Бывший СССР
13:34, 22 ноября 2013

Провоцируя Майдан Виктор Янукович отказал Украине в евроинтеграции

Петр Бологов
Виктор Янукович
Фото: Alexander Klein / AFP

21 ноября, буквально за несколько дней до начала вильнюсского саммита ЕС, на котором ожидалось подписание соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом, официальный Киев внезапно приостановил подготовку к подписанию этого документа. Противники действующей украинской власти расценили этот шаг как отказ Виктора Януковича от европейского вектора внешней политики и переориентацию Незалежной на союз с Россией. К тому же практически одновременно появилась информация, что Киев возобновляет переговоры с Москвой о своем участии в Таможенном союзе. Все это дало повод украинцам, по какой-то причине уже ощутившим себя частью объединенной Европы, говорить о государственной измене со стороны Януковича и его команды.

То, что с подготовкой соглашения об ассоциации дела обстоят не так гладко, как хотелось бы большинству украинских граждан (а по последним данным евроинтеграцию поддерживает 58 процентов украинцев), было вполне очевидно. Особенно на фоне провального рассмотрения в Верховной Раде пакета законов, которые позволяли отправить за рубеж на лечение Юлию Тимошенко. Освобождение осужденного на семь лет тюрьмы бывшего премьера было одним из условий успешного исхода саммита, которое ставил Евросоюз. Какое-то время казалось, что ради подписания соглашения Янукович готов облегчить участь своей давней соперницы, тем более что риторика первых лиц государства, в один голос певших оды евроинтеграции, позволяла сделать вывод, что Киев в кои-то веки решил определиться со своим будущим. Но, как оказалось, это впечатление было обманчивым — Янукович дал задний ход и если не полностью загнал евроинтеграционные процессы в тупик, то очевидно отбросил их далеко в прошлое.

Резкий поворот в украинской внешней политике связывают со встречей, которую 9 ноября провел с Януковичем российский президент Владимир Путин. Детали этого рандеву покрыты тайной — прессе об итогах встречи ничего определенного не сообщили, поэтому экспертам оставалось только гадать, о чем говорили два президента. Правда, издание «Зеркало недели», ссылаясь на собственные источники, проинформировало, что речь на переговорах шла о готовности Кремля способствовать переизбранию Януковича на второй срок в 2015 году в обмен на отказ от евроинтеграции и присоединение Украины к Таможенному союзу. Но, как отмечало издание, поддержать достаточно жесткие требования Путина — тот, дескать, хотел полной приостановки переговоров с ЕС — и подписать «вассальный договор» с Москвой Янукович вроде как отказался. Теперь же получается, что Путин мог и додавить своего визави.

На этом фоне любопытно выглядит заявление, с которым выступил российский президент за какие-то считанные минуты до того, как стало известно о приостановке работы над соглашением между Киевом и Брюсселем. Выступая на заседании российского литературного общества, Путин широким жестом отпустил Украину на все четыре стороны, заявив, что не имеет ничего против ее евроинтеграции, вот только возможное вступление Незалежной в НАТО его тревожит. Он также упомянул о готовности российской стороны участвовать в трехсторонних переговорах Россия — Украина — ЕС, которые, по мнению президента, должны пройти еще до установления ассоциированных отношений Украины и Евросоюза. Пока, судя по заявлениям из Киева, события развиваются в точности так, как того пожелал российский лидер.

В постановлении украинского правительства, приостановившем работу над соглашением об ассоциации, точнее в его мотивировочной части, изложены все те тезисы, которые в последние месяцы декларировал Кремль, пытавшийся отговорить Киев от движения на Запад. Поясняя свое решение, в кабинете министров Николая Азарова уточнили, что принято оно было «с целью более детального изучения и отработки комплекса мер, которые необходимо осуществить для восстановления утраченных объемов производства и направлений торгово-экономических отношений с РФ и другими государствами — членами СНГ». И далее следует поручение, которое украинский премьер дал МИД, Минэкономразвития и Министерству промышленной политики, — предложить ЕС и России образовать комиссию на трехсторонней основе для решения насущных вопросов экономического сотрудничества. О чем, собственно, и говорил Путин.

