В конце октября секеи — проживающие в Румынии венгры — провели масштабную акцию в знак протеста против предстоящей в стране административной реформы, которая, как опасаются венгры, может существенно ограничить их права. Воспользовавшись ситуацией, секеи в очередной раз напомнили Бухаресту о своем требовании предоставить им автономию, создания которой они добиваются уже не первый год.
Акция протеста против правительственных планов состоялась еще 27 октября в Трансильвании, где сосредоточены секейские общины. Митинговать вышли жители 14 секейских городов, расположенных в трех жудецах (уездах) — Харгите, Ковасне и Муреше. Центральным событием того дня стал «Великий секейский марш», в котором, по данным организаторов мероприятия, приняли участие около 120 тысяч человек. Живая цепь, которую вдоль одной из трансильванских трасс образовали участники марша, протянулась более чем на 50 километров.
Поводом для проведения акции протеста стала недавно объявленная румынскими властями административная реформа. Ее суть заключается в разделении территории страны по новому принципу. Сейчас самая крупная административно-территориальная единица — это жудец, которых в Румынии насчитывается 41. Сорок вторым регионом является столица, которая, как это часто бывает, управляется самостоятельно.
Все жудецы условно сгруппированы в восемь так называемых регионов развития, которые, однако, административными субъектами не являются. Созданы эти регионы были в 1998 в преддверии вступления Румынии в ЕС исключительно с целью распределения финансовой помощи и сбора статистики и по сути являются виртуальными образованиями. Между тем разделение страны на сорок с лишним мелких субъектов, по мнению властей, способствует лишь расцвету коррупции и снижению эффективности экономической политики.
Секеи, как уже говорилось, в основном сосредоточены в трех трансильванских жудецах, где их, по данным переписи от 2011 года, насчитывается около 610 тысяч человек (еще примерно столько же венгров проживают менее компактными общинами в других частях Румынии). В Харгите и Ковасне доля секеев составляет 86,6 и 73,7 процента соответственно, в Муреше — 38,1 процента. Несмотря на то, что администрации первых двух регионов возглавляют представители румынских венгров, подавляющее большинство ответственных должностей в них, по данным одного из представителей секейских общин, занимают румыны. В частности, в Ковасне более чем 90 процентов судебных и прокурорских служащих представлены именно румынами. Из них же состоят полиция и налоговые органы.
Неприятие предстоящей реформы среди секеев вызвали планы включить их жудецы в одну из более крупных административно-территориальных единиц наряду с «невенгерскими» уездами. В частности, по одной из версий, приведенной в венгерской прессе, помимо Харгиты, Ковасны и Муреша в новый субъект должен будет войти жудец Брашов, из-за чего доля секеев в новом регионе составит всего около 40 процентов. Как считают сами венгры, их уезды следует объединить в отдельный субъект, которому должен быть предоставлен статус автономии. В частности, они хотят сами распоряжаться взимаемыми в регионе налогами (сейчас все они уходят в центральную казну), а также более полноценно влиять на политику в регионе.
Для того чтобы лучше понять, почему венгры так настойчиво требуют самоуправления, требуется небольшой экскурс в историю. По некоторым данным, секеи (самоназвание — székelyek), которые сами себя считают обособленной группой в рамках венгерского этноса, пришли в район нынешней Трансильвании еще в пятом веке нашей эры, то есть раньше, чем мадьяры (которые появились там в конце девятого века).
Так ли это было в самом деле, сейчас сказать сложно, однако первое упоминание о секеях относится к десятому веку, когда Трансильвания оказалась под властью Венгерского королевства. Связь между проживавшими на ее территории секеями и венгерскими государствами (в том числе в рамках Священной Римской империи под управлением Габсбургов, а после — Австрийской империи и Австро-Венгрии) сохранялась вплоть до начала XX века. При этом в некоторые периоды истории секеи пользовались достаточно широкими правами и полномочиями.
К Румынии Трансильвания фактически перешла в 1918 году по итогам Первой мировой войны, с распадом Австро-Венгерской империи. Закреплено это было в 1920 году Трианонским договором. Уже после Второй мировой войны, в 1952 году, когда у власти в Румынии находились коммунисты, в рамках административной реформы, предусматривавшей создание небольшого числа крупных регионов, была создана Венгерская автономная область. Однако в 1968 году состоялась новая реформа, области были заменены более мелкими жудецами, а секеи лишились автономии.
