Мир
18:00, 18 октября 2013

Стреляйте в них. Они безоружны В Венгрии впервые отдали под суд бывшего функционера компартии

Дарья Ерёмина
Снос памятника Сталину в Будапеште. 24 октября 1956 года
Фото: Arpad Hazafi / AP

В Венгрии предъявлены обвинения 92-летнему Беле Биску (Béla Biszku) — бывшему функционеру коммунистической партии Венгрии. Его считают ответственным за гибель людей во время революции 1956 года. Как выяснила прокуратура, Биску отдал приказ полиции стрелять по безоружным демонстрантам, когда необходимости применять силу для подавления выступлений уже не было. Нынешний процесс станет первым в истории страны, когда на скамье подсудимых окажется бывший функционер компартии, находившейся у власти до 1989 года.

Официальное расследование в отношении Биску было начато в феврале 2012 года по жалобе, направленной двумя депутатами от ультраправой партии «За лучшую Венгрию» («Йоббик»). Спустя около полутора лет прокуратура наконец передала обвинительное заключение в суд. По ее мнению, Бела Биску несет ответственность за военные преступления, совершенные в декабре 1956 года, а именно за убийства демонстрантов в Будапеште и городе Шальготарьян на севере страны. Кроме того, ему вменяется отказ в возбуждении уголовного дела против силовиков, избивших в 1957 году нескольких оппозиционеров. К этим обвинениям прибавилось и незаконное хранение оружия: при обыске в доме Биску в сентябре 2012 года были найдены 11 пуль.

Если Биску признают виновным, ему грозит заключение вплоть до пожизненного срока. После предъявления обвинений его поместили под домашний арест. В сентябре 2012 года власти уже применяли к Биску аналогичную меру пресечения, однако вскоре заменили ее на подписку о невыезде из Будапешта на время следствия.

Сам Бела Биску пока отказывается комментировать предъявленные ему обвинения. Ранее он категорически отрицал свою вину, а за пару лет до этого и вовсе говорил, что с демонстрантами тогда обошлись слишком мягко.

Предъявление обвинений Биску стало возможным только теперь благодаря нововведению, инициированному правящей националистической партией «Фидес» в 2011 году и отраженному в новой конституции Венгрии, которая вступила в силу 1 января 2012 года. Согласно нынешнему Основному закону, Венгрия перестала быть суверенным государством в мае 1944 года после оккупации ее территории гитлеровскими войсками и снова обрела независимость только в мае 1990 года, когда был сформирован первый демократически избранный парламент.

В период между этими двумя событиями, согласно конституции, граждане страны были жертвами сначала нацистской, а потом коммунистической диктатуры. На преступления деятелей этих режимов закон об исковой давности отныне не распространяется, а следовательно, любого нацистского или коммунистического деятеля можно привлечь к суду. «Наша нынешняя свобода была рождена в ходе революции 1956 года», — сказано в Основном законе. В этом контексте неудивительно, что первым делом власти бросились судить участника тогдашних событий.

Чтобы понять, что произошло в Венгрии в 1956 году и какую роль в этом сыграл нынешний обвиняемый Бела Биску, следует начать с периода становления коммунистического режима в стране. Компартия пришла к власти в Венгрии в 1945 году, когда советские войска освободили страну от нацистской оккупации. В течение последующих трех лет коммунисты сумели избавиться от своих политических конкурентов. Объединившись с социал-демократами, они образовали Венгерскую партию трудящихся, которая и руководила страной вплоть до восстания 1956 года.

Тогдашние венгерские коммунисты ориентировались на экономическую программу Советского Союза, делавшего ставку на развитие тяжелой промышленности и кооперирование сельского хозяйства. Они придерживались марксистско-ленинской идеологии и выступали за сращивание партии с государством, применяли массовые репрессии против инакомыслящих и фальсифицировали судебные дела. Генсек партии Матьяш Ракоши называл себя «лучшим учеником Сталина». Правда, после смерти Сталина его «лучшие ученики» в странах соцблока попали в немилость. Это произошло и с Ракоши. По просьбе советского руководства его отстранили от управления страной, а затем и партией, а во время революции 1956 года вывезли в СССР и отправили в ссылку в Киргизию.

В 1953 году главой правительства вместо Ракоши стал коммунист Имре Надь. У него были огромные связи с советской Россией: он сражался в Красной армии, некоторое время жил в Советском Союзе и более десяти лет был агентом НКВД по кличке «Володя». С учетом такого бэкграунда действия Имре Надя на посту премьер-министра стали для Москвы полной неожиданностью. Он сделал ставку на десталинизацию, начал политическую и экономическую реформы, выпустил политзаключенных. Надь продержался на посту премьера всего два года и в 1955 году под давлением Москвы был смещен и даже исключен из партии, однако в сознании венгров он все же ассоциировался с демократизацией системы.

Эти события вкупе с ухудшением экономического положения в Венгрии, а также XX съездом КПСС, на котором Хрущев разоблачил культ личности Сталина и признал факт жестоких репрессий, повлияли на положение просталинских коммунистов в Будапеште и в конечном счете привели к революции 1956 года. Ее началом считается 23 октября, когда студенты столичного строительно-технического университета организовали массовую демонстрацию. Они выдвинули ряд конкретных требований: вывести советские войска из страны, реабилитировать жертв коммунистических репрессий, судить действующих руководителей Венгерской партии трудящихся и провести свободные многопартийные выборы. Манифест слушали около 200-300 тысяч человек, которые потом отправились к зданию парламента, чтобы добиваться от властей выполнения их требований. В толпе также звучали требования вернуть Имре Надя на пост премьер-министра.

