Суд Приморского района Санкт-Петербурга 6 ноября выдал санкцию на арест священника Глеба Грозовского, которого заподозрили в растлении несовершеннолетних. Вскоре священник был объявлен в международный розыск — до конца ноября он находится в Израиле, в командировке по линии Русской православной церкви. Более всего Грозовский известен как духовный наставник и просто друг ряда игроков футбольного клуба «Зенит», например Андрея Аршавина.
В «Зените», который как раз 6 ноября проводит важный матч в Лиге чемпионов против «Порту», ситуацию с Грозовским пока стараются не комментировать. В пресс-службе заявили, что должности духовника в клубе нет, а значит, формально сине-бело-голубые ответственности за его поступки не несут. При этом в ряде СМИ, например в «Коммерсанте», Грозовский фигурирует даже не как условный духовник, а как советник гендиректора ФК «Зенит». «Фонтанка.ру» называет его «советником генерального директора клуба по духовно-нравственным вопросам». Эту информацию в пресс-службе «Зенита» «Ленте.ру» также опровергли, заявив, что все контакты Грозовского с игроками носили неформальный характер, а в штате он никогда не числился.
Грозовский был рукоположен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром в 2005 году и стал штатным священником Софийского собора в Царском Селе. До этого он учился в физкультурном институте (СПбГУФК имени Лесгафта) и полупрофессионально играл в футбол. Грозовский занимался в зенитовской школе «Смена» с 8 до 18 лет, однако затем был вынужден отказаться от карьеры из-за тяжелой травмы колена. Окончив семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию, отец Глеб вернулся к команде в качестве духовного наставника для тех, кому это было необходимо.
В конце 2000-х годов фамилия Грозовского попала в сводки новостей — журналисты обратили внимание на то, что на выезде в Казань «Зенит» сопровождает православный батюшка. Шум вокруг этого возник на фоне слухов о шаманских наклонностях главного тренера «Рубина» Курбана Бердыева, якобы благодаря которым казанский клуб почти не проигрывал дома. Поговаривали, что «Рубину» помогает колдун и как раз для его нейтрализации, дескать, и был привлечен отец Глеб Грозовский. Так или иначе, «Зенит» тогда одержал убедительную выездную победу 4:1.
Параллельно Грозовский занимался околофутбольной благотворительностью. Вместе с Аршавиным организовал детские команды в пушкинской «Деревне SOS». «Директор детской деревни Сергей Яковенко как-то сказал: у тебя диплом тренера, зачем ему пропадать? И я начал с ребятами заниматься. А потом в Пушкине еще и женская команда появилась — все из-за Андрея Аршавина. Он так часто приезжал играть в футбол с парнями, что девчонки тоже захотели тренироваться», — рассказал Грозовский в интервью Sports.ru в феврале 2009-го, выразив надежду, что после отъезда Аршавина в «Арсенал» воспитанницы «не разбегутся».
В 2009 году Грозовский оказался в числе священнослужителей, которые подписали обращение к болельщикам «Зенита», составленное ректором Костромской духовной семинарии архимандритом Геннадием (Гоголевым). В обращении представители духовенства просили фанатов «понять и простить» полузащитника Владимира Быстрова, который ушел из «Зенита» в «Спартак», а затем вернулся. Священники даже сравнили Быстрова с евангельским блудным сыном, который был прощен отцом после возвращения и раскаяния.
В общем ничто не предвещало того, что заработавший от журналистов и болельщиков (почетное, в устах многих) звание духовника «Зенита» отец Глеб осенью 2013 года окажется в центре очень неприятной истории. Родители детей, ездивших летом в один из православных лагерей, которые организовывал Грозовский — на греческом острове Кос — обратились с жалобами на священника в полицию и РПЦ. По их словам, от действий Грозовского пострадали две воспитанницы — 9 и 12 лет. По данным Lifenews, насилию подверглись не менее пяти девочек, а шумиха началось с осмотра одной из них у гинеколога. Врач, обнаружив отклонения от нормы, стал расспрашивать пациентку, и та рассказала о факте насилия.
Lifenews также ссылается на свидетельства других детей, ездивших летом 2013 года в летние лагеря под шефством Грозовского. Воспитанники якобы заявили, что священника «все называли маньяком» из-за его странного поведения. Впрочем, другие СМИ таких сведений не приводят.
В середине октября 2013 года, после возбуждения уголовного дела, отец Глеб был до окончания следственных действий выведен за штат епархии. После этого из «Центра здоровой молодежи» в РПЦ пришел запрос на имя Грозовского, и того направили в командировку в Израиль. С этим центром отец Глеб, по всей видимости, сотрудничал давно — существует, например, видеозапись его беседы с главой ЦЗМ Никитой Лушниковым о проблемах наркомании, датированная 2011 годом.
При этом в виновности Глеба Грозовского усомнились почти все, кто комментировал скандал. «Мы знаем Глеба с 2007 года и можем охарактеризовать его только с положительной стороны», — говорится в заявлении пресс-службы «Зенита». Представитель РПЦ отказался говорить что-либо по сути до окончания расследования, сославшись на презумпцию невиновности. Диакон Андрей Кураев, обычно безжалостный к тем, кто позорит звание православных священнослужителей, также встал на сторону Грозовского. «Не верю тому, что про него сейчас говорят. Знаю его как достойного христианского пастыря. Кажется, кому-то властному понадобилась земля его прихода», — написал Кураев в Живом журнале. В окружении Грозовского, по информации Lifenews, обвинения связали с непримиримой позицией священника в отношении ювенальной юстиции.
Ближе к вечеру вторника, 6 ноября, официальное заявление на своей странице «ВКонтакте» разместил и сам Грозовский. Он подтвердил, что находится в командировке в Ашдоде и работает в реабилитационном центре для алкоголиков и наркоманов. «В материалах дела эмоции, и нет ни одного доказательства моей вины. По словам самих родителей, им угрожали, оказывали психологическое давление, заранее обвиняя меня во всей этой мерзости для того, чтобы мамы написали заявления, что они и сделали», — написал священник. По его словам, часть родителей уже поняла, что их ввели в заблуждение, но боится менять свои показания, так как «им угрожают за дачу ложных показаний дать срок».
Грозовский добавил, что показания были взяты только у обвинителей, а, например, вожатые, работавшие в лагере, опрошены не были. Он напомнил, что ко всему прочему ездил туда с собственной женой и четырьмя детьми (двое из них приемные). «Все православные родители на моей стороне и знают, что обвинения сфабрикованы и являются следствием моей социальной активности и твердой гражданской позиции, которую готов отстаивать», — подытожил Грозовский. Он не уточнил, когда именно вернется в Россию, но заявил, что рассчитывает в суде на родителей своих воспитанников, если они «не испугаются быть честными».