В 1989 году, когда пал режим Чаушеску, у секеев появились надежды на то, что их самоуправление возродят. Однако новые власти не решились на перемены, в результате чего территориально-административное деление Румынии осталось практически неизменным с советских времен, а венгры так и не получили автономию.
Активно бороться за самоуправление венгры начали в 2003 году после учреждения Секейского национального союза. Эта организация попыталась организовать референдум по поводу создания в Румынии секейской автономии. Однако в Бухаресте резко воспротивились этой инициативе, в результате чего законопроект о проведении плебисцита был отклонен в парламенте без обсуждения. Венгры тем не менее решили организовать неофициальный референдум, который продемонстрировал, что за введение самоуправления высказались более 99 процентов опрошенных секеев.
Впоследствии венгры не раз пытались продавить менее масштабные плебисциты, в рамках отдельных жудецев, однако ни один из них так и не был санкционирован. Очередную попытку провести голосование в трех секейских уездах местные власти предприняли в конце октября — начале ноября 2013 года на волне усиления антирумынских настроений. По замыслу венгров, референдум должен был состояться 8 декабря, однако в Бухаресте снова выступили против инициативы, объявив подготовку к голосованию в Муреше незаконной. В остальных двух регионах референдум также вряд ли позволят провести. Скорее всего, не пройдет через парламент и законопроект об учреждении венгерской автономии, который в конце октября внесла главная секейская партия — Демократический совет румынских венгров (UDMR).
Обосновывая отказ предоставить секеям автономию или хотя бы даже вынести этот вопрос на голосование, в Бухаресте пояснили, что такие шаги противоречат конституции. В частности, власти апеллируют к тезису о том, что Румыния является унитарным и неделимым государством. Создание же некоего автономного региона, по мнению Бухареста, нарушит принцип унитаризма.
Секеи, в свою очередь, напирают на то, что, вступив в ЕС, Румыния подписала ряд документов, в которых говорится о необходимости защищать интересы национальных меньшинств. В частности, они особо выделяют Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств и Европейскую хартию региональных языков.
Бухарест между тем настаивает, что венгров в стране и так никто не притесняет. Власти подчеркивают, что у секеев есть право на обучение на их собственном языке и что венгерский язык используется в государственных учреждениях в регионах со значительной долей секейского населения. Впрочем, касаясь темы секеев, румынские руководители не всегда сохраняют дипломатичный тон. Так, например, в одной из бесед с прежним президентом Венгрии Ласло Шойомом его румынский коллега Траян Бэсеску заявил, что «венгерское меньшинство никогда не получит автономию», которую он сравнил с «государством в государстве».
Поддержка секеев со стороны Будапешта порой приводила к дипломатическим скандалам. В частности, в начале 2013 года Румыния и Венгрия поругались из-за того, что над парламентом в Будапеште был поднят секейский флаг, неофициально принятый еще в 2009 году. Сделано это было из солидарности с румынскими венграми, которым Бухарест запретил использовать этот символ в их регионах.
Главными сторонниками секеев в Венгрии считают националистов из оппозиционной радикальной партии «Йоббик». Но и в адрес нынешних властей стали чаще звучать обвинения в сдвиге вправо. По мнению экспертов, объявив о поддержке румынских венгров, партия «Фидес», чей лидер Виктор Орбан возглавляет правительство, могла таким образом попытаться выбить почву из-под ног у «Йоббика». Играя на националистических настроениях избирателей, Орбан, возможно, также отвлекает их внимание от не самого лучшего положения дел с экономикой в преддверии назначенных на 2014 год выборов в венгерский парламент. В рамки этой же стратегии укладывается и принятый в 2011 году закон, дающий право на двойное гражданство всем проживающим за рубежом этническим венграм (в том числе секеям), которые также получают возможность принимать участие в голосовании.
Что же до самих секеев, то они, как это порой бывает в подобных случаях, могли стать разменной монетой в большой политической игре. Власти Румынии пока что не демонстрируют никакого намерения менять свое отношение к местным венграм: не исключено, что Бухаресту выгодно иметь наготове пугало, которое можно в случае чего предъявлять избирателям. Между тем румынские венгры, которые изначально говорили, что будут бороться за право на автономию законными методами, недавно заявили, что если их интересы не будут учтены, они готовы перейти к акциями неповиновения. Конечно, это еще не значит, что они намерены устраивать локальную войну и идти на баррикады, однако пятидесятикилометровая цепь из людей вполне может служить предупреждением.