В воскресенье, 13 октября, в Москве скончалась Ольга Аросева. Из-за серьезной болезни актриса в начале осени пропустила сбор труппы Театра Сатиры, однако до последнего надеялась вернуться на сцену, на которую выходила более 60 лет. Ольга Аросева, как и многие ее коллеги, украсила историю своего родного театра, особенно любимого публикой в советские годы.
В Москве не так много было театров, которые могли похвастаться столь богатой историей и звездной труппой, какая собралась в Театре Сатиры при его бывшем художественном руководителе Валентине Плучеке. Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Татьяна Пельтцер, Спартак Мишулин, Георгий Менглет, Борис Рунге, Вера Васильева; конечно, Андрей Миронов и Анатолий Папанов — а также Ольга Аросева, признававшая, что не видела себя ни в какой другой труппе. И хотя по духу ей не менее близок был «Современник», документальному театру, по ее же собственным словам, она предпочитала сверканье и радость. При этом постановки Театра Сатиры отнюдь не были легковесными: наоборот, театр за свою историю не раз сталкивался с цензурой из-за необычайной смелости и остроты высказывания. Тем не менее на этой сцене чувствовались легкость, искра, импровизация, яркость какого-то чужого для советской поры толка, в итоге и оказавшаяся столь привлекательной для зрителя.
Ольга Аросева была человеком веселым, предприимчивым, увлекающимся и очень сильным, однако на силу характера не в последнюю очередь повлияли трагические обстоятельства ее детства. Будущая актриса родилась в семье видного большевика и дипломата Александра Аросева; детские годы она провела за границей, в Стокгольме и Праге, но без матери, потому что родители расстались. А в 1938 году ее отца расстреляли. Ольга Александровна писала письма Сталину (с которым однажды, маленькой девочкой, даже разговаривала на авиационном параде, куда ее с сестрой привез отец), однако безрезультатно: отца уже не было в живых. После его смерти Аросева отказалась вступать в комсомол и еще много лет не могла прийти в себя из-за этой потери. Но «история со Сталиным» закалила ее на всю жизнь.
Александр Аросев успел привить дочерям любовь к театру. Посещать драмкружок и выступать Ольга Аросева начала еще в детстве; потом, правда, она решила окончить цирковое училище и только после него попала в Московское городское театральное училище. Из него, впрочем, Аросева ушла еще до получения диплома, потому что в 1945 году познакомилась с режиссером Николаем Акимовым, приехавшим на гастроли в Москву. Он и позвал юную актрису в труппу Ленинградского театра комедии. Тогда и начались официальные отношения Аросевой с комедийным жанром, продолжавшиеся всю жизнь, однако раскрывшиеся именно на сцене Театра Сатиры, в труппу которого ее приняли в 1950 году.
Приму Театра Сатиры обычно называют комедийной острохарактерной актрисой, но признают и ее драматический дар. Быть может, для драмы в ее карьере и не нашлось подходящей по глубине роли, но в комедийном амплуа Аросева оказалась невероятно многогранна. Игра, богатая тысячами оттенков — от наивности и благодушия до иронии, сарказма, эксцентричности, дерзости и какого-то хулиганства, показала весь диапазон ее истинного таланта. Критики не раз отмечали, как точно она играет — не по тексту или рисунку роли, а по тому, как может интонационно выделить фразу, послать ее в зал, поднять бровь, сверкнуть глазом и добиться одного-единственного нужного эффекта.
В Театре Сатиры Ольга Аросева сыграла около 50 ролей. Там она была и Леди Аттеруорд в «Доме, где разбиваются сердца», и Хлестовой в «Горе от ума», и Чебоксаровой в «Бешеных деньгах», и Махониной в «Пене», и Шарлоттой Ивановной в «Вишневом саде», и Памелой Кронки в «Как пришить старушку». И, конечно, блистательной Марселиной в легендарном спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» режиссера Плучека. В постановке она сменила ушедшую в Ленком Пельтцер и попала в компанию к Ширвиндту и Миронову.
