США направили к Филиппинам авианосец «Джордж Вашингтон», на борту которого находятся пять тысяч человек экипажа и вспомогательного персонала. Этот шаг связан не с обострением геополитической обстановки, а с проведением спасательной операции после того, как Филиппины подверглись удару супертайфуна «Хаян». Массированная американская помощь, в том числе и с привлечением военного ведомства, наглядно демонстрирует особые отношения, которые установились между Вашингтоном и Манилой.
Задолго до того, как советская пресса окрестила Японию и Тайвань «непотопляемыми авианосцами» Пентагона, у США уже был верный союзник на западе Тихоокеанского региона, откуда Америка могла контролировать всю Юго-Восточную и Восточную Азию. Отношения двух стран были скреплены кровью, совместно пролитой в нескольких войнах: против колониальной Испании, имперской Японии, а также в Корее и Вьетнаме.
В самом конце XIX века США объявили войну Испании. После нескольких месяцев боевых действий некогда главная колониальная держава мира лишилась последних остатков былого величия: под контроль Вашингтона перешли Куба, Пуэрто-Рико и Филиппины. Национальные движения в этих регионах поддерживали американскую интервенцию, рассчитывая, что она станет шагом на пути к независимости.
Однако филиппинские патриоты просчитались. 10 декабря 1898 года в Париже был подписан мирный договор между США и Испанией, по которому под американское покровительство переходили территории в Вест-Индии, а также Марианские острова с островом Гуам в Тихом океане. Что же до Филиппин, то Вашингтон просто купил их, заплатив Мадриду 20 миллионов долларов.
К тому времени Филиппины уже успели провозгласить независимость, и разногласия с недавними освободителями грозили вылиться в новую войну. Она началась в 1899 году, когда американские часовые открыли огонь по вооруженным филиппинцам у входа на военную базу. В инциденте, по официальным данным, никто не пострадал, но он дал толчок дальнейшим боевым действиям, которые продолжались три года и завершились признанием американского суверенитета над Филиппинами.
Острова долгое время находились на задворках американской политики. Если выдворение Испании из Карибского бассейна было призвано нивелировать угрозу непосредственно у границ США, то приобретение земель на другом конце Тихого океана имело лишь стратегическую ценность — застолбить территории, которые помогут обеспечить контроль над самой большой акваторией мира.
Все изменилось в 1930-х годах, когда Япония активизировала завоевательную политику. В 1935 году США предоставили Филиппинам значительную автономию. Страна стала официально именоваться Содружеством (Commonwealth of the Philippines), обзавелась президентом и парламентом, а на 1945 год было запланировано предоставление островам полной независимости.
После нападения Японии на США было очевидно, что Филиппины станут следующей целью вторжения. За полгода, до мая 1942 года, японцы захватили всю территорию Содружества, пленив почти сто тысяч американских и филиппинских военных. Токио создал на завоеванных землях марионеточную республику, которая стала базой для дальнейшей экспансии в Юго-Восточную Азию и на юго-запад Тихого океана в направлении Австралии.
20 октября 1944 года на пляже около города Пало (который в ноябре 2013 года был сильно разрушен тайфуном «Хаян») началась высадка американского экспедиционного корпуса под командованием Дугласа Макартура. Японцы оказали ожесточенное сопротивление: из 352-тысячного контингента были убиты 336 тысяч. Безвозвратные потери союзников составили на порядок меньше — 14 тысяч человек. За время оккупации в результате военных действий, голода, болезней и иных лишений погибли более миллиона филиппинцев.
В 1946 году страна обрела долгожданную независимость. Ее дальнейшее развитие проходило при активной помощи США, с которыми при всех режимах сохранялись прочные связи. Вашингтон долгое время использовал Филиппины как форпост против «красной угрозы» в регионе — просоветского Вьетнама. На островах находились две крупные американские военные базы: военно-морская Субик-Бэй и авиационная Кларк.
После крушения советского блока надобность в этих опорных пунктах, которые, кстати, были самыми крупными учреждениями Пентагона за пределами США, казалось, отпала. В 1991 году извержение вулкана практически уничтожило авиабазу Кларк и сильно повредило инфраструктуру Субик-Бэй. В Вашингтоне начали рассматривать возможность закрытия баз, но тем временем продолжали переговоры с филиппинским правительством о продлении срока их аренды. В Маниле были готовы пролонгировать соглашения, но неожиданно резко против американского присутствия выступил филиппинский парламент.
