В Киеве судят защитника экс-премьера Юлии Тимошенко. Бывшего депутата Верховной Рады, заслуженного юриста Украины Сергея Власенко обвинили в домашнем насилии и на днях чуть не арестовали по требованию его бывшей супруги. Неурядицы в семье адвоката, которые, к слову, длятся уже не один год, теперь активно обсуждаются не только на страницах СМИ, но и в Верховной Раде. Соратники экс-премьера договорились до того, что уголовное преследование Власенко может «похоронить» евроинтеграцию Украины. Шансы самой Тимошенко обрести свободу (на чем настаивают европейские политики) меж тем незаметно сошли на нет.
Сергей Власенко и бывшая модель Наталья Окунская развелись в 2008 году после двух лет брака. У пары есть общая дочь — Полина. У Окунской от прежних двух браков еще трое детей — Игорь, Андрей и Маша (удочеренная дочь Власенко, от которой он впоследствии отказался). Сразу после развода бывшие супруги погрязли в судебных тяжбах. Они не могли разделить совместно нажитое имущество. Помимо этого Власенко, со слов Окунской, подал против нее несколько исков о клевете, жаловался суду, что она не дает ему видеться с Полиной, и даже якобы оспаривал права на опекунство. Бывшая супруга, в свою очередь, обвиняла Власенко в неуплате алиментов и побоях.
В феврале 2012 года Окунская сообщила, что ей удалось отсудить у Власенко полдома (трехэтажное здание площадью 800 квадратных метров в центре Киева) и половину автомобиля «Лексус». Спустя год она получила необходимые документы на недвижимость, и тогда же выяснилось, что ее бывший супруг сдал дом в аренду депутату от фракции «Батькивщина» Сергею Пашинскому, а тот нашел субарендатора — Владимира Зубченко. Окунская заявила, что не намерена сдаваться, и впоследствии по ее иску было арестовано все личное имущество Пашинского. А в спорный дом она в отместку заселила цыганский табор.
Так же кардинально Окунская решила вопрос с алиментами. Суд обязал Власенко ежемесячно перечислять бывшей супруге 25 процентов от своих доходов на содержание их общей дочери. Речь, по всей видимости, шла о немалых суммах. На них пролил свет скандал, произошедший в январе этого года: защитник Тимошенко не смог вылететь из Киева в Страсбург, где он должен был участвовать в сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы. Как сообщалось, Власенко не выпустили из страны из-за долга по алиментам в 137,5 тысячи гривен (около 17 тысяч долларов). Спустя несколько дней задолженность была погашена. Минувшим летом Окунская опять-таки через суд добилась того, чтобы сумма алиментов была фиксированной — десять тысяч гривен ежемесячно (около 1,2 тысячи долларов).
Судебные разбирательства сопровождались обличительными заявлениями Окунской, которая всячески пыталась задеть экс-супруга. Она утверждала, что Власенко несколько лет назад купил поддельный диплом профессора Международного Соломонова университета и что он на протяжении длительного времени «выколачивал» деньги из Юлии Тимошенко. «Мне точно известно, что свои услуги по защите лидера "Батькивщины" он оценивает в 200 тысяч долларов в месяц, которые ему исправно платят. Зная лично, какой человек Власенко, могу точно сказать — ему выгодно, чтоб Юля Владимировна никогда не вышла из тюрьмы», — цитировал ее слова «Обозреватель». Помимо этого, Окунская отправила в Европарламент письмо, в котором описывала «издевательства над отчаявшейся многодетной матерью». Сам Власенко бракоразводный процесс старался не комментировать, заявив лишь, что есть женщины, «которые ради денег и личного пиара готовы изменять мужчине».
Минувшей весной «война» между бывшими супругами вышла на новый уровень. Окунская, в свое время утверждавшая, что Власенко «слишком широко трактует депутатскую неприкосновенность», получила на руки крупный козырь — ее оппонента, который избирался в Раду шестого и седьмого созывов от «Батькивщины», лишили депутатских полномочий. Сделано это было по жалобе одного из депутатов от Партии регионов, указавшего, что Власенко совмещал работу в парламенте с адвокатской деятельностью, что запрещено регламентом. Почти сразу же защитник Тимошенко узнал, что в отношении него расследуют сразу несколько дел по заявлениям Окунской. Тогда же Власенко предположил, что его скоро задержат, однако ход этим делам был дан только сейчас.
11 ноября лидер фракции «Батькивщина» Арсений Яценюк, выступая в парламенте, зачитал смс-сообщение от Власенко о том, что его арестовали в Генпрокуратуре. «Если эта информация соответствует действительности, то это срыв саммита в Вильнюсе! Это основное задание, которое сейчас стоит перед властью», — негодовал Яценюк. В тот же день, как пишет «Коммерсантъ-Украина», он вместе с группой депутатов отправился в Главное следственное управление ГПУ, где находился Власенко. Сразу попасть в здание им не удалось, так как центральный вход был закрыт. Тогда несколько депутатов начали скандировать под окнами «Сережа, вы-хо-ди!», а Яценюк позвонил генеральному прокурору Виктору Пшонке, потребовав разобраться в ситуации. Спустя некоторое время депутатов впустили в здание, где и сообщили, что Власенко допрашивали по делу о нанесении телесных повреждений бывшей супруге и что арестовывать его никто не собирался.