Вместо того чтобы пойти на переговоры, власти начали разгонять мирные демонстрации и задерживать активистов. Венгерская служба госбезопасности (аналог советского КГБ) и советские солдаты, находившиеся в стране, поначалу использовали слезоточивый газ, но затем открыли огонь на поражение. Наибольшую ненависть у населения вызывали тогда сотрудники местных спецслужб, и в ходе революции с ними расправлялись самыми жестокими способами вплоть до повешения и расстрела. Демонстранты, ожесточенные отношением к ним властей, уничтожали символы коммунистической власти и громили партийные кабинеты.

Противостояние обострилось, когда к восставшим присоединилась часть полиции и военных. Испуганные власти пошли на уступки и вернули Имре Надя на пост премьер-министра, а тот в свою очередь взялся выполнять требования революционеров. За несколько дней он успел распустить органы госбезопасности, сформировать коалиционное правительство, потребовать вывода советских войск и заявить о выходе Венгрии из Варшавского договора. В какой-то степени все это способствовало стабилизации обстановки, но страна уже разделилась на революционеров и коммунистов, между которыми происходили вооруженные столкновения.

Москва сочла, что Венгрию пора спасать от перехода под влияние НАТО, и выбрала для этого силовой метод. Немалую роль здесь сыграл тогдашний посол СССР в Венгрии Юрий Андропов. Он уговорил Яноша Кадара из правительства Надя тайно отправиться в Москву, где при его участии было сформировано новое Венгерское революционное рабоче-крестьянское правительство. Оно попросило СССР спасти венгерский социализм от враждебных элементов, и в Кремле не заставили себя ждать. Маршал Жуков, занимавший тогда пост министра обороны, разработал операцию «Вихрь», и уже 4 ноября по сигналу «Гром» начался штурм Будапешта. К 13 ноября советские войска завершили операцию по подавлению «венгерского фашистского мятежа».

Между тем в начале ноября Венгерская партия трудящихся была распущена и после зачисток преобразована в Венгерскую социалистическую рабочую партию во главе с Яношем Кадаром. В нее вошел и нынешний обвиняемый Бела Биску, причем стал не просто ее рядовым членом, а попал во временный исполком, который принимал решения о подавлении дальнейших антикоммунистических выступлений силами специально созданных полицейских отрядов. Несмотря на помощь Красной Армии, вооруженные столкновения продолжались вплоть до конца декабря 1956 года. В стране действовало подпольное революционное движение, проводились акции ненасильственного сопротивления режиму Кадара.

Как утверждается в обвинительном заключении, Биску непосредственно причастен к трем эпизодам, которые произошли уже после основных событий венгерского восстания. 6 декабря у Будапештского вокзала Ньюгати, где власти страны организовали митинг, собрались не только их сторонники, но и оппозиционеры. Последние выкрикивали оскорбления, называя участников мероприятия «грязными коммунистами». В итоге между оппонентами начались стычки, и в ситуацию вмешалась полиция, разогнавшая антикоммунистов с применением оружия. По разным данным, были убиты от трех до пяти человек. По мнению прокуратуры, Биску был среди тех, кто отдал полиции приказ стрелять.

Спустя два дня, 8 декабря, в городе Шальготарьян более четырех тысяч человек вышли на мирную демонстрацию с требованием отпустить двух задержанных ранее рабочих. Однако советские военные и венгерская полиция открыли огонь по толпе, убив 46 человек, включая женщин и детей. Отмашку тогда снова давал в числе других руководителей страны Бела Биску.

Третий эпизод, который вменяется в вину бывшему коммунисту, относится к 9 марта 1957 года. В этот период в стране продолжались репрессии, дабы пресечь остатки инакомыслия. В тот день полицейские отряды проводили в городе Мартонвашар рейд против предполагаемых контрреволюционеров, среди которых оказались трое членов Венгерской академии наук. Их жестоко избили и арестовали. Судя по отчетам, Биску был в курсе жестокого обращения и несправедливых обвинений в адрес ученых, однако не стал давать ход расследованию и наказывать силовиков.

Под руководством Биску, который в 1957 году дослужился до поста министра внутренних дел, продолжился активный поиск врагов коммунистического режима. После подавления восстания около 26 тысяч человек отправили под суд за участие в антигосударственных выступлениях. В итоге несколько сотен были казнены, в том числе политический лидер восстания Имре Надь. Его признали виновным в госизмене и повесили в 1958 году.

Биску входил в правительство до 1961 года, а затем в течение двух лет работал заместителем премьер-министра. В 1962 году он стал секретарем ЦК и оставался в этой должности до 1978-го, правда, последние несколько лет уже не играл практически никакой роли. Его политическая карьера закончилась из-за роковой ошибки: он обратился к тогдашнему главе КГБ Юрию Андропову за помощью в госперевороте с целью свержения Кадара. Однако тот не только не стал его поддерживать, но и донес на него венгерскому руководству. В конце 1970-х Бела Биску и вовсе исчез из общественной жизни страны, а вспомнили о нем только теперь, когда к власти пришел ярый антикоммунист Виктор Орбан, решивший наконец разобраться с коммунистическим прошлым своей страны.

< Назад в рубрику