Мир
12:12, 11 октября 2013

Дипломированные заемщики Во что американцам обходится высшее образование

Валентин Маков
Выпускники Йельского университета
Фото: Jessica Hill / AP

Влиятельное издание Times Higher Education опубликовало очередной рейтинг мировых вузов, в первой сотне которого половина мест досталась американцам. Попасть в такие вузы непросто не только из-за большого конкурса, но и в связи с высокой стоимостью обучения. И хотя Барак Обама пытается максимально облегчить положение студентов, для десяти процентов из них выпуск чреват банкротством.

Всего в первой сотне рейтинга Times Higher Education американские вузы получили 46 мест, в том числе и первое. Его занимает частный Калифорнийский технологический институт, расположенный в Пасадене.

Концентрация американских институтов и университетов особо высока в первой двадцатке, где их насчитывается целых 15 штук. В их числе такие известные, как Гарвардский, Стэнфордский, Принстонский, Йельский, Колумбийский, Пенсильванский и Корнельский университеты, а также Массачусетский технологический институт (MIT). За исключением MIT и Стэнфорда, все перечисленные вузы являются участниками престижнейшего в США объединения частных университетов «Лига плюща» (Ivy League), в которой также состоят разместившиеся чуть ниже Брауновский университет и Дартмутский колледж. При этом государственные вузы в первой двадцатке представлены лишь Калифорнийскими университетами в Беркли и Лос-Анджелесе, а также Мичиганским университетом.

Как правило, различия между частными и государственными вузами в США сводятся к источникам финансирования: первые живут за счет частных пожертвований, а также инвестиционных доходов от использования средств специального университетского фонда (эндаумента), вторые — за счет государственных субсидий (в основном на уровне штатов) и доходов от коммерческой деятельности, не связанной с основными учебными программами. Плату за обучение со студентов берут и те, и другие, однако, как правило, образование в частных вузах оказывается более дорогим, чем в государственных.

В среднем год обучения на бакалавриате в частных университетах обходится в 40 тысяч долларов без учета всех остальных расходов. Так, в Гарварде в 2013—2014 учебном году эта сумма составит около 39 тысяч долларов, в Принстоне и Йеле со студентов потребуют по 42 тысячи долларов, в Чикагском и Пенсильванском университетах, а также в университетах Дьюка и Джонса Хопкинса — по 45 тысяч. С учетом проживания в общежитии и прочих текущих расходов средний счет за год обучения составит примерно 60 тысяч долларов. В итоге за весь четырехгодичный курс студенты, которые живут при университетах, должны будут в среднем заплатить 240 тысяч долларов. Исключение составляет Колумбийский университет, стоимость года обучения в котором без каких-либо доплат может достигать 70 тысяч долларов, а диплома бакалавра — 280 тысяч долларов.

В государственных вузах плата за обучение в несколько раз меньше. Год учебы без прочих расходов в Калифорнийских университетах в Беркли и Лос-Анджелесе составляет 16,8 тысячи и 12,7 тысячи долларов соответственно. С учетом проживания на месте студентам придется заплатить по 22,8 тысячи и 23,7 тысячи долларов за год и более 90 тысяч долларов за весь курс бакалавриата. Несколько иная ситуация сложилась в Мичиганском университете: год обучения (данные о плате за жилье вуз не приводит) для жителей штата будет в среднем стоить семь тысяч долларов, тогда как для приезжих из других регионов США — от 12 до 20 тысяч долларов, в зависимости от факультета. Таким образом, стоимость диплома бакалавра в этом вузе находится в пределах от 28 до 80 тысяч долларов.

Схожий разброс цен наблюдается и на магистерских курсах, срок обучения на которых обычно не превышает одного года. В среднем частные университеты берут с магистрантов по 40-50 тысяч долларов за одну только учебу и до 126 тысяч долларов — за обучение вместе с проживанием. В государственных вузах стоимость магистерского диплома (без жилья) составляет 11-20 тысяч долларов.

Очевидно, что подобные расходы по карману отнюдь не всем американцам, особенно если речь идет о частных университетах. Однако в большинстве вузов убеждают, что возможность поступить к ним и получить образование совершенно не зависит от материального положения абитуриентов. Если у поступающих явно не хватает денег, им обещают предоставить разного рода материальную помощь. Прежде всего, речь идет о стипендиях и грантах, причем если первые обычно предоставляют частные институты, которые черпают средства из собственных фондов, вторые, как правило, выдает федеральное правительство по линии министерства образования.

В ряде заведений, например, в Гарварде, стипендиями, восполняющими недостаток средств, обещают обеспечить всех студентов. Как следует из финансового отчета университета за 2011-2012 год, из 1,1 миллиарда долларов, затраченных студентами на учебу, проживание и питание, вуз оплатил 357 миллионов долларов, или 31,5 процента. В Принстоне утверждают, что в минувшем учебном году материальную помощь получили около 60 процентов учащихся, причем средний размер выплат составил примерно 40 тысяч долларов. Йельский университет выплачивал стипендии и гранты 57 процентам студентов, в среднем по 35,5 тысячи долларов. В Университете Хопкинса эти показатели составили 48 процентов и 33,1 тысячи долларов. Примерно схожая ситуация наблюдается и в государственных вузах. Например, в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе сумма материальной помощи студентам (239 миллионов долларов) составила 29,2 процента от совокупной платы за обучение и прочие услуги (818 миллионов долларов).