В результате в начале 1990-х Кларк была передана местным ВВС, а Субик-Бэй преобразована в беспошлинный порт по образцу Гонконга и Сингапура. Тем не менее двусторонние военные связи двух стран не ослабели. Был подписан ряд соглашений, по которым вооруженные силы двух стран регулярно проводили совместные учения, а правительство Филиппин разрешило американским военным при необходимости использовать мощности в Субик-Бэе. По состоянию на начало 2010-х годов там на полупостоянной основе размещаются корабли ВМС США, подразделения морской пехоты и боевая авиация.
Филиппины продолжают оставаться одним из ключевых союзников США, не входящих в НАТО. В Вашингтоне расценивают страну как важный элемент противодействия Китаю, который претендует на спорные акватории с богатыми залежами нефти и газа. Манила же со своей стороны готова и дальше поддерживать Америку в обмен на помощь в решении территориальных споров и подавлении повстанческих движений (исламистского на юге и маоистского на севере страны).
Столетие активных отношений с США упрочило двусторонние связи не только в военной сфере. Хотя филиппинцы и болезненно относятся к вопросу своей независимости, американское влияние оказало решающее воздействие на их культуру. Английский язык повсеместно вытеснил испанский в качестве средства межнационального общения (а на Филиппинах живут полторы сотни народов, с десяток из которых государствообразующие).
Главным наследием почти 350-летнего испанского владычества оказалась католическая вера (ее придерживаются 80 процентов филиппинцев) и то, что большинство жителей страны носит испанские имена и фамилии. Что же до американского влияния, то оно сказывается, к примеру, в музыкальных вкусах, ориентированных на западную поп-музыку (что, впрочем, является распространенным трендом в Восточной и Юго-Восточной Азии), пристрастии к фаст-фуду и популярности таких игр, как баскетбол и бейсбол.
В США находится крупнейшая зарубежная филиппинская диаспора. Там проживает около четырех миллионов человек, имеющих филиппинское происхождение, что составляет до полутора процентов от общего населения США. Примечательно, что вторая по размеру филиппинская диаспора в мире (полтора миллиона человек) приходится на Саудовскую Аравию, а всего за рубежом живут 10-13 миллионов филиппинцев. Но если на Ближнем Востоке выходцы из этой страны выполняют в основном неквалифицированную работу, то в США они, как правило, относятся к среднему классу и являются владельцами мелкого бизнеса.
Все эти исторические и современные связи объясняют, почему первой зарубежной страной, пришедшей на помощь Филиппинам после разрушительного тайфуна, оказались США. В первые же дни в опустошенный стихией город Таклобан прибыли американские морпехи из дислоцированного на островах контингента. Они приняли участие в разборах завалов, прокладке временных коммуникаций и помогли охранять общественный порядок местным полиции и военным. В то же время в Субик-Бэе стали загружать гуманитарной помощью грузовые «Геркулесы» ВВС США.
12 ноября американские власти в срочном порядке направили на Филиппины авианосную группу во главе с авианосцем «Джордж Вашингтон». Всего в спасательной операции примут участие семь тысяч военнослужащих, если учитывать суда сопровождения.
Помощь, очевидно, нужна, и чем быстрее, тем лучше. Филиппинские власти и спасатели совершенно не справляются с масштабами бедствия. Шестиметровые волны и ветер, скорость которого превышала 300 километров в час, сровняли с землей столицу провинции Лейте город Таклобан и окрестные поселки.
По предварительным данным, от тайфуна пострадали десять миллионов человек, 660 тысяч остались без жилья. Число погибших уже превысило 1800 человек, но существуют опасения, что эта цифра достигнет 10 тысяч. По ориентировочным оценкам, экономика страны понесла ущерб в 13,8 миллиарда долларов. ООН обратилась к мировому сообществу за финансовой помощью, оценив восстановительные работы в 300 миллионов долларов.
США, хотя и борются за сокращение бюджетных расходов, вряд ли оставят союзника в беде, тем более что обе страны связаны пактом о взаимной обороне в случае нападения. Стихия является самым естественным противником, поэтому в Вашингтоне и пошли на весьма символический шаг, срочно отправив на помощь авианосец.
Свою лепту уже внесло мировое сообщество. ООН пообещала 25 миллионов долларов, Великобритания — 16 миллионов, Япония и ОАЭ — по десять миллионов, Евросоюз — четыре миллиона. Госсекретарь США Джон Керри сказал, что американское посольство в Маниле уже в первые часы после стихийного бедствия выделило значительную сумму на первую неотложную помощь. Хотя он и не уточнил ее размеры, понятно, что за деньгами дело не станет, но сейчас Филиппинам важнее получить самое необходимое для сотен тысяч нуждающихся: питание, средства личной гигиены, стройматериалы. И поэтому на первое место выходит логистическая поддержка, которую в данном случае может оказать только американская армия.