22 октября в Липецкой области к пожизненному сроку был приговорен житель райцентра Грязи Виктор Сотников по кличке Сатана, признанный виновным в восьми убийствах. Соучастник Сотникова Александр Леньшин получил 19 лет лишения свободы. Сотников состоял на учете у психиатра, был известен в городе как самогонщик и прославился среди соседей своей жестокостью. Несмотря на столь одиозную репутацию, он в течение 11 лет беспрепятственно совершал убийства.
Сотников родился в Грязях в 1961 году. Мальчик с детства отличался жестокостью. Однажды он повесил свою собаку за то, что она была больше привязана к его сестре, нежели к нему. Саму сестру мальчик регулярно избивал до потери сознания. Когда Сотников подрос, он стал бить также отца и мать. Вскоре молодой человек стал жить один (куда пропали родственники, СМИ не уточняют, но из публикаций следует, что по меньшей мере мать Сотникова до сих пор жива).
По словам жителей Грязей, в молодости две женщины поочередно обвинили Сотникова в изнасилованиях. Он заплатил им, чтобы они не подавали заявления в милицию. Ради того чтобы откупиться, Сотников был вынужден продать свой дом, в котором он жил отдельно, и переехать в половину дома, принадлежавшую его отцу (в другой половине проживала семья, состоявшая из мужа, жены, троих их детей и двоих внуков). На деньги, оставшиеся от продажи дома и откупных от первого изнасилования, Сотников купил «Волгу». Затем ему пришлось сменить ее на более дешевую машину, чтобы откупиться от второго изнасилования. В 30 лет Сотников начал сожительствовать с женщиной по имени Валентина. Он регулярно избивал ее, и она трижды пыталась убежать из дома, но сожитель силой возвращал ее обратно.
На жизнь Сотников зарабатывал в основном самогоноварением (при этом сам он выпивал только в молодости, а потом бросил и пить, и курить). Его дом, окруженный странным забором из беспорядочно сколоченных фанерок, досок и деталей мебели, стал популярен в среде местных алкоголиков. «Он особо ни с кем не водился. Сам никогда ни к кому не ходил. К нему только табуном шли и шли. И милиция без конца тут была. И самогонную точку его пытались закрыть — но все бесполезно. Я сам спрашивал: ты скажи, из чего ты свой самогон гонишь — он не пахнет ни самогоном, ни спиртом. Ну, наверное, из карбида», — поделился с журналистами сосед Сотникова Михаил Кукин. Кстати, соседи говорят, что полюбившееся журналистам прозвище Сатана не было главной кличкой Сотникова. Чаще его называли Манаем (это прозвище он «унаследовал» от отца).
В 2000 году Сотников совершил первое убийство. Вечером 30 сентября он увидел на остановке 19-летнюю Виргинию Брунцеву и предложил подвезти ее. По словам самого Сотникова, девушка добровольно согласилась поехать к нему домой и выпить, а в дальнейшем между ними возникла ссора. Мать Брунцевой в это не верит: она утверждает, что ее дочь не была склонна к распитию спиртного с незнакомцами и собиралась вскоре выйти замуж. По мнению матери, 39-летний Сотников затащил девушку в дом насильно. Так или иначе, но в итоге самогонщик избил девушку, вывез ее на машине в поле и сжег в стогу сена.
Летом 2002 года Сотников поехал кататься на машине вместе со своим ровесником Леньшиным, который в ту пору временно проживал у него в сарае. К ним в машину подсела 25-летняя Инесса Быкова, «голосовавшая» на дороге. Мужчины вывезли пассажирку на берег реки Матыра, где Сотников предложил ей вступить в интимную связь. Когда женщина отказалась, преступник стал избивать ее арматурой. Затем он заставил Леньшина ударить Быкову ножом в грудь. Преступники попытались утопить тело в реке, однако им это не удалось. Тогда они вывезли труп на заброшенную камнедробилку известкового завода, где закопали в мусоре.
Новый 2003 год Сотников и Леньшин встречали вместе с 31-летней Зоей Рощиной, которая тоже временно проживала в доме самогонщика и помогала по хозяйству. Рощиной было известно о ранее совершенных убийствах. В ходе застолья преступники предположили, что Рощина может на них донести. Они погрузили нетрезвую женщину в машину, вывезли ее в безлюдную местность и бросили. Она не смогла дойти до жилья и замерзла насмерть. Когда знакомые начали спрашивать Сотникова, куда пропала Рощина, он отвечал, что женщина уехала жить к бывшей свекрови.
В марте того же года 46-летний Сергей Корнев, страдавший наркотической зависимостью и имевший судимость за сбыт наркотиков, попросил Сотникова и Леньшина отвезти его в Тамбов. Преступники довезли его до Петровского района Тамбовской области, а затем Леньшин несколько раз ударил его кулаком и кувалдой. Мужчина скончался на месте. Убийцы положили труп на обочину и присыпали снегом. Через несколько дней после убийства Корнева они расправились с 66-летней Валентиной Ролдугиной, которая попросила довезти ее до Добринского района Липецкой области. С трупом пенсионерки преступники поступили так же, как с трупом Корнева.
Это было последнее убийство, совершенное с участием Леньшина. Да и сам Сотников после этого сделал паузу, вернувшись к преступлениям только через два года.
В декабре 2005-го Сотников угощал у себя дома спиртными напитками 32-летнюю Валентину Медведеву. Ночью он пообещал отвезти гостью к ней домой в Липецк. Однако по дороге он свернул к Матырскому водохранилищу, где вынес нетрезвую Медведеву из машины, положил в снег и уехал. Вскоре женщина скончалась от переохлаждения.
