Россия
15:57, 6 ноября 2013

«Куры» против «драконов» Лидеров оренбургской секты приговорили к лишению свободы

Татьяна Зверинцева
Фото: пресс-служба СК по Оренбургской области

5 ноября в Оренбурге к девяти годам и девяти месяцам лишения свободы был приговорен лидер «Оренбургского фонда самосовершенствования» Вячеслав Веснин, убеждавший последователей в том, что они являются «драконами», а остальные люди — «курами». Его сожительница Галина Дмитрук получила восемь лет и три месяца колонии, а еще две соратницы — по семь лет. Фонд признали сектой, его членов обвинили в развратном поведении в присутствии несовершеннолетних.

В 2002 году оренбургский врач-психиатр, выпускник Оренбургского мединститута Вячеслав Веснин и его жена, медработник Галина Дмитрук официально зарегистрировали организацию под названием «Оренбургский городской фонд самосовершенствования личности». Веснин с начала 1990-х годов изучал различные мистико-философские системы и нетрадиционные способы воздействия на психику. До знакомства с Дмитрук он не пытался извлечь из своего увлечения выгоду, общаясь лишь с людьми, самостоятельно пришедшими к тем же идеям. Создав семью, Веснин начал за деньги обучать своей системе простых горожан. До этого ему приходилось перебиваться непостоянными заработками — в течение пары лет он трудился участковым психотерапевтом в городской психбольнице номер 1, но затем был уволен за приверженность к нетрадиционным методикам работы.

С 2002 года Веснин (действовавший под псевдонимами Николай Иванович Соболев, Ник, Мастер и Учитель) и Дмитрук (действовавшая под псевдонимами Галина Шибалова и Влада) активно рекламировали свою деятельность, листовки с рекламой фонда были расклеены по всему Оренбургу. Супруги сначала проводили занятия по разным адресам в городе и на природе, а затем построили коттедж в оренбургском микрорайоне Ростоши. По некоторым данным, получить земельный участок на окраине города лидерам фонда помогла чиновница, которая на протяжении какого-то времени являлась адептом организации.

В настоящее время СМИ предъявляют Веснину огромное количество претензий и сочиняют инфернальные заголовки вроде «Сектанты устраивали оргии с детьми и хоронили людей заживо». Однако справедливости ради стоит отметить, что психиатр весьма осторожно подходил к выбору методик. Фактически ни одна практика, применявшаяся в фонде для «самосовершенствования личности», не может быть названа противозаконной. В организации практиковалось холотропное дыхание (часто критикуемая, но официально признанная и не запрещенная законом методика вхождения в транс). Закапывание в землю (которое некоторые журналисты назвали «похоронами заживо») — также не запрещенный тренинг. Помимо этого в вину Веснину ставят неприятие православия, но и это на сегодняшний день вроде бы не запрещено. Нельзя назвать незаконными и принятые в организации вегетарианство, отказ от алкоголя и просмотра телевизора.

Члены фонда отдыхали на природе обнаженными и выступали за свободное использование обсценной лексики. Судя по видеоархивам фонда, в абсолютном большинстве случаев «самосовершенствующиеся» адепты выглядели не страшнее обычных нудистов, речь их звучала не грубее разговоров подвыпившей компании, а шутки на «запретные» темы были невиннее, чем в подростковой среде. Лишь изредка на видеозаписях проскальзывают сомнительные кадры уровня любительской порнографии. Порой на записях можно увидеть кричащих или плачущих людей, жалующихся на какие-то обиды. Таким образом адепты фонда якобы освобождались от отрицательных эмоций.

Основная претензия к лидерам фонда — присутствие на собраниях несовершеннолетних. Детей на мероприятиях было не так много (на примерно 200 взрослых адептов приходилось 14 детей в возрасте от пяти до 16 лет, в том числе двое сыновей Веснина). Фактов совращения несовершеннолетних следствию выявить не удалось, однако в любом случае дети видели обнаженных людей и слышали рассуждения о вреде излишней стыдливости. В частности, к делу приобщен рисунок девятилетней девочки по прозвищу Джейт, которая в подписи назвала себя «сыксуальной».

Гораздо ярче сектантский характер организации проявлялся не в методиках, а в целях. Главный психотерапевт Оренбургской области, бывший однокурсник Веснина Сергей Бабин пояснил в беседе с журналистами: «Вместо реальной помощи его клиенты получали зависимость. Например, приходит ко мне пациент, я за ограниченное время должен сделать его сильным, помочь ему, чтобы он жил дальше без меня. И это смысл всей помощи. А в секте Веснина прямо противоположные задачи. Приходит клиент, и делается все, чтобы он без своего наставника больше жить не мог, чтобы все время нуждался в нем и приносил прибыль».

Членство в фонде действительно было платным. Точная структура платежей неизвестна, но установлено, что за участие в мероприятиях адепты (в зависимости от своего благосостояния и «уровня посвящения») платили от одной тысячи до нескольких десятков тысяч рублей. Некоторые вместо наличных денег оплачивали свое участие помощью по хозяйству или различного рода услугами (такими, как вышеупомянутое предоставление земельного участка под коттедж). В отличие от лидеров тоталитарных сект, Веснин не стремился выдавить из своих последователей все финансы: они не становились нищими и не продавали квартиры. Одна из последовательниц фонда в интервью резонно заявила, что ничто в этом мире не дается бесплатно, и она сама была вольна выбирать, отдавать деньги за абонемент в спортзал или за занятия у Веснина.