Исключительно талантливый и сложный Валентин Плучек сыграл особую роль в судьбе Аросевой: их отношения проделали путь от творческой влюбленности до глубочайшего отчуждения, почти враждебности. Он не давал ей играть практически десять лет, ревновал всех артистов труппы к нетеатральным успехам, но именно в эти болезненные, тяжелые годы простоя на сцене к Аросевой пришла всесоюзная известность.
В 1966 году Эльдар Рязанов снял комедию «Берегись автомобиля», ставшую классикой отечественного кино. В ней блистали многие артисты Театра Сатиры, и первый успех в кинематографе к Ольге Аросевой пришел именно с ролью Любы, невесты наивного авантюриста Деточкина, лихо гонявшей на троллейбусе по столице. В 1968 последовали эффектные и колоритные роли в трагикомедии «Интервенция» и музыкальной комедии «Трембита», а в 1971-м Аросеву вновь позвал сниматься Рязанов. На этот раз он предложил ей сыграть роль отзывчивой и авантюрной соседки инженера Воробьева Анны Павловны в фильме «Старики-разбойники» — в этой ленте ее партнерами стали Юрий Никулин и Евгений Евстигнеев.
Однако бешеная популярность и любовь зрителей обрушились на ведущую актрису Театра Сатиры все же в 1966 году, когда она примерила на себя образ модницы и светской дамы пани Моники в «Кабачке "13 стульев"», по сути — первом ситкоме в Советском Союзе. Завсегдатаи польского кафе встречались на протяжении 14 лет — именно столько выходила юмористическая передача, придуманная Александром Белявским, где, быть может, ярче всех выглядела модная, кокетливая, «заграничная» пани Моника; она была такой восхитительной сплетницей, такой глуповатой и одновременно такой хитроумной, что заставляла не только смеяться, но и задумываться. На какое-то время этот образ даже затмил Аросеву-актрису — поклонницы писали письма на имя пани и просили дать им поносить ее красивые платья. Аросева относилась к этому с присущей ей юмором, потому что понимала, какой эффект производили изысканные аксессуары — шляпки, сережки, сумочки — на советских женщин.
Возможно, на творческий путь и образ Аросевой действительно повлияли детские годы, прожитые за границей. Но как бы то ни было, в ней удивительно органично сочетались иностранный шарм и «наш» характер. В своей инаковости она походила на Андрея Миронова и Людмилу Гурченко, обладавших какой-то несоветской энергетикой, а при этом реакциями и чувствами своих очень «женских» персонажей была понятна и близка каждому в своей стране.
Аросева сыграла более 50 ролей в кино, к сожалению, в большинстве своем второстепенных. Однако в данном случае слова, что не бывает маленьких ролей, стопроцентно верны: ее персонажи, пусть и не центральные, всегда были ролями большой актрисы, полюбившимися огромному числу зрителей. Она проявляла свои таланты в разных областях, будучи очень деятельной — писала мемуары, выпускала кулинарные книги, снималась в сериалах и озвучивала мультфильмы: ее голосом, например, говорит госпожа Белладонна в мультиках о поросенке Фунтике.
И все же, если оглянуться назад, на то, как достойно, непросто и вместе с тем радостно прошла жизнь Ольги Аросевой, кажется, что личность актрисы оказалась намного больше ее самых ярких ролей. Близкие друзья и коллеги всегда отмечали в ней необыкновенный ум, остроумие (именно это она, кстати, особенно ценила в людях) и молодость души. А еще Ольга Аросева считала, что жизнь без сердечных привязанностей бессмысленна. Она пользовалась невероятным вниманием мужчин и четыре раза была замужем. И хотя она говорила, что так и не встретила свою истинную вторую половину, ей удалось другое — навсегда привязать к себе сердца миллионов зрителей.