Впрочем, чаще всего грантов и стипендий студентам все же не хватает, поэтому многие вынуждены прибегать к образовательным займам (student loans). Эти кредиты делятся на две основные категории — федеральные и частные. Доступны обычно оба типа, независимо от того, идет ли речь о государственном вузе или частном. Однако если частные займы выдает специализированная финансовая организация, которую студенты часто вынуждены искать самостоятельно, то федеральные предоставляет министерство образования США, которое распределяет соответствующий бюджет между вузами, участвующими в программе. Студенты государственных университетов, помимо этого, могут рассчитывать на кредиты, предоставляемые властями штата. Федеральные займы и кредиты по линии штатов отличаются от частных более мягкими условиями: государство предлагает более низкую процентную ставку, которая в течение срока учебы может быть вообще нулевой, а также позволяет приступить к возвращению долга только после выпуска из вуза.

Вопрос доступности образовательных займов считается одним из самых болезненных для американских студентов: из-за стремительного роста стоимости обучения прибегать к получению ссуд вынуждено все больше семей. По разным данным, с 1980-х годов цена за учебу в среднем выросла в 4,5 раза (по другим источникам — даже в семь раз), что намного опережает темпы роста инфляции. На этом фоне облегчение условий кредитования стало одним из основных предвыборных обещаний президента США Барака Обамы.

В марте 2010 года, чуть больше чем через год после вступления в должность, Обама подписал закон, призванный смягчить условия предоставления федеральных образовательных займов. В соответствии с ним, банки, выступавшие посредниками при выдаче ссуд, лишились права на комиссионные, а освободившиеся средства были пущены на увеличение размеров кредитов. Для некоторых видов займов максимальная сумма платежей была ограничена десятью процентами от текущего дохода — вместо прежних 15-ти. Кроме того, по этим же видам ссуд с 25 лет до 20-ти был сокращен срок, по истечении которого заемщику списывают всю невыплаченную задолженность. А в случае если выпускник идет работать в общественно значимые структуры (больницы, вооруженные силы), этот срок ограничивается десятью годами.

Все эти изменения должны были вступить в силу только в июле 2014 года, однако еще за год до своего переизбрания президент объявил о том, что закон начнет действовать в декабре 2012 года. Правда, право претендовать на эти льготы получили далеко не все студенты, взявшие прямой федеральный заем, а только те, которые сделали это в промежутке между 1 октября 2007 года и 1 октября 2011 года. Поэтому 22 августа 2013 года Обама объявил, что будет добиваться включения в эту программу всех желающих, независимо от типа федерального займа и времени его получения. Учитывая, что без одобрения со стороны Конгресса подобные меры не смогут быть принятыми, перспективы у этого предложения пока довольно туманны.

Впрочем, Обаме уже удалось достичь договоренности с конгрессменами по другому вопросу, связанному с образовательными займами. Результатом компромисса стал закон, подписанный им 9 августа 2013 года, в соответствии с которым существенно ограничивается размер процентных ставок по федеральным ссудам на образование. В соответствии с документом, ставки для студентов бакалавриата замораживаются на все время выплаты задолженности на уровне 3,86 процента, а для магистрантов — на уровне 5,41 процента. Еще по одному виду ссуд, которые имеют право брать родители студентов, заемщики должны платить 6,41 процента. Если бы этот закон принят не был, первые две категории платили бы по 6,8 процента годовых, в то время как третья — 7,9 процента. В законе также указаны предельные размеры ставок, ограниченные 8,25 процента для студентов бакалавриата, 9,5 процента для магистрантов и 10,5 процента для родителей, однако, по мнению экспертов, эти значения вряд ли будут достигнуты в ближайшие десять лет.

По оценкам экспертов, снижение процентных ставок положительно скажется по меньшей мере на 11 миллионах студентов, которые взяли ссуду с 1 июля 2013 года. Как ожидается, сумма, которую сможет сэкономить студент, взявший заем на семь тысяч долларов (примерно столько в среднем занимают учащиеся), составит около полутора тысяч. В общей сложности закон коснется 18 миллионов заемщиков, взявших в кредит примерно 106 миллиардов долларов.

О том, что изменения на американском рынке образовательного кредитования давно назрели, говорят многие специалисты. По данным СМИ, на сегодня общая сумма задолженности выпускников вузов в США превышает триллион долларов, причем большая часть приходится на федеральные программы заимствования. В среднем по окончании института долг молодых людей составляет 24-26 тысяч долларов. Всего таких выпускников насчитывается примерно 40 миллионов. Несмотря на то что федеральное правительство часть кредитов предоставляет на льготных условиях, некоторые выпускники вернуть деньги все равно не могут, в связи с чем они вынуждены объявлять себя банкротами.

Как говорится в материалах министерства образования США, по итогам 2011 финансового года выполнить свои финансовые обязательства не смогли десять процентов заемщиков, что превысило показатель за предыдущий год почти на один процентный пункт. По версии наблюдателей, подобная ситуация стала результатом экономического кризиса в США: в условиях замедленного или отрицательного роста экономики многие выпускники просто не могут найти работу с зарплатой, достаточной для погашения займа. И хотя ускорение роста ВВП дает надежду на улучшение ситуации на трудовом рынке, приняв предложенную Обамой программу помощи заемщикам, Конгресс может значительно облегчить жизнь многим американским выпускникам.

< Назад в рубрику