По старой имперской памяти Россию пытаются втянуть в карабахский конфликт

Совместные российско-армянские военные учения

Совместные российско-армянские военные учения . Фото: Карен Минасян / AFP

В последнее время в странах, имеющих отношение к карабахскому конфликту, оживились споры о том, может ли в этот конфликт вмешаться Россия. Месяц назад армянский писатель Зорий Балаян обратился к руководству РФ с открытым письмом, которое многие расценили как предложение присоединить Карабах к России. Позднее депутат Госдумы РФ Роман Худяков заявил, что рассмотрение подобной инициативы с российской стороны вполне возможно. Параллельно с этим выступил командующий российской военной базой в Армении Андрей Рузинский. Он сказал, что если азербайджанцы попытаются вернуть Карабах силой, контингент базы может вмешаться «в соответствии с договорными обязательствами России в рамках ОДКБ».

Вопрос о том, какую роль сыграет Россия в случае, если снова начнется война за Нагорный Карабах, обсуждается уже очень давно. Актуальность дискуссии придает то, что по сравнению с другими «замороженными конфликтами» на пространстве бывшего СССР ситуация вокруг Карабаха остается наиболее напряженной. Грузия после поражения в войне 2008 года и смены руководства о возобновлении военных действий против Абхазии и Южной Осетии уже не помышляет, отношения между Молдавией и Приднестровьем остаются сложными, но там стабилизирующим фактором выступают миротворцы (к тому же в Молдавии, следующей курсом на сближение с ЕС, уже не раз звучали предложения о «разводе» с давно отколовшимся Приднестровьем).

Азербайджанские власти, в свою очередь, обещают вернуть «оккупированные армянами» территории всеми доступными средствами — включая и военную силу. На линии соприкосновения азербайджанских и карабахских войск ежедневно происходят перестрелки (при этом звучат взаимные обвинения в нарушении режима прекращения огня), с обеих сторон время от времени гибнут солдаты.

С учетом того, что однозначного ответа на вопрос о возможном вмешательстве России нет, участникам конфликта остается строить догадки. С одной стороны, РФ является союзницей Армении по блоку ОДКБ, на территории республики расположена российская военная база. Договор о коллективной безопасности, подписанный в 1992 году (позднее, в 2010 году, в него были внесены коррективы), предусматривает, что агрессия против одного из государств-участников расценивается как нападение и на его союзников. Союзники при этом предоставляют необходимую помощь, в том числе военную.

Правда, к непризнанному Нагорному Карабаху это соглашение не относится. Де-юре регион считается частью Азербайджана (хотя фактически азербайджанским властям давно уже не подчиняется), и Россия это не оспаривает. Что касается Армении, то она хоть и поддерживает соплеменных карабахцев, но собственной территорией регион не считает и даже воздерживается от официального признания его независимости — опасаясь, как полагают, спровоцировать Азербайджан на возобновление войны.

То есть, как подчеркивают в Баку, если азербайджанские войска действительно приступят к «освобождению оккупированных земель» (Карабаха), но при этом не станут нападать на Армению, то оснований для вмешательства у России и других стран-членов ОДКБ не будет. «Азербайджан, в случае восстановления территориальной целостности, за пределы своих полномочий выходить не собирается, — отмечает азербайджанский политолог Фикрет Садыхов. — Кроме того, мы не намерены вступать в конфликт с ОДКБ или 102-й российской военной базой».

С другой стороны, союзнические обязательства стран, подписавших Договор коллективной безопасности, действуют не только в случае непосредственного нападения на одну из них. Статья 2 предусматривает также, что участники договора оказывают помощь союзному государству, столкнувшемуся с «угрозой безопасности и стабильности». А для Армении, поддерживающей Карабах, возобновление военного конфликта (даже только на карабахской территории), безусловно, чревато вышеупомянутыми угрозами. К тому же Армения, как полагает белорусский политолог Арсений Сивицкий, гипотетически может обратиться к союзникам с просьбой, чтобы Договор о коллективной безопасности был применен для защиты ее граждан на территории Карабаха — по аналогии с тем, как вмешательство России в конфликт вокруг Южной Осетии в 2008 году объяснялось необходимостью защитить находящихся там российских граждан.

Наконец, гипотетический военный конфликт вокруг Карабаха, как полагают некоторые, мог бы стать поводом для ввода в регион российских миротворцев. Подобные прецеденты уже были, в руководстве ОДКБ, в свою очередь, недавно сообщили, что созданные в рамках блока миротворческие силы в дальнейшем получат право участвовать в миротворческих операциях вне своей зоны ответственности. Правда, возможность ввода этих сил непосредственно в Карабах, как утверждает генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа, не рассматривалась. Конкретного ответа на вопрос, что предпримут страны блока в случае, если между Арменией и Азербайджаном вспыхнет военный конфликт, генсек не дал. «Когда будет "если" — тогда и будем говорить», — сказал он.

На этом фоне обращение по карабахской тематике, с которым выступил писатель и общественный деятель, бывший лидер карабахского движения Зорий Балаян, вызвало существенный резонанс. Открытое письмо, адресованное президенту РФ Владимиру Путину, стало намеком на то, что поддержку Карабаха со стороны России можно было бы обеспечить не только по линии ОДКБ.