По подсчетам правоохранительных органов, в среднем каждый адепт отдавал лидерам фонда до 50 тысяч рублей в год. Общий годовой доход Веснина составлял 5-6 миллионов рублей. Таким образом, лидер фонда был скромен и осторожен не только в выборах методик воздействия на психику, но и в финансовых запросах. Вероятно, именно благодаря этому организация смогла просуществовать так долго, не привлекая внимания правоохранительных органов.

Роковую для организации роль в итоге сыграли не деньги и не методики, а пропагандируемое Весниным презрение ко всем, кто не разделял его идеи. Члены фонда называли себя «драконами», а всех остальных людей — «курами». В организации горячо поддерживали разрыв с инакомыслящими родственниками и друзьями. В частности, один из адептов вступил в фонд на фоне развода с женой и впоследствии несколько раз приводил на собрания восьмилетнюю дочь. Бывшая супруга, конечно, приняла это без восторга. Другая последовательница Веснина во время конфликта на работе плеснула кипятком в лицо начальнице. В фонде ее поступок одобрили. Во время выездных мероприятий обнаженные члены организации намеренно эпатировали даже случайных туристов, которые появлялись на месте их отдыха.

Раскаявшаяся последовательница Веснина по имени Анна рассказала журналистам: «Со своим мужем я даже ни разу не поссорилась. Но, занимаясь в секте, в какой-то момент решила, что он мешает моей самореализации. На втором-третьем году "обучения" большинство семей рушится». Бывший адепт фонда по имени Григорий описал несколько иной вариант развития событий: «Супруга пилила с утра до вечера: шуруй в фонд, иначе приличной жизни нам с тобой не видать. Достала! Собрался и поехал. Туда, кстати, многих мужиков жены насильно привели».

Недовольство родственников и знакомых постепенно назревало, и в 2009 году некая женщина (ее личность не раскрывается) принесла видеоматериалы с мероприятий фонда в правоохранительные органы. Исследовав материалы, силовики сочли возможным возбудить уголовное дело. Основной статьей УК в деле стала 239-я (создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан), но и «детскую тему» не обошли вниманием: в деле была использована самая мягкая из «педофильских» статей Уголовного кодекса, 135-я (развратные действия). Согласно этой статье, взрослые люди, в составе организованной группы совершавшие действия сексуального характера в присутствии несовершеннолетних, могут быть приговорены к лишению свободы сроком от семи до 15 лет.

Кроме того, в деле присутствовала 282-я статья (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства). Следователи обвинили Веснина в расизме, хотя подробности этой составляющей его учения не оглашались. Наконец, лидеру фонда вменили статью 174-1 (легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем).

В начале июля 2010 года на выездном мероприятии были задержаны 108 членов фонда. Веснин отрицал свою вину и утверждал, что праздновал на природе день рождения в компании друзей и знакомых. Когда его спросили, почему у него на коленях в присутствии детей танцевала обнаженная женщина, он ответил, что не видел детей. Веснина суд поместил под арест, еще с четверых подозреваемых (Галины Дмитрук, ближайшей соратницы супругов Марины Абросимовой, а также Юлии Лукиной и Ольги Слинючевой) взяли подписки о невыезде. Остальные задержанные были освобождены без каких-либо последствий.

Абросимова пошла на сотрудничество со следствием, признала вину и дала показания против других фигурантов. В связи с этим в апреле 2013 года ее осудили в особом порядке, приговорив к пяти годам условного срока и штрафу в размере 50 тысяч рублей. Остальные обвиняемые остались верны своему лидеру. Дмитрук, как выяснили следователи, даже пыталась продолжать его деятельность. Она общалась со свидетелями и уговаривала их давать «правильные» показания, а также помогала бывшим членам фонда продолжать воспитание детей в соответствии с веснинской системой. За это в январе 2013 года ее переместили из-под подписки о невыезде под арест. Кстати, старший сын Веснина и Дмитрук на тот момент отбывал срок по другому делу (по какому именно, не уточняется).

5 ноября 2013 года Веснину и его соратницам вынесли приговор. Лидер фонда получил девять лет и девять месяцев лишения свободы, Дмитрук приговорили к восьми годам и трем месяцам. Слинючева и Лукина получили по семь лет лишения свободы. Кроме того, у Дмитрук изъяли имущество, нажитое преступным путем: автомобиль и 31 миллион рублей.

При этом нельзя сказать, что идеи Веснина искоренены. По информации СМИ, многие последователи фонда продолжают жить по той же системе. Родителям 14 пострадавших детей было предложено направить несовершеннолетних на психологическую реабилитацию. Свое согласие дала только одна семья, в отношении шести семей начата процедура лишения родительских прав, остальные семьи находятся в «подвешенном» состоянии. А некоторые ученики Веснина уже пытаются занять освободившуюся рыночную нишу и поставить свою деятельность на коммерческие рельсы. Так, бывший адепт фонда Владимир Гретчин на встрече с журналистом «Комсомольской правды» вручил ему визитку и отрекомендовался: «Благодаря знаниям Мастера я и сам увлекся психологией. Теперь помогаю семьям обрести гармонию и счастье. Хороший бизнес».

< Назад в рубрику