где содержатся «простые смертные». По сведениям на лето 2013 года, сейчас в Бутырке изжита главная проблема минувших лет — перенаселенность. Заключенным больше не приходится спать посменно. Тем не менее изолятор остается весьма мрачным учреждением (к слову, именно там тяжело заболел Сергей Магнитский, который умер вскоре после перевода в больницу СИЗО «Матросская тишина»).

Но этапировать Урина в место отбывания наказания никто не спешил. В августе, как стало известно журналистам, банкир по неизвестным причинам отказался от адвокатов. А в сентябре ему предъявили новое обвинение: следователи полагают, что Урин путем хитрых махинаций купил Мультибанк фактически на его же средства. Таким образом у банка был похищен 1 миллиард рублей, и он разорился. Адвокаты (которые теперь обрели статус бывших) говорят, что Урин считает обвинение надуманным. По версии банкира, хищениями занималось руководство самого Мультибанка.

После предъявления обвинения суд избрал Урину меру пресечения в виде ареста, тем самым окончательно лишив его возможности отправки в колонию. Похоже, банкиру еще долго придется оставаться в Бутырке, пока Агентство страхования вкладов и следователи будут неспешно разбирать итоги его многолетней финансовой деятельности.

СМИ и общественность обращают на дело Урина сравнительно мало внимания. Так, новое обвинение было предъявлено банкиру в начале сентября, но первые заметки об этом были опубликованы лишь в конце месяца, а широкую огласку дело получило и вовсе 8 октября. У общественности Урин не вызывает особого сочувствия. С одной стороны, есть много причин назвать его дело политическим. С другой стороны — слишком уж большое отторжение вызывает образ «хозяина жизни» с бейсбольной битой.

В сентябре Урина активно вспоминали в СМИ, но не в связи с его новым делом, а в связи с очередным дорожным скандалом. В интернет попала видеозапись, на которой видно, как охранники банкира Александра Ерхова избивают водителя, не уступившего дорогу. Ерхов в итоге не был наказан никак, а охранники получили по 12 суток ареста. В ходе обсуждения этой истории неоднократно высказывались замечания о том, что «если бы водитель имел отношение к Путину, то Ерхова ожидала бы судьба Урина». Но, конечно, в абсолютном большинстве случаев участники обсуждения призывали посадить Ерхова, а не отпустить Урина.

< Назад в рубрику