Бывший СССР
20:09, 27 ноября 2013

Федерация на берегах Днестра Реанимирован российский план по объединению Молдавии

Михаил Тищенко
Блок-пост российских миротворцев на въезде в город Бендеры
Фото: Сергей Кузнецов / РИА Новости

В Молдавии вновь попытались реанимировать «меморандум Козака» — план по урегулированию приднестровского конфликта, который десять лет назад был предложен Россией и отвергнут тогдашним молдавским руководством. С аналогичным проектом на днях выступила местная Партия социалистов. Он предусматривает, что Молдавия и Приднестровье сформируют федеративное государство. Ранее в Кишиневе критиковали подобные предложения, воспринимая их как попытки «приднестровизировать» Молдавию и вернуть ее в сферу российского влияния. Наблюдатели полагают, что о реализации проекта социалистов можно будет говорить лишь в том случае, если в Молдавии произойдет смена власти.

Презентацию нового проекта приурочили к 25 ноября — годовщине провала «меморандума Козака». В 2003 году российский план был готов к подписанию, однако в последний момент его отказался поддержать тогдашний президент Молдавии, лидер местной коммунистической партии Владимир Воронин. Противники Воронина сочли его решение результатом давления со стороны Запада. Сам же президент, оправдываясь, говорил, что несогласен с пунктом о пребывании в «федеративной Молдавии» российских войск.

Демарш Кишинева привел тогда к охлаждению российско-молдавских отношений. Позднее, уже после отставки Воронина и прихода к власти в Молдавии альянса из нескольких партий, выступающих за сближение с Европой, предпринимались попытки вернуться к этой теме. Но официальной поддержки они не получили. Да и Приднестровье, отколовшееся от Молдавии еще в начале 1990-х, в 2006 году провело референдум, зафиксировавший, что местное население не желает возвращаться в состав Молдавии, а выступает за «независимость и последующее присоединение к Российской Федерации».

В российском МИДе, выступая на днях по этой теме, заявили, что «остается лишь сожалеть о тех перспективах, которые открывались бы в случае реализации идей, заложенных в меморандуме». Перспективами, по словам представителя МИДа, были прекращение приднестровского конфликта и «вывод сторон на путь активного и плодотворного сотрудничества».

И распустить армию

Партия социалистов, которая теперь пропагандирует идею федерации, позиционирует себя в качестве оппозиционной. Ее лидер Игорь Додон в прошлом находился в рядах коммунистов, в период президентства Владимира Воронина работал в правительстве. Позднее он примкнул к Партии социалистов, которую вскоре возглавил. Додон является сторонником вступления Молдавии в Таможенный союз — в противовес проевропейскому руководству страны, рассчитывающему в ближайшее время утвердить соглашение об ассоциации с ЕС.

Создание «молдавской федерации» социалисты преподносят как «единственный реально достижимый подход» по решению приднестровского конфликта. «Наш народ будет воссоединен, станет единым целым, исчезнут административные барьеры, — заявляют они. — При этом территория Молдовы на левобережье Днестра, а именно в Приднестровье, как субъект федерации сохранит за собой важную часть автономии, а также собственную специфику, включая часть своей символики и политического представительства». В самом Приднестровье, по утверждению авторов плана, его рассматривают «с большой предрасположенностью к диалогу».

«Концепция основных принципов Молдавской Федерации» предполагает, что в федеративное государство войдут три субъекта: собственно Молдавия, Приднестровье, а также Гагаузия (в настоящее время это регион на юге Молдавии). Субъекты при этом будут иметь «свою собственную конституцию, законодательство, государственную собственность, самостоятельный бюджет и налоговую систему». Управлять общим государством будут федеральное правительство и федеральный президент.

В ведение субъектов федерации предлагается передать такие сферы, как регулирование определенных аспектов внешнеэкономической деятельности, семейное и жилищное законодательство, местное самоуправление. Совместно с центральными органами власти они будут курировать таможенное регулирование, энергетику, а также «владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами».

Субъекты «Молдавской Федерации» смогут состоять в международных организациях, «для членства в которых международная правосубъектность не является обязательным условием». В случае, если объединенная Молдавия решит заключить договор по вопросам, находящимся в ведении субъектов, федеральное правительство должно будет учитывать их мнение.

Объединенное государство при этом предлагается лишить армии, а порядок упразднения вооруженных сил — определить специальным законом. До полной демилитаризации, согласно плану, в «Молдавской Федерации» будут действовать вооруженные силы, формируемые «в соответствии с территориальным принципом комплектования воинских частей».

Чьи-то руки или чей-то хвост

Еще год назад, продвигая идею федерализации, лидер социалистов говорил, что она является «единственно компромиссной альтернативой в решении приднестровской проблемы». При этом оппозиционер призывал не искать в концепции, ранее предлагавшейся Россией, «чьи-то руки или чей-то хвост». «Тут все на виду и все предельно рационально», — утверждал он.