Автор письма рассуждает о важности Гюлистанского мирного договора 1813 года (после русско-персидской войны), предусматривавшего включение Карабахского ханства в состав Российской империи. «Гюлистанский и как органичное продолжение его Туркманчайский договоры стали, по существу, воплощением исторической закономерности, исторической истины... для русских и армян, — пишет он. — Нужно нам всем вернуться на ту единственную дорогу, которая взяла свое начало с Карабахского Гюлистана. Договор... был подписан на вечные времена».

Зорий Балаян

Зорий Балаян

Кадр: видео YouTube

Послание вызвало волну критики как в Азербайджане (в администрации азербайджанского президента заметили, что Балаяну «давно пора в палате сумасшедшего дома на стенах рисовать, а не президенту России письма писать»), так и в Карабахе и Армении, где именитого соплеменника обвинили в предательстве. Группа бывших командиров-участников карабахской войны выступила со специальным заявлением, в котором назвала попытки передачи Карабаха России или превращения его в предмет торга «государственной и национальной изменой». В правительстве Карабаха со своей стороны отметили, что республика давно сделала выбор в пользу независимости и что Балаян выражает лишь свое личное мнение.

Сам общественник позднее оправдывался, уверяя, что его неверно поняли. В армянской оппозиции между тем обсуждалась версия, что за его посланием, возможно, стоят местные власти (местная газета «Жоховурд» писала, что незадолго до того, как опубликовать письмо, Балаян был замечен входящим в здание правительства).

В администрации президента РФ журналистам сообщили, что о письме осведомлены, но отвечать на него не планируют. Между тем определенный отклик из Москвы все же последовал. Депутат Госдумы РФ от ЛДПР Роман Худяков в интервью армянскому изданию Yerkir.am отметил, что предложение о вхождении в состав России — если бы таковое поступило от руководства Карабаха — российская сторона, вероятно, не стала бы игнорировать. «Тем более мы, депутаты Госдумы. Я, например, с удовольствием поддержал бы это направление, — сказал он, комментируя подобный сценарий. — Если народ считает себя частью России и хочет вступить и чтобы Россия признала, то почему бы и нет». Азербайджан при таком раскладе, добавил депутат, «понял бы, что уже все, нужно оставить людей в покое».

В парламенте Азербайджана от рассуждений Худякова поспешили отмахнуться, заявив, что они «носят фантомный характер и не имеют ничего общего с официальной позицией Москвы». Тем временем уже подоспел новый раздражитель: общественность обратила внимание на недавнее интервью командующего российской базой в Армении, полковника Андрея Рузинского в «Красной звезде». Командующий отмечал, что военно-политическая обстановка в зоне ответственности остается неспокойной, связывая это с «возможностью эскалации противостояния в регионе армяно-азербайджанского конфликта». Среди прочего он заявил следующее: «В случае принятия решения руководством Азербайджана по восстановлению юрисдикции над Нагорным Карабахом силовым путем военная база может вступить в вооруженный конфликт в соответствии с договорными обязательствами Российской Федерации в рамках Организации Договора о коллективной безопасности».

До сих пор официальные представители РФ предпочитали не конкретизировать, что именно предпримет российская сторона в случае обострения карабахского конфликта. Прямое заявление о возможности вмешательства российских войск услышали и в Ереване, и в Баку. Армянские политики, комментируя слова командующего базой, не скрывали удовлетворения. «Это четкий, адекватный ответ руководству Азербайджана о том, что в случае возобновления военных действий они окажутся в очень плохой ситуации», — отметил, в частности, пресс-секретарь правящей Республиканской партии Эдуард Шармазанов.

В Баку тем временем не сдерживали негодования. Политолог Расим Мусабеков обозвал российского командующего «подкупленным армянами солдафоном», его коллега Фикрет Садыхов предположил, что интервью Рузинский давал, «находясь в определенном состоянии». Депутат азербайджанского парламента от правящей партии «Ени Азербайджан» Мубариз Гурбанлы заметил, что «при нормальной государственной системе вояка, сделавший такое заявление, вылетел бы в отставку». Министерство обороны Азербайджана потребовало от РФ официальных разъяснений. А в администрации президента республики сообщили, что Азербайджан «сейчас силен и независим как никогда» и что он «не позволит какой-либо стране или стороне вмешиваться в вопрос восстановления юрисдикции на собственных территориях».

По мнению армянского политолога Тиграна Абрамяна, выступление командующего базы связано с углублением союзнических отношений Армении и России. «После сделанного президентом Армении Сержем Саргсяном заявления о решении республики вступить в Таможенный союз, — полагает эксперт, — это первый серьезный сигнал от российской стороны о том, что решение Армении не только укрепит политические и экономические отношения с РФ, но и выведет двусторонние отношения в сфере безопасности на новый, более высокий уровень». Другой точки зрения придерживается его азербайджанская коллега, руководитель Центра национальных и международных исследований Лейла Алиева. По ее мнению, речь идет скорее о попытке РФ, борющейся за влияние на Южном Кавказе, шантажировать Азербайджан.

Как бы то ни было, возможность участия России в конфликте сама по себе остается сдерживающим фактором для Азербайджана, который заявляет о готовности отвоевать Карабах, но делать этого не торопится. Пять лет назад соседняя Грузия, рискнув начать военные действия, убедилась, чем может обернуться вмешательство России. Едва ли Азербайджан захочет проверять это на собственном опыте.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше