Необходимость бюджетной экономии, на которой настояли президент России Владимир Путин и Минфин, привела к тому, что федеральные ведомства вынуждены были сократить свои расходы на 5-10 процентов. Тем не менее, по многим программам траты не только не уменьшились, но и существенно возросли. «Лента.ру» внимательно изучила проект бюджета на 2014 год, внесенный правительством в Госдуму, и обнаружила в нем множество интересных цифр: от роста расходов открытой части бюджета на нужды ФСБ сразу на три тысячи процентов до двукратного сокращения трат на Министерство юстиции.
С 2007 года правительство России стало принимать бюджеты не только на следующий год, но и на два последующих года (так называемый, «плановый период»). Реформа должна была повысить качество планирования и степень открытости бюджета — у россиян появилась возможность сравнивать траты, которые правительство прогнозировало пару лет назад, с тем, что на самом деле вышло.
В 2013 году такого рода сравнение особенно актуально: в начале осени Минфин в рамках программы по сокращению издержек призвал все министерства и ведомства на пять-десять процентов снизить расходы в бюджете на 2014 год. Изучив открытые документы (федеральный закон о бюджете на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов, а также проект федерального бюджета на 2014 год, внесенный в правительство), можно узнать не только то, выполнили ли чиновники требования Минфина, но и то, на каких именно программах они решили сэкономить. Выяснилось, что до пятипроцентного секвестра дело не дошло: если раньше в 2014 году правительство планировало потратить 11,7 триллиона рублей (не считая закрытой части), то теперь сумма составила 11,6 триллиона. Тем не менее, кое-кому пришлось серьезно ужаться, а другие смогли нарастить траты в несколько раз.
Всего в России о тратах по отдельным статьям отчитываются 110 ведомств. У 55 из них траты уменьшились, а у 54 — увеличились. У одного ведомства — Службы внешней разведки — бюджетные траты в открытой части никак не изменились: как было 40,4 тысячи рублей (!) на всю службу, так и осталось. Эти деньги СВР платит в качестве компенсации сотрудникам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС.
Лидером по сокращению расходов стала Федеральная служба по финансовым рынкам. Это объясняется просто: с сентября 2013 года ФСФР просто-напросто перестала существовать, поэтому и расходов на нее в 2014 году не будет никаких. Все функции ФСФР перешли к ЦБ, который из бюджета ничего не тратит. Таким образом, бюджет сэкономил 1,8 миллиарда рублей — именно столько прежде планировалось потратить на службу.
Ведомства — лидеры по сокращению трат ВедомствоПлан 2012 года (млрд рублей)Обновленный план (млрд рублей)Изменения ФСФР1,80-100% Рослесхоз31,17,4-76,3% Минюст12,85,6-56,1% Госстрой1,80,8-55% Росграница10,34,8-53,3% Россвязь2010,1-49,4%
Следом за ФСФР идут четыре ведомства, которым расходы по сравнению с планом пришлось урезать более чем вдвое: Рослесхоз, Министерство юстиции, Федеральное агентство специального строительства и Федеральное агентство по обустройству границы. Впрочем, в абсолютных цифрах из указанных ведомств в пятерку «самых экономных» входят только Рослесхоз и Россвязь — первому пришлось уменьшить расходы почти на 24 миллиарда рублей, второму — почти на 10. С чем именно связано такое сокращение, будет понятно из анализа программ и подпрограмм ниже в нашем тексте, пока же отметим, что большая часть из них проходит по статье «Национальная экономика».
Значительно сократятся расходы культурных и научных ведомств. Так, у Российской академии художеств траты уменьшились на 34 процента, у Росархива — на 16 процентов. Даже могущественная РАН вынуждена будет сэкономить более трех процентов от общих трат, причем по статье «здравоохранение» — сразу 31 процент.
С другой стороны сводной таблицы российских ведомств — ФСБ, расходы которой увеличились более чем на три тысячи процентов. Резкий рост связан не с угрозами госбезопасности и необходимостью бороться с ними, а с тем, что Минфин распределил военные пенсии по ведомствам — по статье «социальная политика» расходы ФСБ выросли аж на 5836 процентов. Сходный рост наблюдается у всех структур, выплачивающих «профильные» пенсии. Так, у Генпрокуратуры статья «социальная политика» распухла на 5,6 тысячи процентов, у ФСКН — на две тысячи процентов, у ФСИН — сразу на 6,9 тысячи процентов. Всего ведомств, у которых замечены подобные аномалии, — около десяти, в том числе и такое редко появляющееся в прессе ведомство, как Федеральное медико-биологическое агентство. Почему Минфин не распределил пенсии еще в 2012 году, непонятно.
Резко увеличились затраты правительства не только на секретные статьи (в них, например, встречается удивительное: по подразделу «дошкольное образование» в секретную часть отправляется более шести процентов трат, а по подразделу «массовый спорт» — почти 10 процентов; целых 600 тысяч рублей секретных расходов есть и у подраздела «Охрана семьи и детства»), но и на те ведомства, которые правительство считает «профильными». Так, Министерство по развитию Дальнего Востока получит в два раза больше денег, чем планировалось ранее — экономика региона никак не запускается без бюджетных вливаний, поэтому профильную ФЦП, намеченную к закрытию в 2013 году, продлили до 2018-го. Почти в два раза увеличатся и расходы на Министерство спорта — в «олимпийский» год на ведомстве, которое возглавляет Виталий Мутко, решили не экономить.
Ведомства — лидеры по росту трат ВедомствоПлан 2012 года (млрд рублей)Обновленный план (млрд рублей)Изменения ФСБ1,546,73083% ФСТЭК0,030,1258% Министерство Дальнего Востока0,30,6126% Росжелдор48109126% Минтруда53120124% Минспорта33,866,998%
Если одни министерства смогли выбить себе гораздо больше средств, чем планировалось изначально, то другим волей-неволей пришлось выполнять указания Минфина. Ровно на пять процентов свои расходы не сократил никто (ближе всех к этому подошли Минздрав, Счетная палата и несколько федеральных агентств), но зато в отдельных статьях бюджета «рука Минфина» очень хорошо видна. Так, десятки ведомств урезали расходы на «социальную политику» аккурат на пять процентов — судя по точности, это делалось на бумаге, без учета реальных трат. Еще 14 ведомств ровно на пять процентов сократили траты на ЖКХ, кто-то решился на «бумажное» урезание по статье «национальная оборона» (Роскосмос и Федеральное агентство воздушного транспорта), по паре ведомств — по «национальной экономике» и СМИ. Профильное ведомство, Минсвязи, на СМИ потратит на 70 процентов меньше плана, но это может в какой-то мере объясняться, например, тем, что по этой статье растут расходы закрытой части бюджета.
Наиболее интересное с точки зрения перераспределения расходов ведомство — Минфин. В новом бюджете у министерства оказалось на 20 процентов меньше средств, что в абсолютных цифрах составило более триллиона рублей. По части разделов («Национальная оборона», «Национальная безопасность») траты Минфина сократились более чем на 90 процентов — скорее всего, это связано с тем, что деньги были перераспределены между профильными ведомствами. По другим разделам, в первую очередь по «национальной экономике», расходы у Минфина увеличились в несколько раз.
Из общей суммы расходов правительства почти в 14 триллионов рублей более восьми триллионов распределяется в рамках госпрограмм. Всего этих программ 39, в закрытой части бюджета делится более 860 миллиардов рублей. Самая маленькая — программа по обеспечению государственной безопасности (в открытой части — 2,3 миллиарда рублей), самые большие — по социальной поддержке граждан (более триллиона) и по обеспечению общественного порядка (более 900 миллиардов).