Представляя теперь свой план, социалисты сразу попытались отмежеваться от зарубежного влияния. «Это не очередной "план Козака", он не написан за рубежом и не представляет собою взгляд со стороны, — уверяют они. — Этот проект федерализации — результат работы экспертов Партии социалистов Республики Молдова, которые хорошо знакомы с приднестровской проблематикой».

Объяснение, правда, выглядит малоубедительным. Первый же пункт проекта социалистов является идентичным первому пункту российского меморандума («Республика Молдова и Приднестровье, сознавая свою ответственность за объединение страны, обеспечение гражданского мира и полноценного демократического развития, договорились, что окончательное урегулирование приднестровской проблемы должно осуществляться путем преобразования государственного устройства Республики Молдова с целью строительства единого независимого, демократического, основанного на федеративных принципах государства, определяемого в границах территории Молдавской ССР на 1 января 1990 года»). Пункт 1.3 нового проекта почти слово в слово повторяет пункт 3.1 документа десятилетней давности — о характере молдавского государства и «политике, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Схожи и основные принципы проектов: создание федерации из трех субъектов, наличие федерального правительства и президента, упразднение молдавской армии. Как выяснил «Коммерсантъ-MD», в разработке плана социалистов принимал участие бывший глава МИДа Приднестровья Валерий Лицкай. Позднее, по сведениям издания, проект получил одобрение в российском МИДе.

Между тем ряд существенных вопросов в проекте социалистов отражения не нашел. В частности, там не поясняется, в каком случае субъекты федерации смогут из нее выйти. В «меморандуме Козака» это, напротив, было прописано: там отмечалось, что население субъекта федерации (например, Приднестровья) сможет проголосовать за выход из объединенного государства «в случаях принятия решения о присоединении Федерации к другому государству и (или) в связи с полной утратой Федерацией своего суверенитета». На этот пункт субъекты федерации могли бы сослаться в случае гипотетического присоединения Молдавии к Румынии или же ее вступления в Евросоюз.

Опущен и более актуальный вопрос — что делать с российскими миротворцами, которые находятся на территории Приднестровья. В «меморандуме Козака» предлагалось оставить их в регионе еще на 20 лет (в проекте российской стороны, по информации «Коммерсантъ-MD», ранее речь шла о 49 годах, но срок был сокращен по требованию Молдавии, впрочем, и такие условия Кишинев в итоге не устроили). Власти республики впоследствии неоднократно требовали немедленного вывода российских подразделений, но согласия Москвы не добились.

Правительство Молдавии, комментируя еще в прошлом году предложения Додона о федерализации, эту идею отвергло. «Мы сейчас не обсуждаем федерализацию. Необходимо в рамках конституции определить статус, который бы предоставлял приднестровскому региону достаточные гарантии и широкую автономию», — заявил тогдашний премьер Владимир Филат. Разговоры о федерации он расценил как «повторение ошибок истории».

Нынешнее руководство Молдавии, ориентированное на интеграцию в Евросоюз, вообще не столь уж активно добивается возвращения Приднестровья. В правящих кругах поговаривали о том, чтобы признать отколовшийся регион «замороженной стройкой», на которую в обозримом будущем не стоит тратить время и ресурсы. Власти пока не доходят до того, чтобы официально поддержать призывы к отказу от претензий на пророссийски настроенное Приднестровье (тем самым, как выражаются сторонники этой идеи, Молдавия «перерезала бы пуповину, соединяющую ее с Россией»). Однако уже соглашаются, к примеру, ради либерализации визового режима с ЕС выставить миграционные посты на границе с регионом, таким образом фактически повышая его статус (Приднестровье, настаивающее на независимости, считает границу государственной, в Молдавии же рассматривают ее как административную).

Россию в этой ситуации вполне устраивает статус-кво, который дает ей определенные рычаги для влияния на обе стороны конфликта. Фактически поддерживая Приднестровье, Москва при этом не оспаривает формальную принадлежность региона к Молдавии. Условий же для создания нового государственного образования по российскому проекту пока нет: особой заинтересованности в этом нынешнее руководство Молдавии не проявляет.

Ситуация, как отмечает молдавский политолог Анатол Цэрану, может измениться после выборов (парламентские выборы в Молдавии пройдут в 2014 году), если к власти придут пророссийские силы. В этом случае, по его мнению, реанимация «меморандума Козака» в том или ином виде станет весьма вероятной. «Это позволило бы Москве не только разрешить конфликт, но и бесповоротно закрепить Молдову в восточном пространстве», — считает эксперт.

< Назад в рубрику