12 ноября Печерский районный суд Киева избрал Власенко меру пресечения в виде залога в 22,9 тысячи гривен (2,8 тысячи долларов). Ему запретили покидать украинскую столицу (за исключением поездок в Харьков, где находится Тимошенко), обязав являться на допросы и отмечаться у следователя дважды в неделю на протяжении двух месяцев.
Какие именно эпизоды вменяют защитнику Тимошенко, сказать сложно. Окунская утверждала, что Власенко бил ее часто и сильно. Она рассказывала, что после одного из таких избиений «пролежала с синим лицом и в гипсе 23 дня в больнице». В 2010 году женщина уже обращалась в милицию по этому поводу, но безрезультатно. «Я пыталась добиться возбуждения уголовного дела, но пока Юлия Владимировна была у власти — это было невозможно. Он мне тогда так и сказал: "Только попробуй рыпнуться!" Но я рыпнулась, когда та власть ушла», — отметила Окунская, заверив, что уголовное преследование ее бывшего супруга нельзя считать политическим.
Иного мнения придерживаются бывшие коллеги Власенко по фракции, заявившие, что власть и Партия регионов «используют его бывшую супругу как инструмент расправы и дискредитации соратников Юлии Тимошенко». Сама экс-премьер в своем послании, обнародованном 12 сентября, заявила, что «абсурдные» дела против Власенко являются «последним ударом в самое сердце украинских надежд на подписание соглашения (об ассоциации с ЕС)». «Янукович хочет убедить европейских лидеров, что их усилия по защите Украины от диктатуры бесполезны и они должны сдаться и отступить», — подчеркнула экс-премьер, призвав своих соратников несмотря ни на что добиваться подписания соглашения.
Опасения экс-премьера вряд ли можно считать оправданными. Представители ЕС пока не торопятся реагировать на преследование Власенко, хотя, безусловно, осведомлены об этом. Как сообщили в пресс-службе «Батькивщины», накануне из-за заседания суда и допроса защитник Тимошенко не смог встретиться с представителями Европейского парламента Пэтом Коксом и Александром Квасьневским, которые в ближайшее время должны представить свой отчет о работе на Украине.
Не исключено, что Европа, которая ранее уже шла на уступки Киеву, закроет глаза и на это недоразумение. Однако остается открытым вопрос о целях, которые преследовали украинские власти, отдав под суд защитника Тимошенко непосредственно перед подписанием ассоциации. По мнению политолога Вадима Карасева, таким образом они (власти) хотели снизить активность Власенко «как основного публичного коммуникатора между Тимошенко и ее соратниками, а также как человека, к чьему мнению прислушиваются в ЕС».
Директор социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко, в свою очередь, предположил, что давление на Власенко — это «продолжение издевательства над Тимошенко, попытки дискредитировать, выставить в аморальном свете ее адвоката». В комментарии «Лiга-Новости» эксперт отметил, что чиновники сознательно усилили резонанс дела. На это указывает хотя бы тот факт, что расследованием семейных конфликтов занимается Генеральная прокуратура республики. «Дело Власенко — не уровень Генеральной прокуратуры, это понимают и в ГПУ, однако не могут противиться приказам первых лиц — реальных инициаторов игры, частью которой оказался адвокат Тимошенко», — добавил он.
Руководитель центра «Третий сектор» Андрей Золотарев в уголовном преследовании Власенко увидел «четкий знак Евросоюзу о том, что игра продолжается и желание украинской власти подписать ассоциацию — не такой уж свершившийся факт». Есть также мнение, что руководство республики таким образом попыталось спровоцировать соратников Тимошенко на острые заявления и необдуманные поступки, чтобы затем переложить на них ответственность за срыв ассоциации.
Пока же инициаторам этого разбирательства удалось добиться одного: перипетии личной жизни заслуженного юриста Украины на время затмили в информационном пространстве все остальные новости — в том числе о последнем «секретном» визите президента Виктора Януковича в Москву (а Кремль, как известно, выступает резко против евроинтеграции соседа) и о том, что депутаты Рады так и не смогли принять законопроект о лечении Тимошенко за рубежом. Если следовать логике украинского руководства, которое за две недели до саммита в Вильнюсе все увереннее заявляет Брюсселю, что ассоциацию нельзя увязывать с дальнейшей судьбой экс-премьера, то можно предположить, что этот документ вообще не будет утвержден ни в ближайшее время, ни когда-либо еще.