В 2008 году от Сотникова с четвертой попытки сбежала сожительница Валентина (позднее, когда Сотников попал под следствие, предполагалось, что женщина, знавшая о совершенных им преступлениях, стала очередной жертвой, однако затем следователи разыскали Валентину в Тамбове). Сотников стал сожительствовать с 25-летней женщиной по имени Светлана, которая выросла в неблагополучной семье и сама уже была матерью пятилетнего ребенка.
По словам соседей, женщина пришла к Сотникову выпить, после чего он отказался выпускать ее из дома. Лишь когда Светлана забеременела, пара официально зарегистрировала брак и женщину стали видеть на улице. Она, как до нее Валентина, ходила в психдиспансер за лекарствами для Сотникова (он состоял на учете и не отказывался пить медикаменты, но визиты к врачу не любил). Вскоре у супругов родился мальчик, а через два года — девочка.
В апреле 2010 года Сотников вновь начал убивать. Он привез домой девушку, личность которой впоследствии так и не удалось установить, раздел ее, обрил налысо и надел ей на голову колпак Снегурочки. Все это происходило на глазах у Светланы. Затем Сотников посадил девушку и жену в машину и вывез их на берег Матыры. Там он зарезал «Снегурочку» и сжег тело. Светлана рассказала об убийстве своему брату, который вскоре после этого повесился. Позднее следователи проверяли, не был ли суицид инсценирован Сотниковым, однако эта версия не подтвердилась.
Последнее убийство маньяк совершил в ноябре 2011 года. Сотников попросил бомжа Александра Шкатова помочь заготовить дрова. В ходе работы между ними возникла ссора. Когда конфликт был вроде бы улажен, Сотников заявил, что ему надо заехать за женой в село Нижний Телюлюй и предложил Шкатову поехать с ним вместе. По пути Сотников насмерть забил бомжа металлическим шаром. Тело Шкатова было обнаружено в лесополосе. Нашлись свидетели, знавшие, кому мужчина помогал заготавливать дрова. Сотников был задержан. Вскоре и он сам, и Светлана на допросах стали рассказывать о других совершенных убийствах.
На «маньяка по кличке Сатана» обратили внимание СМИ. Журналисты побеседовали с горожанами, и выяснилось, что для жителей Грязей деятельность Сотникова была секретом полишинеля. «Бывало, идешь домой с сумками, если предложит: "Тань, тебя подвезти?" — да упаси бог, это я знаю, что сразу на кладбище!», — рассказала соседка Сотникова Татьяна. По словам соседей, сам убийца в разговорах шутливо намекал на свои наклонности. Жительница Грязей Валентина Чурилова вспомнила, как ее отец сказал Сотникову, что отметил 85-летие, и в ответ услышал: «О! Так это тебя убивать пора, дядь Петь! Пожил уже! Хватит». Другая соседка утверждает, что за двумя ее знакомыми Сотников гонялся с топором. При этом горожане не только не пытались обратить на соседа внимание правоохранительных органов, но и позволяли своим детям играть около его дома. Именно там находилась горка, с которой было удобно кататься зимой. Сотников регулярно выходил на горку, шутил, подталкивал санки. Летом играл с детьми в футбол.
Вскоре после задержания, в ночь на 12 декабря 2011 года, дом Сотникова сгорел. Семья, проживавшая в соседней половине, осталась без крова. Что же касается Светланы с детьми, то они еще до пожара куда-то переехали. Официально причины пожара не назывались. Некоторые жители Грязей считают, что дом подожгли родственники погибших. Другие горожане заявили в беседах с журналистами, что мстить было некому: Сотников выбирал в качестве жертв в основном безродных, неблагополучных людей (даже за компенсацией морального вреда к убийце обратилась только одна потерпевшая, мать первой убитой Виргинии Брунцевой; на вынесение приговора никто из потерпевших не явился). Соседи говорят, что после задержания Сотникова и отъезда Светланы местные алкоголики стали приходить в опустевший дом в поисках остатков самогона. Некоторые из них оставались на посиделки. Возможно, именно они спалили дом. Но существует и третья версия: некоторые соседи утверждают, что накануне пожара якобы видели в Грязях бывшую сожительницу Сотникова Валентину. По словам соседей, женщина какое-то время находилась в доме и включала для обогрева электроплитку, которую затем могла забыть выключить.
По итогам психиатрической экспертизы и Сотников, и его подельник Леньшин были признаны вменяемыми. Эксперты отметили, что оба обвиняемых страдали излишней агрессивностью (Сотников с детства, а Леньшин на почве злоупотребления алкоголем). Однако психические расстройства не мешали им контролировать свои действия. Сотников не согласился с выводами специалистов. Сам он считает себя невменяемым. По словам преступника, он убивал людей, так как под влиянием галлюцинаций считал их «сектантами» и хотел очистить землю от «недостойных». Сотников настаивал на повторной психиатрической экспертизе, но ему было отказано.
22 октября 2013 года Сотникову и Леньшину вынесли приговор. «Грязнинский Сатана» получил пожизненный срок, а его подельник — 19 лет лишения свободы. В своем последнем слове Сотников заявил: «Я всегда раскаиваюсь, раскаиваюсь и сожалею, что так получилось. Я сожалею, я каюсь и раскаиваюсь. Жену я люблю и уважаю, и правильно сделала, что сдала меня, а то бы я еще чего наворочал». Затем он передал привет детям.
«Я больше так не буду», — заключил осужденный, добавив, что не надеется на помилование, которое возможно через 25 лет после начала отбытия срока. Сейчас Сотникову 52 года.