Пока украинцы приходили в себя, изучая правительственное постановление, Янукович, находившийся в четверг на переговорах с австрийским федеральным президентом Хайнцом Фишером в Вене, заверил журналистов, что «Украина шла и дальше будет идти по пути евроинтеграции». Сгладить впечатление пытались и чиновники рангом пониже: советник президента Андрей Гончарук заявил, что решение правительства Азарова нельзя расценивать как крест на европерспективах Украины, а представитель Киева при Евразийской экономической комиссии Виктор Суслов и вовсе предрек улучшение ситуации в экономике после отказа от ассоциации. В правящей же Партии регионов предпочли упрекнуть Евросоюз за отказ от партнерских отношений и нежелание ничего слышать о трудностях, которые испытывает украинская экономика из-за безудержного стремления Киева в ЕС.

Однако на фоне той паники, которую начали поднимать в Киеве оппоненты президента, все вышеуказанные заявления прозвучали крайне блекло. Оппозиция же, как ей и полагается, была куда более красноречива. Лидер парламентской фракции «Батькивщина» Арсений Яценюк напрямую обвинил Виктора Януковича и Николая Азарова в государственной измене, потребовав от них в пятницу явиться в парламент и объяснить свои антиконституционные решения. «Азарова — в парламент. Януковича — в парламент», — завершил Яценюк свое выступление с парламентской трибуны. В свою очередь националисты из «Свободы» призвали к импичменту президента и отставке Азарова. Ожидается, что именно такие требования будут выдвинуты на митинге оппозиции 24 ноября в Киеве, которому уже сейчас прочат масштаб и последствия Майдана-2004.

Впрочем, некоторые предпочли не ждать 24-го и вышли на улицы уже в четверг — более 1500 сторонников евроинтеграции собрались на главной площади украинской столицы с флагами ЕС и двинулись выражать свое возмущение к администрации президента на Банковой улице, куда власти оперативно подогнали автобусы со спецназом. К митингующим присоединились лидеры оппозиции, в числе которых был и Яценюк, не преминувший сообщить собравшимся о том, что «президентские выборы уже начались». Одновременно с Киевом прошли акции в Ужгороде, Донецке, Ивано-Франковске, Луцке и Львове, однако, несмотря на ожидания, массового характера они не приобрели. По крайней мере, пока.

Возмущение и даже отчаяние украинцев, успевших обложить матом Азарова на его странице в Facebook, понять можно — похоже, даже европейские партнеры Киева несколько оторопели от подобного развития событий. Член мониторинговой комиссии Европарламента Александр Квасьневский, комментируя перспективы предстоящего саммита, закрыл тему соглашения об ассоциации: «На саммите в Вильнюсе его не подпишут». Одновременно еврокомиссар Штефан Фюле отменил свой запланированный визит на Украину без объяснения причин.

В свою очередь верховный представитель Евросоюза по иностранным делам Кэтрин Эштон, признавшись, что соглашение, предложенное Киеву, было самым амбициозным документом, который ЕС когда-нибудь предлагал стране, находящейся за его пределами, выразила глубокое разочарование итоговым решением украинского правительства. Не менее кислой была реакция и официального представителя Госдепартамента США Дженнифер Псаки, которая при этом все же выразила робкую надежду, что до саммита спорные вопросы можно урегулировать, а само соглашение — подписать.

Общий тон публикаций в западной прессе свелся к констатации очевидного факта: Россия выиграла, Евросоюз проиграл, причем еще и пережил оскорбление от Украины, которая все последние годы вроде как обхаживала Брюссель, а добившись наконец его благосклонности, попросту «кинула». Только обижаться в данном случае европейцам стоит лишь на самих себя: продемонстрированные Москвой методы политического и экономического давления на Украину, включая, возможно, элементарный подкуп или шантаж, давно должны были убедить Брюссель в том, что соревноваться с Кремлем, используя исключительно высокую дипломатию, занятие малоперспективное. Тем более когда имеешь дело с Украиной, которая умеет торговаться.

< Назад в рубрику