Российские властные загогулины настолько дремучи, что сломать в них шею могут даже самые опытные бюрократы. 22 октября тому пример: всего в течение какого-то часа Геннадий Онищенко был сперва «отправлен в отставку» с поста главы Роспотребнадзора, а затем чудесным образом восстановлен в прежней должности. Сейчас судьбу Онищенко решает премьер-министр Дмитрий Медведев, но сохранить доверительные отношения с коллегами Онищенко будет сложно.
«У Геннадия Григорьевича Онищенко истек срок полномочий», — констатировала днем 22 октября вице-премьер правительства России Ольга Голодец, добавив, что новым руководителем ведомства станет заместитель Онищенко Анна Попова. В этот момент казалось, что блестящая карьера главного санитарного врача России лопнула, как мыльный пузырь. Верного служаку не просто уволили, но уволили в оскорбительной форме. Мало того, что о его отставке Голодец заявила из Китая, где с визитом находится премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, так еще и опытного бюрократа даже не поставили в известность о том, что государство нашло ему замену. Неоднозначное кадровое решение успела прокомментировать глава Минздрава Вероника Скворцова, заявившая, что Онищенко профессионал и «из системы никуда не уйдет». За новоявленного отставника вступился и лидер ЛДПР Владимир Жириновский: он пообещал восстановить Онищенко в должности и даже представить к награде. «Попову эту признавать не будем», — отрезал политик.
Заявление Голодец, по словам источников «Интерфакса», застало Онищенко врасплох. В этот момент он находился на рабочем месте и, по всей видимости, ни в какую отставку не собирался. Журналистам Онищенко возмущенно заявил, что «странный персонаж», заявивший о конце его карьеры, «не относится к числу людей, принимающих решение». И, как выяснилось позднее, оказался прав. Распоряжение об увольнении главы Роспотребнадзора, как утверждает пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова, на данный момент не подписано. «Такого документа нет», — заявила она. Тимакова подтвердила, что у Онищенко истекает срок пребывания на госслужбе, но, по ее словам, Медведев еще не решил, останется ли чиновник на своем посту.
В соответствии с законом о гражданской службе, предельный возраст госслужащего составляет 60 лет, но может быть продлен нанимателем. Геннадию Онищенко 21 октября исполнилось 63 года. Как пояснили «Интерфаксу» в аппарате правительства, с тех пор как Онищенко исполнилось 60 лет, с ним ежегодно заключали новый контракт. «Контракт годовой. В этом году он продлен не был», — пояснил собеседник агентства. Впрочем, решения правительства об отставке Онищенко, по всей видимости, также не было.
Отставка Онищенко напоминает анекдот, героем которого не так давно побывал глава РЖД Владимир Якунин, «уволенный» на полчаса со своего поста усилиями анонимных хакеров. Но случай с Онищенко грозит обернуться скандалом куда более серьезным, так как о лишении полномочий главного санитарного врача России объявили не безликие информагентства (именно они, согласно официальной версии, клюнули на провокацию хакеров), а вице-премьер правительства России. И хотя еще неизвестно, как теперь обернется дело с увольнением Онищенко, похоже, что карьере главного врача сегодняшний конфуз может пойти на пользу. В конце концов, его увольнение прямо сейчас выглядело бы очередным доказательством несогласованности в российском правительстве, о которой не раз говорили после того, как Медведев занял должность премьера.
Заявление об отставке главы Роспотребнадзора вызвало немалый интерес со стороны прессы, поскольку Онищенко за годы работы в этой должности зарекомендовал себя кем угодно, но только не серым чинушей. Почти сразу же после своего назначения в 2004 году широко известный в медицинских кругах профессионал, никогда не чуравшийся работы ни в поле (в свое время лично руководил эвакуацией железнодорожной техники на Чернобыльской АЭС, позже был похищен боевиками в Чечне и лишь чудом спасся), ни в высоких кабинетах, стал не по статусу большим медийным персонажем. Произошло это благодаря тому, что чиновник активно вмешивался во все международные конфликты с участием российского государства, сопровождая экономическими атаками внешнеполитические выпады Кремля.
За Онищенко быстро закрепился образ завзятого конъюнктурщика: стоило ухудшиться отношениям между Москвой и кем-либо из ее ближайших соседей, как главный санитарный врач тут же находил вредные примеси в молоке, сырах, вине или минералке из соответствующих стран и запрещал их импорт в Россию. И хотя до сих пор никому, кроме самого Онищенко, неизвестно, насколько оправданны и эффективны были такие меры, Роспотребнадзор все сильнее увязал в «санитарной» дипломатии. В итоге сегодня уже невозможно понять, когда запрещенные Онищенко шпроты действительно дрянь, а когда его ведомство в который раз выступает в роли карательного отряда российского МИДа.
Впрочем, учитывая, что Онищенко выступал не более чем передатчиком не всегда понятных сигналов российской дипломатии, пенять ему за рвение и исполнительность было бы странно. В конце концов торговые войны последних лет, как и отставку Онищенко, инициировали «принимающие решения» люди. И поэтому россияне, смирившиеся с длительным отсутствием грузинского вина на прилавках магазинов, давно уже не воспринимают главного санитарного врача всерьез. И дело тут не только в политической конъюнктуре. Например, чиновник, будучи убежденным сторонником здорового образа жизни, активно убеждал россиян следовать своему примеру. Оппозиционерам он советовал избегать протестных митингов во избежание простуды, а аполитичным россиянам — поменьше пить на Новый год, «нормальных» россиян призывал бегать в половине четвертого утра, а отпускников — отдыхать в «овеянном легендами Сочи».
Специфическое чувство юмора главы Роспотребнадзора и его не менее специфические способности к анализу не раз давали СМИ поводы для веселья. «Вороны — это пернатые волки, и их надо нещадно уничтожать», — с серьезным лицом вещал Онищенко. Чиновник уличал социальные сети в пропаганде суицида, ругал гамбургеры и кефир, петрушку причислил к опасным наркотикам, а Грузию и Америку обвинил в изобретении вируса, уничтожающего свиней в российской глубинке. Одинаково вредными для здоровья сограждан Онищенко считал и депутатов Госдумы, тянувших с принятием антитабачного закона, и глистов, поразивших модные в московских ресторанах суши. Наверняка чиновник с радостью запретил бы и то, и другое, если бы это было в его власти.
Поэтому не так уж и важно, будет ли Онищенко в конечном итоге отправлен в отставку. Не важно и то, когда именно эта отставка произойдет. С его уходом грязи в отечественных ресторанах не прибавится и пива пить больше, чем сейчас, не станут. Российская бюрократия потеряет яркого говоруна, но в целом у нее все будет хорошо. Ведь на то она и бюрократия, чтобы не рушиться от ухода отдельного чиновника. И у самого Онищенко, надо полагать, тоже все будет хорошо. В крайнем случае, Жириновский всегда сможет выправить отставнику орден.