Следы потенциального секвестра в госпрограммах найти сложнее, чем в разбивке расходов по ведомствам — «бумажных» пятипроцентных списаний в них почти нет (об исключениях см. врез). Наоборот, более чем в три раза выросли расходы на программу по развитию промышленности, а также по региональному развитию. По последней траты особенно любопытны: программа (.файл pdf ) принята до 2020 года, всего по ней изначально планировалось потратить 154 миллиарда рублей, причем в 2014-м — только 18,9 миллиарда. Новым решением правительства траты увеличены до 47 миллиардов, то есть почти до трети от общей сметы. В 2015-2016 годах траты запланированы приблизительно на том же уровне. Как сказано в пояснительной записке к бюджету, переформатирование программы вызвано тем, что в нее вошли траты из других программ.
Что касается развития промышленности, то правительство как раз надеется, что именно эта госпрограмма поможет перезапустить стагнирующую экономику. В ее рамках будут выделены дополнительные средства ВЭБу, предоставлены субсидии нескольким отраслям промышленности, а подпрограмма «Автомобильная промышленность» увеличивается на порядок, почти до ста миллиардов рублей (две трети от всей госпрограммы).
Из анализа трат на физическую культуру и спорт видно, что увеличение расходов профильного министерства связано вовсе не с Олимпиадой. Сразу на 162 процента выросло выделение средств на подготовку к чемпионату мира по футболу 2018 года — почти до 30 миллиардов рублей. Чем ближе чемпионат, тем больше будут госрасходы — всего государство потратит на проект около полутриллиона рублей.
Но неправильно думать, будто в госпрограммах зафиксировано только увеличение трат. На 11 процентов сократилась программа управления государственными финансами, на 12 процентов — по воспроизводству и использованию природных ресурсов; столько же ушло из программы по развитию медицинской промышленности. На значительно большие жертвы пришлось пойти программе «Развитие лесного хозяйства на 2013-2020 годы», у которой отняли 77 процентов финансирования. Впрочем, в пояснительной записке сказано, что эти деньги решили не сэкономить, а просто перевести в другую статью — ту самую, по региональному развитию.
В рамках программы «Развитие здравоохранения» сокращение составило «всего» 5,85 процента, но зато внутри нее снижены все подпрограммы, кроме двух: развития инновационных методов и развития международных отношений (последняя увеличилась аж на 42 процента). «Охрана матери и ребенка» будет обходиться бюджету на 29 процентов дешевле, чем было запланировано ранее.
На фоне последних событий в столичном Бирюлеве показательным кажется и то, что на пять миллиардов рублей (до 25 миллиардов) выросли расходы на внешнюю трудовую миграцию. Авторы пояснительной записки к бюджету не скрывают: дело в увеличении численности сотрудников ФМС и сравнительно новой идее по «созданию специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства», иными словами спецлагерей.
Напоследок хотелось бы отметить отдельные неточности, вкравшиеся в изученные нами документы. Так, «Ленте.ру» удалось обнаружить отклонения данных в пояснительной записке к бюджету и в собственно бюджете: в пояснительной записке за госпрограммой «Управление государственными финансами» закреплено 5,5 миллиарда рублей, а в бюджете — на 16 миллиардов больше. Объясняется это тем, что чиновники «потеряли» подпрограмму «Управление государственным материальным резервом». Не сходятся цифры и по госпрограмме «Обеспечение государственной безопасности»: в пояснительной записке она не упоминается, а в отдельном приложении к ней отмечается, что расходы по ней сильно сократились.
В целом анализ расходов бюджета Российской Федерации на 2014 год и сравнение его трат с теми, которые были запланированы еще год назад, показывают, что подавляющему большинству ведомств удалось противостоять Минфину, требовавшему от всех «ужаться» на пять процентов. Более того, чиновники не только защитили основные расходные статьи, но по многим тратам еще и увеличили. Это, кстати, красноречиво показывает степень «необязательности» трехлетнего бюджета — когда надо, расходы по определенным статьям растут, невзирая ни на какой среднесрочный план.