Культура
11:37, 14 ноября 2013

Телекинез — это нормально В прокат выходит новая экранизация «Кэрри» Стивена Кинга

Сергей Оболонков
Кадр из фильма «Телекинез»

16-летняя актриса Хлоя Грейс Моретц в интервью признается, что в жизни является самой обычной девочкой, привязанной к родителям, однако продюсеры фильмов культивируют совсем другой образ. Хлоя уже успела сыграть вампиршу, оборотня и Убивашку. Теперь список ее «страшных» ролей пополнился еще старшеклассницей с паранормальными способностями. Актриса снялась в новой экранизации знаменитого романа Стивена Кинга «Кэрри», которую российские прокатчики выпускают на экраны под названием «Телекинез».

Сюжет «Кэрри» «Телекинеза» известен, пожалуй, практически каждому. Главная героиня — застенчивая девочка-подросток, выращенная религиозной и суровой матерью-одиночкой (в новой экранизации ее играет Джулианна Мур). Незадолго до выпускного Кэрри узнает две шокирующие вещи: во-первых, она умеет двигать предметы силой мысли, во-вторых, у нее, оказывается, может случиться менструация. Последний факт шокирует девочку (мать, считающая секс и все с ним связанное абсолютным злом, даже и не подумала рассказать дочери, что такое месячные), что в свою очередь невероятно веселит ее одноклассниц — Крис (Портия Даблдэй), самая злобная из них, даже записывает ролик с перепуганной Кэрри на свой смартфон, а затем размещает видео на YouTube.

Учителя поведение Крис не одобряют, и в результате ей запрещают идти на выпускной. Сама она считает, что в случившемся виновата Кэрри, и планирует месть. Но Кэрри, напомним, обладает телекинетическими способностями, так что в скором времени по экрану начинают летать ножи, автомобили, тела и другие предметы. Многие участники событий умирают.

Новая экранизация романа Кинга, постановкой которой занималась Кимберли Пирс («Парни не плачут»), получилась во всех смыслах неужасной. Если говорить об общем уровне картины, то это во многом заслуга не режиссера, а исполнительниц главных ролей — Мур и Моретц. Первая, как всегда, великолепна, вторая достаточно убедительна, чтобы ее персонаж вызывал сочувствие. Некоторая неувязка разве что в том, что Кэрри — вроде бы девушка невзрачная. Моретц же какая угодно, но не невзрачная, причем абсолютно неважно, использует ли она косметику и что на ней надето — розовое вечернее платье или мешкообразная хламида.

Кроме того, экранизация получилась неужасной в том смысле, что испугаться при ее просмотре у вас вряд ли получится. Да, Крис и ее бойфренд убивают свинью, а главная героиня летает верхом на кровати и убивает людей острыми предметами. Но обидчики Кэрри (и Крис в первую очередь) в фильме показаны такими неприятными, что их все равно не жалко. Так что в целом у Пирс получился не фильм ужасов, а подростковая драма об обиде и мести. Может, это и к лучшему: создатели современных хорроров нередко испытывают склонность к излишнему натурализму — а от фильма по мотивам классической книги Кинга такого, пожалуй, не хотелось бы.

Другой вопрос, что неужасности «Телекинеза» не хватает на то, чтобы лента Пирс стала достойным конкурентом экранизации «Кэрри», снятой Брайаном де Пальмой в 1976 году. Фильм де Пальмы, в котором главную героиню сыграла Сисси Спейсек, был (и остается) более страшным и мощным. И Спейсек, и Пайпер Лори, сыгравшая в картине 37-летней давности мать Кэрри, выдвигались на «Оскары», правда, наград не получили. Ленту до сих пор вспоминают с почтением и периодически пересматривают — причем далеко не только поклонники фильмов ужасов. Пирс же явно снимала свою картину с оглядкой на де Пальму. Она, конечно, сделала поправку на смартфоны и YouTube, но таких признаков современности в «Телекинезе» не так-то много. Так или иначе, на фоне работы де Пальмы новая экранизация кажется необязательной.

Впрочем, выход «Телекинеза» может иметь побочный положительный эффект. В современной России найдется немало родителей-пуритан, считающих, что их детям половое просвещение совершенно ни к чему. Мам и пап, боящихся, что их дочери вырастут в наглых и распущенных девиц вроде Крис, можно понять; вот только едва ли здесь дело в пробуждении сексуальности, скорее — в воспитании. Зато можно с уверенностью утверждать, что в аккуратном, но затюканном ребенке, всего за месяц до выпускного узнавшем, что такое менструация, обнаружится если и не телекинез, то какая-нибудь еще черта характера, которая испортит жизнь и ему, и родителям.

< Назад в рубрику